АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Суббота, 27 апреля 2024 » Расширенный поиск
МНЕНИЯ » Версия для печати
2023-09-03 Александр Фальковский:
«Оппенгеймер» и «Выбор цели» - два фильма про одно и тоже

В конце июля 2023 года состоялась мировая премьера фильма «Оппенгеймер». Он основан на реальной истории создания атомной бомбы США, и, по всем признакам обещал быть неплохим, - пишет блогер Александр Фальковский в своей колонке на портале dzen.ru. - Сразу скажу, что мой рассказ не совсем рецензия. Основная цель - попытаться поделиться недоумением по поводу того, что люди должны переваривать именно американскую интерпретацию тех событий, связанных с созданием бомбы, в то время, как существует другая, гениально изложенная в советском фильме.

Режиссер Оппенгеймера Кристофер Нолан известен по фильму «Бэтмен – начало», a все эти фильмы как правило сделаны достаточно добротно. К тому же, исполнитель главной роли, Килиан Мерфи – известный ирландский актер, который запомнился мне по недавнему сериалу «Острые козырьки» (Peaky blinders) про уличные банды в Бирмингеме. Он играл во многих других фильмах, в том числе «Ветер колышет пшеницу» (The Wind That Shakes the Barley”) про войну за незавимость Ирландии.

В общем, от фильма с таким названием можно было бы ожидать увидеть развитие этой истории. В каком-то смысле так и получилось.

И все бы хорошо, может быть я бы и не рассчитывал увидеть ничего лучше, если б не вспомнил, что все это напоминало сцены из другого фильма, который я смотрел много лет назад, еще в школе. Но в том советском фильме та же история была рассказана намного логичней и лучше.

С помощью Google удалось найти название этого фильма - «Выбор цели», и я смог даже пересмотреть его. Он выложен на youtube, вы можете легко найти его. К сожалению, качество не лучшее, но содержание все искупает.

Почему в плане пропаганды своей точки зрения Россия всегда отстает не то что от Запада, но даже от Украины? Не знаю. Реклама пиццы у них получается хорошо, а это нет.

По-видимому, советский фильм был совсем неплох, если некоторые сцены (в особенности история с девушкой Оппергеймера и с обсуждениями выбора цели для бомбардировки, когда они раскладывают на столе фотографии разных японских городов) настолько врезались мне в память. Пересмотрев его, я понял, что он намного глубже.

Грубо говоря, по сравнению со старым советским фильмом, голливудский – просто набор красивых картинок из National Geographics и текстом, рассчитанным на первоклассника.

Советский фильм вышел в 1974 году, режиссер Игорь Таланкин. В роли Оппенгеймера - Сергей Юрский, его девушки Джейн Татлок – Алла Демидова, Курчатов – Сергей Бондарчук, его жена – Ирина Скобцева, куратор проекта – Георгий Жженов, Жуков – только Ульянов, Гитлер – неизменный Фриц Диц, и убедительный американский контрразведчик Паш – Олег Басилашвили.

Не помню плохих фильмов с актерами такого уровня, и сцены с рассказом об американской стороне проекта выглядят великолепно. Более того, все это было продублировано на хороший английский (с русским закадровым переводом), что придает реалистичность и впечатление документальности.

В современном фильме Нолана тоже вполне звездный актерский состав – сам Оппенгеймер – Килиан Мерфи, Джейн Татлок - Флоренс Пуг (Florence Pugh), генерал Лесли Гровс – Матт Даймон, Lewis Straus – Robert Downey. Они и вытягивают всю картину.

Объективности ради, просто перечисляю всю полезную информацию, которую я смог получить из нового фильма, без прилагательных и эпитетов.

- Первое (и самое главное) – наконец удалось запомнить разница между fission и fusion. Всегда путал эти два термина J Fission означает распад, деление, например урана, а fusion – синтез (слияние двух ядер).

- Эти два термина там упоминаются в связи с ролью Эдварда Теллера, который и продвигал идею создания водородной бомбы в самом начале Манхеттенского проекта, а Оппенгеймер его вроде как отодвигал в сторону. Это потом ему уже удалось продвинуть свою идею. Эта то немногое из технических подробностей, который есть в фильме в фильме.

- Роберт Оппенгеймер, до того, как стал главой Манхеттенского проекта, много общался с коммунистами и симпатизировла левым идеям. Он даже переводил деньги на войну в Испании. Джейн Татлок, с которой он был в связи до проекта, состояла в компартии. И всем было плевать на то, что он общался с коммунистами, пока он делал бомбу. Все вспомнили потом.

- Портрет Оппенгеймера появляется на обложке журнала Time в 1948 году – на пике его славы. Вскоре после этого его и уберут почти со всех постов с началом маккартизма. В новом фильме Трумен показывает Оппенгеймеру этот журнал.

- По-видимому, в России из-за санкций этот фильм можно будет посмотреть позже. Есть некоторая двусмысленность писать для русской аудитории про фильм, который в России не доступен. Ну это как сказать - относительно недоступен. Его показали во всех т.н. независимых республиках. Есть фанаты-блогеры, которые пишут, что таскались, не помню, кажется, в Словакию, только чтобы посмотреть этот гениальный фильм. Предполагая, что он скоро будет доступен в интернете

.

- Чтобы не дать повод подумать, что я о умолчал о какой-то положительной стороне картины, из-за чего кто-то не пошел ее смотреть, должен добавить - там еще есть одна одна любовная сцена, в которой девушка скачет верхом на Оппенгеймере. Но ничего особенного, не надейтесь. Показана только ее грудь, все остальное задрапировано одеялом. Она не вытекает ни из какой логики развития сюжета, просто вставлена для развлечения публики.

- Думаю, что это вставлено в фильм просто как один из необходимых ингредиентов для придания занимательности. В качестве других ингредиентов подошли происшествия из студенческой жизни, экстравагантный профессор, и наконец, большой взрыв, как хорошая кульминация. И все, суп готов - кушайте гости дорогие, смотрите не подавитесь!

- Возможно, режиссер просто очень любит такие концовки – в фильме про Бэтмена тоже в конце все также очень красиво взрывалось.

А теперь о советском фильме.

- Технических деталей намного больше. Хотя, на самом деле, все это смотрится как увлекательный художественный фильм. Есть одна сцена, в которой Курчатов, случайно встретив студентов-физиков, которые путаются в том, на что расщепляется уран, в двух словах объясняет им это. Они смутно помнят, что уран расщепляется на барий и что-то еще. Курчатов на пальцах объясняет им, что раз на барий и что-то ещё, тогда получается, что, раз атомный номер урана 92, атомный номер бария 56, то 92 – 56 = 36 – это как раз атомный номер криптона.

- В советском фильме есть рассказ о технической стороне проекта. Требуется огромное количество урана, электроэнергии, нужно строить целый завод. В американском всё это возникает из ничего благодаря усилиям суперученых.

- В советском фильме есть рассказ о том, как Курчатов собирался все эти проблемы решать. В голливудском так и остается непонятным, как один экстравагантный профессор, выглядящий как придурок, вдруг умудрился заставить все это работать, нет связи и логики событий.

- Советский фильм затрагивает более широкую историческую перспективу – планы немцев, сцены их обсуждения ученых и их руководства возможности атомного проекта и отказ от него.

- Есть сцена с рассказом о том, как все это началось в Советском Союзе . Все началось с письма никому не известного лейтенанта Флерова товарищу Сталину с информацией о том, что судя по тому, что вдруг исчезли публикации иностранных ученых на атомную тему, там начались работы по созданию атомной бомбы. Сталин распекает академиков за то, что они не сообщили ему об этой проблеме.

- В обоих фильмах есть сцена с упоминанием о том, как Труман говорит Сталину о том, что они создали очень мощную бомбу, а Сталин сделал вид, что ничего не понял.

- После американского фильма в советском мне очень понравились титры с датой и годом и местом действия – можно было проследить, как это связано со временем всем известных исторических событий. В американской версии этого очень не хватало. Единственное объяснение отсутствия субтитров с указанием времени и места действия, которое о котором я могу подумать – всё это кино создается в расчете на очень и очень простых людей, они не должны напрягать мозг.

- К сожалению, советский фильм не без недостатков. Пафосное выступление Курчатова за мир в конце фильма на каком-то партийном съезде отдает натяжкой. По-видимому, это была дань брежневскому тезису, который постоянно раскручивался в то время, о возможности мирного сосуществования двух систем. Все остальное в фильме достаточно реалистично.

Понятно, что в американском фильме в качестве основной причины для того, чтобы сбросить бомбу называется цель достичь скорейшей победы над Японией. На самом деле вся эта атомная гонка в сложное для Советского Союза послевоенное время была борьбой за существование между двумя системами. И опоздай Советский Союз с созданием атомной бомбы хоть немного, у США было бы очень сильное искушение начать с ним войну. Что становится очень понятным из советского фильма.

Комментарий "АПН Северо-Запад": День победы над Японией и окончания Второй мировой войны - прекрасный повод пересмотреть эту замечательную советскую ленту.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Общество зрелищ
ПОЛЕМИКА
2011-04-18 Мухаммад Амин Маджумдер:
Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием.