Встретив неприятие своего сериала "Спящие" либерастической тусовкой, режиссёр Юрий Быков поспешил покаяться перед ней:
"Хочу попросить прощения, что прежде, чем стать взрослым, разумным человеком, привлёк к себе такое внимание и заставил думать, что я - ориентир. Это далеко не так. Я слабый, сомневающийся человек, чья мягкость и дезориентированность в моменте привела к тому, что лучшие умы страны от меня окончательно отвернулись. Я не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале "Спящие" Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале. Желание внести свой вклад против оранжевой революции в стране, основанное на патриотизме, - цель похвальная, но напрочь архаичная. Люди всё-таки должны протестовать и требовать справедливости, иначе не будет перемен, а я предал всё прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране".
На самом деле сериал плох не тем, что "против оранжевой революции", а тем, что он на редкость уныл, глуп и плохо снят. После такого безусловно талантливому Быкову и правда стоит сделать паузу. Но каяться что перед "прогрессивным поколением", что перед "реакционной властью" подлинному художнику ещё глупее. "Зависеть от царя, зависеть от народа - Не всё ли нам равно? Бог с ними. Никому. Отчета не давать, себе лишь самому," - писал о подобной дилемме Пушкин и был совершенно прав. Так же прав был и режиссёр Балабанов, для которого запретных тем вообще не было. В "Брате" размазывал обнаглевших кавказцев, хамящих безответному трамвайному кондуктору, в "Мне не больно" - не менее мерзких ментов, издевающихся над забитой среднеазиатской гастарбайтершей, в "Брате-2" прикалывался над разными типами американцев, включая негров, евреев и украинцев, а в "Грузе-200" наглядно показал предсмертные судороги деградировавшего СССР. (Подробности - в материале "Прозекторская доктора Балабанова").