«Эксперты по вызову» выступили на процессе петербургской «Другой России»
Сегодня на процессе по обвинению в экстремизме членов партии «Другая Россия» (ранее известном как «Процесс двенадцати») в Выборгском федеральном суде Санкт-Петербурга выступили эксперты Российского института культурологии Виталий Батов и Наталья Крюкова. Эти «эксперты по вызову», неоднократно дававшие нужные правоохранительным органам заключения по противникам режима в диапазоне от Pussy Riot до православных активистов и русских националистов, сделали вывод, что собрания петербургской «Другой России», снимавшиеся оперативниками Центра Э на скрытую камеру, якобы были собраниями запрещенной НБП.
В ходе вопросов, которые задавали адвокаты подсудимых Глеб Лаврентьев и Ольга Цейтлина, выяснилось, что эксперты не имеют необходимой квалификации. В Уставе РИК отсутствует упоминание о том, что институт может проводить экспертизы по зданию следственных органов или судов. Батов по специальности является психологом, Крюкова – учителем математики. При подготовке экспертизы они активно пользовалась википедией, а также работой А.В. Фатеева «Образ врага в советской пропаганде 1945-54 годов». Специальных познаний в области политологии и деятельности политических партий, а также какой-либо экспертной специальности оба не имеют. При этом Крюкова вспомнила, что в 70-е годы в ВУЗе изучала историю КПСС в течение нескольких семестров, а Батов собирался сообщить суду тему своего диплома, но не смог ее вспомнить. Зато он поведал, что по жизни занимается широким кругом вопросов: начинал карьеру в прокуратуре СССР, изобрел метод психогерменевтики, который использовал и при проведении данной экспертизы, написал книгу «Психогерменевтика творчества Владимира Высоцкого», а также исследовал вопрос отречения Николая Второго от престола.
Множественные натяжки и противоречия в тексте экспертизы Батов с Крюковой прояснить не смогли. Так, в тексте упомянуто, что на собрании идет речь о якобы «члене ЦК НБП Абеле». Откуда Крюкова взяла эту информацию, она не вспомнила. На вопрос, как она разглядела на черно-белой оперативной съемке красный флаг запрещенной НБП, Крюкова ответила, что «флаг этот точно не черный, а значит – красный, потому что нацболы используют только черные и красные флаги».
Подсудимый лидер петербургской «Другой России» Андрей Дмитриев спросил, как Крюкова могла увидеть пропаганду насилия в звучащей на собрании фразе «Если за нами будет стоять множество мелких организаций, Смольный будет вынужден с нами считаться». Она сказала, что усматривает в ней «интенцию на оказание давления» на власть. На уточняющий вопрос «выходит, по вашему мнению, на Смольный можно давить только путем насилия?», она ответила: «Вы сами тут в Питере разбирайтесь.
Дмитриев долго пытался выяснить, почему эксперты посчитали, что Эдуард Лимонов возглавляет не «Другую Россию», а именно запрещенную НБП. Крюкова сообщила, что такой вывод сделала из стенограммы собраний (хотя в ней нигде о «лидере НБП» не говорится). Логика примерно такая: «Почему на видео собрания НБП? Потому что там говорили о Лимонове. А с чего вы взяли, что он глава НБП? Ну ведь о нем же говорили на собраниях».
Закончилось заседание «дембельским аккордом» Батова, который на вопрос о том, смотрел ли он сам видео с собраний или изучал происходившее на них по протоколам оперативников Центра Э, сказал, что «видяшки меня не интересуют» и «я в этом отношении всегда иду на поводу у заказчика».
На следующем заседании суда в пятницу защита планирует потребовать исключить из дела экспертизу Батова и Крюковой в силу некомпетентности авторов и множества противоречий в тексте.
[2012-10-02]