АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Суббота, 20 апреля 2024 » Расширенный поиск
МНЕНИЯ » Версия для печати
2021-02-13 Дарья Дмитриева:
«Не кормите и не трогайте пеликанов». А как же с ними тогда обходиться?

Название последнего романа Андрея Аствацатурова достаточно пернато. Да только непосредственно самих птиц в книге автор не описывает, зато знакомит читателей со своим литературным прототипом. Так кто же такие пеликаны и откуда они в Санкт-Петербурге?

Автобиографический вымысел

Первое впечатление о главном герое – заурядный, скучный неудачник среднего возраста, который добился в жизни лишь пары тройки поклонников-студентов на своих лекциях по зарубежной литературе. Он кажется таким же душным, как и громадные институтские аудитории, во время первой, не проснувшейся, пары.

Героя, как и автора, зовут Андреем Аствацатуровым, и повествование ведётся от первого лица. Шутками про тонкости произношения своей фамилии автор обременяет и персонажа: « – А так я вас, кажется, знаю. Вы – Арсланьян?.... – Ой, простите, – смутился мой собеседник. – Я вспомнил – Айрапетян. Точно, Айрапетян. …. – Холодно, – сказал я». С писателем лирического героя сближает и профессия, и черты характера, любимые места в Лондоне и родной Санкт-Петербург. Но роман – не автобиография, как признаётся настоящий Аствацатуров.

«Судьба нередко закручивается как спираль»

«Пеликаны» начинаются как детектив. Двое любовников – невзрачный препод Андрей, и разбогатевшая певичка Катя, встречаются в Лондоне. Они вынуждены кое-как скрываться от бандитов. «....У нас в самом деле пьют из тебя кровь, но тут, по моему, ещё хуже. Тут её разбавляют» – Аствацатурова из книги тянет на родину. А вот его пассию – нет: «– Оглянись, дурачок. Здесь шикарно». Ссора, расставание, герой с «чемоданчиком» отправляется в условную вторую часть романа – в Санкт-Петербург. А дома – долгие и мучительные поиски работы, институтский коллектив с древнегреческой иерархией и кипящими страстями. И жизнь, проносящаяся, как убогая маршрутка по северной столице. При этом героя, то на табличке, то на футболке, преследует одна и та же надпись: «Не кормите и не трогайте пеликанов». Аствацатуров из книги познаёт мир, пытаясь то плыть по течению, то бороться.

В одном из интервью после выхода романа, автор упоминает, что образ Кати списан с песни Михаила Елизарова «Остановите свингер-пати!». Сюжетная линия любви действительно напоминает нечто взбалмошное и абсурдное: герой пытается то сбежать от неё, то понимает, что никуда ему не деться, несмотря на все выходки избранницы. Сама Катя с простором в бёдрах, как в лондонских парках, будто вышла со страниц «Эдичкиных» романов.

Мысли и эпоха

«Не кормите и не трогайте пеликанов» – первый роман в творческой деятельности Андрея Аствацатурова. Автор нащупал и создал образ неуклюжего преподавателя литературы на страницах предыдущих произведений. И в «Пеликанах» этот персонаж становится героем полноценного романа. Отсюда вытекает и интересная структура повествования: переплетаясь, сюжетные линии не следуют фабуле, а бегут за мыслями героя. Дело в том, что предыдущие произведения были отрывками, рассказами. При этом, чтобы понять «Пеликанов» не обязательно с ними знакомится: книга читается и как продолжение тех историй, и «с чистого листа».

Важный признак «Пеликанов» как самостоятельного и цельного романа – подробное описание эпохи. Действия происходят в 2003 году, конец кризисных девяностых. Как и время, книга пропитана страхом, тоской, безысходностью, и лёгкой иронией, а каждый герой – типичный продукт эпохи. Сам Андрей в безденежье и вечных поисках работы, его коллега, обедневший профессор философии умирает в барделе. А вот Катя наоборот –это время дало ей возможность вырваться и стать звездой. Деятельный Гвоздев тоже не отстаёт и крутится из-за всех сил. Аствацатуров описывает разношерстную публику, а чтобы передать их характеры и ощущения, которые испытывает главный герой во время общения, автор играет с ритмом и речью. Например, во время прогулок в Сент-Джеймсском парке мысли неторопливо текут по страницам книги. А в «проходном дворе» у Джека слова скачут и хлюпают, складываясь в нелепый «стихотворень».

Сидел, ударил, завопил, успокоился

Поначалу создаётся ощущение, что Андрей со страниц книги персонаж ведомый. За него всё решают, постоянно тянут и уносят, и чаще всего это делают женщины. Герой даже теряется на фоне ярких женских образов: взбалмошная Катя, иностранка Мисси, пухлая Наташа, буфетчица-Афродита, опальная преподаватель. Через них с Андреем «говорит» мир. Герой уже не кажется таким безвольным: он бултыхается, пытается даже поднять бунт в институте или уйти от Кати, да толку нет. Обуздать женскую натуру ему не дано, как и поменять мир, у которого свои планы.

В плане отношений, в книге вообще много секса, но нет любви. У Аствацатурова постельные сцены не вычурные, хотя любовные похождения героев могут стать отдельным произведением. Они логичные – кровать играет роль завершения общения между женщиной и мужчиной. Это обыденный порядок вещей, от которого никуда не деться.

Ещё один интересный момент – разница восприятия окружающего мира героями. У книжного Аствацатурова литературный опыт преобладает над жизненным. Благодаря этому герой видит то, что неведомо Кате: гуляя по парку, Андрей вспоминает историю, он знает, что здесь было сотни лет назад. И это понимание расширяет границы его восприятия, сознания. Так автор подчеркивает характеры персонажей, ведь одну и ту же картину, они видят совершенно по-разному. Вот и выходит: герои кажутся пеликанами, вроде одинаковыми, но такими загадочными и непонятными друг для друга.

А причём же тут пернатые?

Пеликаны – прекрасные в своём полёте птицы, символ самопожертвования. Вот и не надо их «…куда-то толкать, вести, тащить, уносить в салонах автомобилей, автобусов, троллейбусов...». Судьба сама решит куда им, без кормёжек ложными общениями счастья где-то за пределами родного края.

Тотальный фатализм – таким чувством пропитано всё произведение. Пеликаны действительно красивы, но на земле они нелепы. Так зачем же с ним вообще что-то делать, когда можно наблюдать за их прекрасным полётом слова, мысли, сознания.

Дарья Дмитриева

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Литература
ПОЛЕМИКА
2011-04-18 Мухаммад Амин Маджумдер:
Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием.