АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Суббота, 23 ноября 2024 » Расширенный поиск
МНЕНИЯ » Версия для печати
2008-03-05 Мария Сергеева:
Про Шевчука

Сегодня самая популярная тема – участие в «Марше Несогласных» Шевчука. Я, честно говоря, совсем не понимаю, почему этому событию так много пространства уделяется. Кто-то радуется, кто-то сожалеет. Но лишь немногие понимают, что ничего удивительного тут нет.

Так называемая русская рок-музыка семидесятых-восьмидесятых годов двадатого века играла ту же роль, что и русская литература веком раньше. Если на Западе рок – это всего лишь музыкальное направление, то в СССР рок прежде всего был позицией, политическим манифестом. Рок-музыканты были не музыкантами, рок-музыканты были прежде всего поэтами. Ну и тусовочкой. Без тусовочки у нас никуда. Если задуматься, почти все явления у нас в России делает тусовочка. Литература – тусовка, рок-музыка (да даже и попса) – тусовка, блогосфера – ну вы и сами знаете. Сила и влияние тусовочки у нас гораздо больше, чем в Америках-Европах. Без принадлежности к тусовочке у нас могут пробиться единицы. На Западе же это поставлено на поток.

Русский рок не возможен без идеи. В восьмидесятые рок-тусовка бунтовала против системы, против существующего строя. Недостатки рифм и убогость музыки с лихвой компенсировалась ощущением протеста, свержением идолов. В девяностые, когда в сердцах и головах царил хаос, почти все рок-сообщество ударилось в морализаторство, религию, нравственные принципы. Недавние плохиши и бунтовщики призывали к милосердию и состраданию, в то время, как с поп-сцены на нас сыпались песенки про секс и бабло. И это было ровно таким же бунтом, ровно таким же анти-мейнстримом, как и в восьмидесятые. Государственник-патриот в девяностые казался маргиналом, устаревшим элементом, отживающим свое оппозиционером. Поэтому почти весь русский рок стал государственническим и патриотичным.

Разумеется, сейчас я не говорю о рок-группах в западном смысле слова, о появившихся Мумий Троллях, Земфирах и прочих, для которых саунд, голос, эмоциональность и прочее гораздо важнее глубокого социального смысла. И которые претендуют скорее на роль секс-символов, чем на роль великих гуру. Я говорю именно о звездах русской рок-музыки восьмидесятых.

Так вот, а в двухтысячные, чтобы остаться на плаву, пришлось перекраиваться. Во-первых, стать все же рок-музыккантами, чтоб быть в формате. То есть саунды, музыка, вокал, приличная студия, все дела. А во-вторых, искать себе нишу. Чайфы, например, нашли прекрасную нишу «дом-семья-дети – главные ценности, пиво-футбол спокойная жизнь». «Алиса» так и не вышла из православно-патриотической патетики и неплохо у нее это получается. С БГ итак все понятно, он сосредоточился на человеке, его поиске и смыслах, а так же на ироничности постмодерна. А Шевчук ушел в эксперименты и все никак не мог найти себя.

Альбомы ДДТ отличались одним-двумя хитами, а в остальном были никакими. А то и перепевками со старого, так что скачать один хит было проще, чем купить. Музыкальными находками и не пахло – Шевчук вообще поэт, а не музыкант. Петь, прямо скажем, не умеет. Да и образ питерского пьяного бунтаря, который бы Юрию Юлианычу удался, уже перехвачен Шнуровым. Вот и ищет. Последний альбом – почти блатняк, чистый формат шансона. При этом политическая позиция ярко выражена в песне «Я пил в квартире генерала ФСБ», вполне себе оппозиционная. Шевчук нашел свою нишу – если ты оппозицонный журналист, то не надо уметь писать, главное – выразить позицию. А если ты оппозиционный музыкант, то играть не обязательно, если песни про политику. В чем-то это такое занятие пьедестала Егора Летова девяностых. Рядом с Лимоновым, в потертой курточке, среди лозунгов. Летов же стал культовым (для всего моего поколения – уж точно) вообще не умея петь и играть. Зато Рок-Музыкант, Поэт. И не важно, что мне последнее его творчество («Без меня», «Чужое») нравится гораздо больше. Помнят-то не поэтому.

Так что правильно все, Шевчук нашел не занятую нишу, где будет ему хорошо. Любая песня на трех аккордах с незамысловатой моралью объявится антисистемной и будет раскупаться. И несогласным хорошо – у них гуру будет. И нам хорошо – несистемная оппозиция готовилась к самому важному событию – выборам президента и массовому протесту, и так наготовились, что только тысяча в Питере (причем часть москвичей) и что-то несуразное в Москве. Провал полный. А так нам хоть будет о чем статьи писать – не писать же об аппаратных играх и не участвовать же в мыльной дискуссии «Виталий и оттепель. Сто двадцать пятая серия». Да и брателле моему хорошо – будет с кем бороться. Никакой угрозы в этом нет.

З.Ы.

Да, о стилистических разногласиях. Советская эстрада мне не в пример приятней и мелодичней, чем советский же рок. С удовольствием слушаю ретро. И если бы очутиться в прошлом и выбрать сторону – стилистически (именно стилистически!) комсомольская эстетика мне гораздо ближе рок-протеста. Хотя не разделяю не то, не то. Xто касается сегодняшнего момента, то коммерческий рок и фолк мне нравятся примерно также, как некоторые поп-исполнители. Но отстоя и там и там тоже хватает, все индивидуально.

Мария Сергеева, активист "Молодой Гвардии Единой России"

http://anaitiss.livejournal.com/412636.html

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Марш несогласных
ПОЛЕМИКА
2011-04-18 Мухаммад Амин Маджумдер:
Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием.