АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 24 апреля 2024 » Расширенный поиск
МНЕНИЯ » Версия для печати
2008-06-16 Вальдемар Павляк:
Мы предлагаем провести газопровод по суше: это намного проще и дешевле

Вице-премьер и министр экономики Польши комментирует альтернативный «Северном потоку» проект газопровода «Amber» («Янтарь»). Специально для «АПН-Северо-Запад»

На Петербургский экономический форум польская делегация во главе с бывшим главой правительства, а ныне вице-премьером и министром экономики Вальдемаром Павляком прибыла не с пустыми руками. Председателю правления ОАО «Газпром» Алексею Миллеру предложен проект новой ветки газопровода из России в Европу. По мнению Варшавы, проект, получивший название «Amber» («Янтарь») гораздо выгоднее России, чем нынешний проект «Северный поток», поскольку обойдётся в 4-5 раз дешевле.

- Какова позиция Польши по вопросу, связанному со строительством газопровода из России в Европу?

- Мы предлагаем провести газопровод, по суше через Ленинградскую область, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу и Германию. Мы уже подписали соглашения с министрами экономики Эстонии, Латвии и Литвы о возможности реализации проекта. Но если говорить о коммерческой стороне, то дискуссию должны вести компании, которые в нём заинтересованы. Заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев на днях в Риге сказал, что с проведением газопровода через Польшу есть проблемы политические, а также связанные с выкупом земли под него. Но мы таких проблем не видим, особенно учитывая тот факт, что вторая нитка «Ямал-2» легла бы рядом с ниткой «Ямал-1». И думаю, мы сможем обсуждать тему с представителями правительства и «Газпрома». Если говорить о финансовой стороне проекта, то предлагаемый нами сейчас анализ носит пока лишь общий предварительный характер, а не технико-экономическое обоснование.

- В проекте «Северный поток» заняты частные компании России и стран ЕС. Почему правительства Польши и стран Балтии навязывают им альтернативный проект?

- Это вопрос подсчёта денег. В нашей оценке реализация второй нитки «Ямал» возможна практически сразу, без дополнительных исследований и экспертизы, только клади трубу. Выходит намного проще и дешевле, поскольку имеется территория с инфраструктурой. Конечно, если фирмы хотят строить газопровод через Балтику – это их дело, но есть проблемы, связанные с окружающей средой. Поскольку труба идет посреди Балтийского моря, а не вдоль берега, то это затрагивает не только Польшу, но и другие страны Балтийского региона, в том числе и скандинавские.

- В Польше есть свой проект газопровода проходящего из Норвегии по дну Балтийскому морю, но Россия не вмешивается в этот проект. Даже под предлогом борьбы за чистоту окружающей среды.

- Польско-норвежский проект тоже необходимо просчитать. Вообще же построение общего энергетического рынка в Европе является для неё одним из важнейших стратегических мероприятий - с целью построить хорошие связи между разными источниками энергоресурсов. Если Польша получает предложение брать газ из «Северного потока», почему мы не можем рассчитывать получать его прямо от «Газпрома», разделив имеющийся газопровод «Ямал»? Заключение долгосрочных контрактов выгоднее обеим сторонам, чем силами германских фирмам строить дорогостоящий газопровод через Балтику. Польша не видит смысла участвовать в подобном проекте.

- Вы предлагаете вторую ветку газопровода, а по первой ветке проблем с Россией у Польши нет?

- Есть, но их можно решить. Проблема в том, чтобы мы умели договариваться. В 1995 году, когда я заканчивал работу на посту премьера, у нас был с визитом глава российского правительства Виктор Черномырдин. Мы говорили о варианте второго транзитного газопровода с равным - 50% на 50% - долевым участием сторон, согласно договоренности президентов Ельцина и Валенсы. Но после меня эти договоренности уже реализовывали другие люди, и тогда 4% куда-то ушло. Одни думали, что к посредникам, связанным с Польшей, а другие предполагали, что, наоборот, к людям «Газпрома».

- Могут ли повлиять на экономические отношения Польши и России новые порты в Ленинградской области, что затронет интересы стран Балтийского региона?

- Я считаю, развитие торговли – огромный шанс для наших стран при условии, что в каждой конкретном случае будут выигрывать обе стороны. Но это вопрос также и внутренней политики. Например, в области железнодорожных тарифов. Я слышал, что у вас перевоз грузов по железной дороге в направлении север-юг дешевле, чем на направлении восток-запад. Совместное создание транспортного моста из Китая в Европу через территорию России могло бы оказаться очень интересным для бизнеса.

- В государствах Балтии, как порой слышим, негативно относятся к российским инвестициям, считая, что они носят политический характер.

- Необходимы огромное терпение и взаимная открытость. Может быть, слишком большие проекты вызовут довольно большие опасения? Тогда давайте попытаемся двигаться, постепенно, шаг за шагом. Хочу напомнить, что и у вас появился список секторов, которые находятся под особым наблюдением правительства. То есть, Россия тоже порой опасается заграничных инвесторов. Думаю, о подобных опасениях, как и об интересах, следует говорить открыто. Если российское государство хочет иметь особый надзор над определёнными секторами экономики, то давайте подписывать контракты на долгосрочной основе. Тогда будет легче преодолеть предрассудки и предубеждения, которые появляются с обеих сторон.

Записал Павел Яблонский.

Справка «АПН Северо-Запад»:

Вальдемар Павляк родился в 1959 году. Окончив Варшавский политехнический институт, работал фермером. В отличие от большинства польских политиков не участвовал в борьбе против коммунистического режима. С 1990 года член традиционного сателлита коммунистов - Польской Крестьянской партии. В 1991-97 гг. и с 2005 года лидер ПКП. В 1992 и в 1993-95 гг. возглавлял правительство. Женат. Имеет двух детей. Увлекается программированием.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Окно в Европу
ПОЛЕМИКА
2011-04-18 Мухаммад Амин Маджумдер:
Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием.