Услышав от пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, что остров Шикотан и архипелаг Хабомаи не будут переданы Японии "автоматически", дума Сахалинской области потребовала разъяснений от представителя президента Владимира Носова. Тот написал в министерство иностранных дел и получил крайне двусмысленный ответ:
"Президент Российской Федерации и премьер-министр Японии договорились ускорить переговорный процесс на основе совместной декларации СССР и Японии 1956 года. Данный документ является юридической базой, на которой строятся российско-японские отношения. Он был ратифицирован парламентами обеих стран и депонирован в ООН в качестве международного договора. Декларация прекратила состояние войны между СССР и Японией, способствовала восстановлению дипломатических отношений. Таким образом, ссылки на нее в переговорном процессе с Японией являются совершенно естественными.При этом речь не идет о каких-то конкретных договоренностях по сроку решения проблемы мирного договора. Продолжается сложный переговорный процесс, главным условием которого является признание Японией итогов Второй мировой войны, включая российский суверенитет над Южными Курильскими островами".
Как сочетается "российский суверенитет над Южными Курильскими островами" с "ускорить переговорный процесс на основе совместной декларации СССР и Японии 1956 года", признающей Хабомаи и Шикотан японскими? Почему МИД демонстративно не замечает отказ советского правительства от декларации 1956 года, объявленный 27 января 1960 года в ответ на размещение американских баз в Японии? Неудивительно, что сахалинские депутаты заподозрили вертикаль власти в двуличиии и потребовали от главы МИД Сергея Лаврова более определённого ответа.