Бдительное око г-на Медведева, наподобие красного глаза Саурона, оглядывающего с вершины своей башни просторы Мордора, добралось до российского казачества. 10 февраля сего года гражданин президент подмахнул сразу несколько указов, которые призваны упорядочить хаотическое бытие русских и россиянских казаков. А именно - о казачьих чинах, об удостоверении казака, о гербах и символике казачьих войск, форме и знаках отличия. Кардинально новым во всей этой возне с казаками стало только одно: ярко выраженное желание поставить казачество под полный контроль со стороны властей. Отныне всем казакам, не состоящим в так называемом «реестре», будет запрещено носить традиционные казачьи звания (каковые закрепляются за реестровыми войсками). Кроме того, их форма и знаки отличия не должны быть «сходными… до степени смешения» с соответствующей атрибутикой реестровых казаков. Таким образом, собственно традиционная казачья символика оказалась без шума и лишней суеты приватизирована Кремлем. С учетом того, что реестровых атаманов для каждого войска назначает своим указом президент, все это выливается в полное подчинение режиму всех структур, которые можно идентифицировать как казачьи.
Это, впрочем, по-своему естественно. В конце концов, казаки претендуют на какую-то деятельность, связанную с оружием и даже воинской службой. Для любого государства было бы в высшей степени логичным контролировать подобную деятельность. Но тут интересно другое: самой этой деятельности Кремль отнюдь не желает развивать. Более того, режимные номенклатурщики вообще не очень ясно себе представляют, зачем им это казачество нужно. Вот, например, чем порадовал публику заместитель главы Администрации президента г-н Беглов: «Традиции нужно сохранять с учетом того, что у казаков есть соответствующие навыки, они владеют холодным оружием, а также они хорошие наездники». Причин, побудивших г-на Беглова сделать подобное заявление, могло быть три: 1) г-н Беглов живет в Рио-Негро и далек от российской действительности последних пятидесяти лет; 2) г-н Беглов - клинический идиот; 3) г-ну Беглову нужно было что-то сказать на тему того, что казаки суть люди полезные, отличающиеся умом и сообразительностью, но поскольку ничего решительно полезного он вспомнить не мог, то сказал то, что сказал. Автор настоящей статьи склоняется к пункту три как наиболее вероятному.
Казаки в массе своей сегодня не владеют холодным оружием и не являются прекрасными наездниками. Хорошо умели и то, и другое их деды (в лучшем случае); сегодня такие люди есть, но это - исключение, а не правило для российского казачества. Холодное оружие – это вообще особая тема… Мне не раз доводилось держать в руках шашки, которые носят при бедре своем многие современные казаки. Шашки эти обыкновенно затуплены намертво (в соответствии с законом – иначе это было бы холодное оружие, и ходить с ним в людных местах было бы нельзя), а про такие вещи, как центровка, лучше и не заикаться. Если бы мне предложили на выбор: нарезать колбасу ножом для резки бумаги, или такой вот шашкой, то я бы выбрал нож для резки бумаги. Насчет «наездников» ситуация еще более плачевная: многие современные казаки если и объезжали какую лошадь в своей жизни, то разве только во время каких-нибудь городских празднеств, когда за денежку можно прокатиться на лошадке или пони.
А самое главное: и шашки, и кони – все это для современного воина-казака неактуально. Настоящие бойцы-казаки, сражавшиеся и в Приднестровье, и на Кавказе, и на Балканах, предпочитали оперировать автоматами и гранатами, оставляя шашки лишь для церемониальных функций.
Зачем же власти полезли к казакам, не понимая даже, на что этих казаков можно употребить? Да все за тем же самым: чтоб возглавить, испакостить, и, в конце концов, уничтожить потенциально оппозиционную Кремлю социальную среду. Ибо реального возрождения казачества власти боятся.
Ведь казачество - это не форма, флаги, кони да шашки, и уж тем более не бранзулетки, «до степени смешения» напоминающие Георгиевский крест, которыми так любили награждать друг друга некоторые деятели. Казак - это исторически сложившийся особый социальный и психологический тип. Тип свободного воина. Воина, который по традиции, вслед за своими предками, сам выбирает для себя путь воинского служения, к которому готовится с детства. При этом казак - это человек свободный в материальном плане. Исторически он - собственник, который владеет пожалованной ему за службу землей и сам себя кормит. Именно из этих двух источников: наследственного воинского ремесла и свободного самосознания, базирующегося на материальной независимости, и берет свое начало традиция православных русских воинов – казаков. И реальное, а не номинальное и карикатурно-клоунское возрождение казачества начинается там, где вновь сходятся два указанных начала: традиция наследственного воинского ремесла и экономическая независимость. Потому-то, например, известный и успешный казак-предприниматель Владимир Мелихов и смог сделать (и, Бог даст, еще сделает!) для реального возрождения казачества гораздо больше, чем иные казачьи генералы. А перспективы казачьего ренессанса он видит в не слишком радужном свете: «…все воспитание казака строилось на Вере и собственноличном хозяйстве, свободном, без понуждения, труде… Независимость характера вырабатывалась не от необходимости по гудку идти на завод или по команде старосты идти в поле, а по внутренней воле свободного понуждения на труд. Труд являлся не обузой, а добровольно взятой на себя обязанностью, на которую казак отдавал всего себя… Наверняка, Вы скажете – изменилось время, среда, условия – и Вы будете правы. Но неизменным во всем этом остается понимание независимого хозяйствующего уклада и вытекающей из этого способности на самостоятельное трудничество… Эмиграция показала - портреты дедов напоминали о казачьем роде всего два поколения, далее эти фотографии продавались скупщикам. У нас одно поколение, получившее закваску от своих дедов, еще воспитанных, хоть и детьми (мой дед и бабушка с 1905 и 1901 годов) в традициях и строя и звания, уже уходит, осталось последнее. За ними - пустота. Слова молодых казаков, сегодня частенько говорящих о том, что они воспитают своих детей в казачьих традициях - пустое бахвальство. Вне среды этого не произойдет, а среда также исчезнет во втором поколении, если ничего не делать по ее восстановлению сегодня».
Для действительного же возрождения нужно создать ту самую среду, которая воспитывала бы будущих казаков. Прежде всего - возродить, пусть и в новых формах, казачий социум, начиная от общины-станицы. В идеале, это должны быть отдельные поселения сельского типа. Со своими школами, предполагающими особую систему обучения и воспитания, ориентированную на воинскую подготовку. Также необходимо и максимально широкое самоуправление на основе выборного принципа (казачий круг и выборный атаман, начиная от станицы и заканчивая уровнем казачьего войска). Базис для экономической независимости можно формировать, опираясь и на традиционные, и на более современные средства: тут и субсидии на ведение сельского хозяйства, и налоговые льготы и преференции для казаков-предпринимателей в казачьих районах, и т.п.
За все эти льготы и привилегии в экономической сфере казаки должны будут платить тем же, чем и ранее - своей службой. И служба эта окупит все издержки. Раньше казаки в пять-шесть лет сажали своих сыновей на коня. А если с этого же возраста они в новых условиях будут учить своих сыновей разбирать-собирать автомат? Обучать рукопашному бою? К двадцати годам, в идеале, можно получить прекрасного воина профессионала - такого воина, в котором весьма нуждается сегодня армия, превратившаяся в огромную инвалидную команду. (Разумность этого подхода подтверждается и мировым опытом – недаром с 1958 г. Израиль призывает на воинскую службу черкесов, также исторически бывших в Османской державе воинами-профессионалами.) Да и идея казачьих военных поселений в «проблемных» и приграничных регионах по-прежнему актуальна. Если на Северном Кавказе появятся казачьи станицы, где у местного атамана будет в гараже стоят пара-тройка БТРов, а у каждого станичника дома будет по АКМу, то очень скоро дела там пойдут на поправку (особенно если не смотреть слишком внимательно на то, насколько толерантно казаки начнут договариваться с местными жителями). Такие же поселения вдоль границ с Китаем также будут весьма кстати. Люди, живущие у границы всю жизнь, и знающие там каждую тропинку, справятся со своей задачей лучше солдат-срочников. И т.д. и т.п. В этом, и только в этом и состоит возрождение казачества. Без этого казачество в перспективе ожидает стремительная деградация, которая окончится, в лучшем случае, десятком клубов исторической реконструкции. (В худшем случае – пьянкой.)
И Россия и русский народ очень нуждаются сегодня в таких казаках и таком казачестве. Это – та сила, которая могла бы сыграть решающую роль в сгущающейся Смуте. Сила, способная сохранить Россию как единое целое и сберечь русский народ.
Так стоит ли удивляться, что Кремль, по мере сил, будет делать все, чтобы не допустить возрождения этой силы?
Димитрий Саввин