![]() |
![]() |
Посол России во Франции Александр Орлов в связи с возросшей напряженностью между двумя странами по Сирии и отменой визита президента Владимира Путина в Париж постоянно фигурирует в сводках новостей. Между тем, четыре года назад - в 2012 году - он утверждал, что интересов в этой стране у России нет, и предлагал сдать президента Башара Асада:
"Асаду будет сложно остаться после всего, что произошло в стране. В Женеве состоялась встреча «группы действий» для Сирии. Они приняли итоговое заявление, которое предусматривало переход к более демократичному режиму. И это заявление итоговое было принято Асадом. Асад назначил своего представителя для того, чтобы вести переговоры с оппозицией о процессе перехода. Таким образом, он соглашается уйти, но цивилизованным путем. У нас нет каких-то особенно тесных связей с режимом президента Сирии. Но в данном случае для нас это – принципиальный вопрос, который выходит за рамки того, что происходит на сирийской территории. У России нет крупных экономических интересов в Сирии. У нас нет каких-то особых интересов, которые нам следовало защищать в этой стране".
Дорогая редакция тогда прокомментировала это заявление следующим образом:
Комментарий «АПН Северо-Запад»: Орлов нагло лжет. Интересы в Сирии у России есть. И дело даже не в ликвидации последней российской базы на Средиземном море – понятно, что сдавшему Лурдес и Камрань Путину на это плевать. Речь идет о чистой экономике. Во-первых, Дамаск - один из основных покупателей российского оружия, причем, в отличие от благотворительных поставок Брежнева Асаду-старшему, Асад-младший с помощью дружественного Ирана за оружие платит. После свержения нынешнего режима российский военно-промышленный комплекс остается с носом. Во-вторых, после падения Асада его преемники предоставят Катару свою территорию для достройки газопровода в Европу, и часть нынешних потребителей российского газа перейдет на катарский. Потеря этих доходов ударит, прежде всего, по дорогим россиянам, потому что Путин с подельниками себе ни в чем отказывать не привыкли. После начала скандала Орлов стал клясться, что ничего не говорил про отставку Асада, но свое заявление об отсутствии у России интересов в Сирии опровергать не стал. И Лавров с Медведевым и Путиным - тоже.
Было ли это заявление Орлова его личной точкой зрения? Это неизвестно, хотя дипломаты редко высказывают вещи, не одобренные свыше. Однако понятно, что если бы Россия более активно вмешалась в ход конфликта в тот момент, когда Асад контролировал большую часть территории страны и ещё не взошла в полный рост кровавая звезда "Исламского государства", а не три года спустя на оставшемся вместо страны пепелище, то результаты могли быть совсем другие. В этом свете предлагаем читателям оценить, кто был тогда прав - мы или Орлов со стоящим за ним Кремлём.