Любящие селиться в человеке глисты или присасывающиеся к нему пиявки хороши тем, что никогда не выступают по телевизору с критикой эксплуатируемого организма. Можете ли вы представить аскариду или эхинокка, которые, вылезя из заднего прохода хозяина, ползут на Первый канал толкать речь о его кровавых преступлениях или посылают туда паразитов рангом пониже? До такого сюжета не додумался ни один писатель-фантаст, но жизнь, как обычно, оказалась куда ярче литературы.
На первый взгляд антисталинские пассажи нынешних лидеров России не отличаются от аналогичных выступлений заместителя начальника Главного политического управления Советской Армии Волкогонова, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС Ельцина и полноценного члена того же Политбюро завотделом пропаганды ЦК Яковлева, но природа их совершенно иная. Первоначально выступления позднесоветских номенклатурщиков соответствовали разоблачению «культа личности» на ХХ съезде партии 1956 года. Лицемерие этих организмов и их подельников проявилось несколько позже, когда они едва ли не в один день из столпов партийной номенклатуры превратились в яростных антикоммунистов. Особо впечатлило меня стремительное перевоплощение внука сталинского наркома, секретаря ЦК комсомола, а затем вице-мэра Москвы Иосифа Орджоникидзе. В 1988 году очень похожий на него человек угрожал посадить мелкого комсомольского работника за несанкционированное обсуждение армяно-азербайджанских погромов, а в 1992 году, узнав, что тот остался верен прежним убеждениям, обещал задавить его вместе с остальной краснопузой сволочью.
У Владимира Путина и его гэбэшной команды ситуация была совершенно иная. Президентом его фактически назначили, легитимизация этого назначения опиралась на жажду населения к восстановлению порушенного прежним режимом порядка, ассоциировавшегося у многих именно со Сталиным. Согласно социологическим исследованиям, в начале нынешнего столетия положительно оценивало Сталина от 38 до 45% россиян. В то же время на президентских выборах 26 марта 2000 года за позиционировавшего себя как сталиниста лидера КПРФ Геннадия Зюганова проголосовало немногим более 29% избирателей, среди которых сторонниками покойного вождя были далеко не все. Значительную часть сталинистского электората получил именно Путин, и перед ним встало две задачи: сохранить этих людей и одновременно использовать усатый призрак как пугало для антисталинистской части своих избирателей и малочисленных, но склочных либералов. Дорогие россияне должны были твердо верить, что единственной альтернативой профанации выборов, ликвидации оппозиционных газет и телепрограмм, росту коррупции и превращению страны в данницу кадыровской Чечни является беспощадный террор, ужас перед которым должен испытывать каждый.
Поэтому сам Владимир Владимирович регулярно демонстрировал почтение к советскому прошлому, возвращал военную технику на парады, а серп с молотом на Знамя Победы, не отказывался при случае выпить за Иосифа Виссарионовича, и высказывался о нем очень аккуратно. «Очевидно, что с 1924 по 1953 год страна – а страной тогда руководил Сталин – изменилась коренным образом: она из аграрной превратилась в индустриальную. – Заявил он во время последнего сеанса общения с заранее подобранной и натасканной публикой. - Правда, крестьянства не осталось, и мы все прекрасно помним проблемы, особенно в завершающий период, с сельским хозяйством, очереди за продуктами питания и т.д. Все, что происходило в этой сфере, на село это не имело никакого позитивного влияния. Но индустриализация, действительно, состоялась. Мы выиграли Великую Отечественную войну. Кто бы и что бы ни говорил, победа была достигнута. Даже если мы будем возвращаться к потерям, вы знаете, никто не может сейчас бросить камень в тех, кто организовывал и стоял во главе этой победы, потому что если бы мы проиграли эту войну, последствия для нашей страны были бы гораздо более катастрофическими. Даже трудно себе представить. Весь тот позитив, который, безусловно, был, тем не менее, достигнут неприемлемой ценой. Репрессии, тем не менее, имели место быть. Это факт. От них пострадали миллионы наших сограждан. Такой способ управления государством, достижения результата, неприемлем. Это невозможно. Безусловно, в этот период мы столкнулись не просто с культом личности, а с массовыми преступлениями против собственного народа. Это тоже факт. Об этом мы тоже не должны забывать».
Не знаю, кто сотворил этот пассаж, но написано отлично! Прослушав такое, путиносталинцы должны разойтись с твердым убеждением, что национальный лидер с ними и лишь необходимость удерживать голоса оппонентов удерживает его от признания в любви к дорогому Иосифу Виссарионовичу! Само собой оппоненты обязаны уйти от экрана, думая с точностью до наоборот, а главное - обе компании никогда не объединятся в решении текущих проблем.
Вторую же часть программы поручили выполнять кинематографистам. Статьи и книги, с помощью которых воздействовали на общество в горбачевско-ельцинскую эпоху, уже не работали. Нахлебавшиеся предвыборных обещаний граждане резонно предположили, что коли им не выдали по две «Волги» за ваучер, десятки миллионов жертв ГУЛАГа, наверное, тоже вранье. Архивные документы и работы авторов, более объективно относящихся к советскому прошлому, это подтвердили, и для запугивания обывателя пришлось радикально сменить тактику. Главной силой стали не печатные труды, стремящиеся воздействовать на логику через пусть и фальсифицированные цифры и факты, а давящие исключительно на эмоции и подсознание.
«Появлению художественного четырехсерийного фильма «Жена Сталина» (режиссеры Мира Тодоровская и Олег Массарыгин) предшествовало довольно много документальных лент, толкующих и перебирающих обстоятельства частной жизни бывшего отца народов. – Отметил на страницах правительственной «Российской газеты» критик Юрий Богомолов. – Это все происходит на не очень благоприятном общественно-политическом фоне - нарастающие имперские настроения с само собой разумеющейся оглядкой на образ вождя. Вследствие всего этого Сталин сегодня едва ли не самый активный ньюсмейкер. Его мифологизированный труп - все еще реальный игрок на политическом поле России. «Исторические хроники» Николая Сванидзе, раскрывающие палаческую суть Иосифа Виссарионовича, сколь бы они ни были хороши и убедительны сами по себе, всего лишь царапают гранит этого вечного каменного гостя РФ. Мифологические клинья, как стало понятно, вышибаются только мифологическими клиньями. То бишь беллетристическими созданиями. С этой стороны и следует оценить усилия авторов «Жены Сталина». Создатели сериала ничего нового к тому, что перемалывали и перемывали до них тележурналисты, не добавили. И самая большая сенсация - Сталин женился на собственной дочери, - преподнесенная, правда, осторожно, - давно не новость. Так же, как намеки на романтические отношения Нади с Кировым и с Бухариным. Возможно, единственная новость - та, что Надя Аллилуева помогла своему супругу отправить вождя мирового пролетариата на тот свет. Но это все не идет ни в какое сравнение с той гадостью, на которую они решились, чтобы досадить идолопоклонникам, - они сделали наглядной частную жизнь их кумира. Мы увидели, как он соблазняет шестнадцатилетнюю девушку, как сожительствует с ней, как заставляет ее сделать аборт без обезболивания (а потом, выяснилось, абортов было десять), как принуждает ее к половым актам, когда у нее на то нет никакой охоты, как они моются в одной ванной. Голый Сталин не в переносном, а в прямом смысле - это штука посильнее не только «Фауста» Гете, но и поэмы Горького «Девушка и Смерть», о которой всуе поминают любовники. А есть еще и некрасивая драка любящих и ненавидящих друг друга супругов. Словом, перед нами десакрализация сакрального персонажа по полной программе. Получается, что великий революционер историческую ночь штурма Зимнего провел в постели с юной девицей. Да и в дальнейшем не отличался половой воздержанностью… Артист Дута Схиртладзе (Сталин), несмотря на всю свою природную импозантность, сумел все-таки вызвать к своему герою отвращение. Причем настолько сильное, что я опасаюсь: не подольет ли оно масла в огонь антигрузинских настроений. Появление Николая Сванидзе в роли одного из революционеров ансамбля не портит и не вредит его, Сванидзе, репутации: бескомпромиссного исследователя преступлений сталинизма против человечности».
Определенная эффективность подобных технологий налицо. Согласно последним данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, сейчас позитивно относятся к Сталину 37% против 38% отмеченных по данным той же организации в 2001 году. Поскольку на президентских выборах 2008 года за Зюганова проголосовало около 18% избирателей, очевидно прекращение роста сталинистского электората и его отход его от Компартии.
Каким может оказаться альтернативный ответ? На встречную волну телекинопозитива никто не даст ни денег, ни эфира. Разоблачать исполнителей процесса бессмысленно, даже если бы под это дело выделили финансы. Если на самую тупую похабщину о Сталине народ может клюнуть хотя бы из-за величины объекта, то кадры совокупления актеров, играющих Сванидзе и Схиртладзе, - зрелище еще менее впечатляющее, чем эротическая лента из жизни вшей. Такую картину не спасет даже включение в ударную сцену мертвого тела, подобного Юрию Богомолову, и резиновой куклы, напоминающей Миру Тодоровскую. Да и какой смысл заниматься исполнителями, зная вдохновителей? Или вы верите, что деньги на «Жену Сталина», «Штрафбаты» и прочих «Сволочей», а также печатные площади в «Российской газете» выделяются вопреки желанию столпов вертикали власти? Лично я так не думаю, и потому считаю аналогичное творчество относительно их персон не аморальным, а всего лишь малоэффективным. Лично я так не думаю, и потому не стану осуждать аналогичное творчество относительно их персон, даже если в известной истории про роман с Алиной Кабаевой место очаровательной гимнастки займут лабрадорша Кони и пони Вадик.
Конечно, эффективность именно такого сюжета сомнительна, да и по-настоящему технология срабатывает лишь при массовом применении с большого экрана, но однажды шанс может появиться и у врагов нынешней системы. Главное: моральную планку ее столпы опустили сами, а значит - нет ни единого пиар-приема, который был бы слишком грязен, чтобы применить против них. «Со скотом и обращение скотское!» - говаривал один из героев «Похождений бравого солдата Швейка». Руководствоваться же нормами морали относительно паразитов и вовсе глупо.
Юрий Нерсесов