ГЛАВНАЯ | ![]() |
НОВОСТИ | ![]() |
ПУБЛИКАЦИИ | ![]() |
МНЕНИЯ | ![]() |
АВТОРЫ | ![]() |
ТЕМЫ |
Среда, 12 марта 2025 | » Расширенный поиск |
Советский нуар: новые кинопоказы от Михаила Трофименкова и Марины Кронидовой Дом Кино, Караванная улица,12 Сеансы в 19.00. Вход свободный. «Как же так получилось, что профессиональную преступность мы ликвидировали, а профессиональные преступники остались?» - вопрошал в одном из романов братьев Вайнер молодой следователь своего наставника, чуть ли ни самого Глеба Жеглова. Тот отвечал идеологически выдержанно: оргпреступность порождает несправедливый, капиталистический, строй, а при социализме отдельные граждане преступают закон в силу врожденной порочности. Ну, ничего страшного: мы, скорее рано, чем поздно, всех их отловим и, по мере сил, перевоспитаем, а потом дружно уйдем в отставку. В этих словах звучал казенный, но искренний оптимизм. Но вот советское криминальное кино задолго до перестройки, опровергая старого опера, било тревогу по поводу нарастающего в стране неблагополучия. Тревожный набат мало кто расслышал: презренный жанр, развлекуха, что с нее возьмешь, экранный вор неизбежно будет сидеть в тюрьме, телесериал «Следствие ведут знатоки» тому порука. Если бы так, если бы, как пелось в песне - визитной карточке «Знатоков» - только «кое-кто у нас порой честно жить не хочет». Именно поэтому ретроспектива шедевров советского криминального кино называется: «Наш нуар». Ведь нуар, родившийся в США в 1940-х, - кино не только и не столько о преступлении и наказании, сколько о предательстве, о крахе гражданских идеалов, будь то советская или американская мечта, о роковой для общества алчности, кровавом доморощенном «ницшеанстве», наступающем имморализме. Криминальный жанр в кино СССР возник поздно, только во второй половине 1950-х: его отсчет идет с «Дела № 306» (1956) Анатолия Рыбакова. Режиссеры на первых порах заимствовали у нуара не столько мрачную социальную философию, сколько эстетику, поэтику ночных улиц, зловещих теней, скрипа тормозов на мокром асфальте. Но уже со второй половины 1960-х, начиная с фильма ленфильмовского классика Герберта Раппапорта «Два билета на дневной сеанс» (1966), советский нуар стал нуаром в полном смысле слова, жанровым подвидом «кино морального беспокойства». Эстафету у Раппапорта подхватили республиканские мастера: в Латвии - Алоиз Бренч, в эксклюзивно криминогенной Грузии – Георгий Калатозишвили, на Украине – Суламифь Цыбульник. Страшно, но знаменательно: тревожную правоту кинематографа подтверждало то, что некоторые участники кинопроцесса сами стали фигурантами криминальной хроники. Консультанта «Двух билетов», офицера ОБХСС, осудят за коррупцию, актер «Смерти филателиста» Калатозишвили (1969) примет участие в кровавом угоне самолета, следовавшего из Тбилиси в Ленинград (1983). Подлинный «взрыв» нашего нуара пришелся на короткий период правления Юрия Андропова. Фильмы начала 1980-х не случайно составляют половину нашей программы. Вопреки распространенному клише о цензурном мракобесии тех лет, именно тогда режиссеры получили карт- бланш на жесткое обличение коррупции, преступной бесхозяйственности и безнаказанности. Теперь уже поздно рассуждать, могли ли эти фильмы повлиять на ход истории, но необходимо напомнить о том, что они были. Напомнить для того, чтобы вовремя прислушиваться к сигналам тревоги, которые подают «низкие» жанры. 12 марта.
«Убийцы». Андрей Тарковский. Мария Бейку, Александр Гордон, 1956,
19 марта.
26 марта.
2 апреля.
9 апреля.
16 апреля.
23 апреля.
30 апреля.
7 мая.
14 мая.
21 мая.
28 мая.
|
|