АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 22 ноября 2024 » Расширенный поиск
МНЕНИЯ » Версия для печати
2008-12-18 Иван Упыренко:
Звоночек для питерского автопрома

Я регулярно пользуюсь метро. И всякий раз, когда в вагонах тупо рассматриваю разноцветные рекламные плакаты, не устаю удивляться оптимизму автомобильных гигантов, окопавшихся на окраинах Питера. «Заводу «Тойота» в Шушарах требуются рабочие. Стабильная зарплата, полный соцпакет, гибкий график. Опыт работы необязателен». «Заводу «Форд» во Всеволожске требуются рабочие…» (далее без изменений).

Кризис на дворе бушует. А они все набирают и набирают рабочих.

Чудеса, да и только.

Впору ущипнуть себя. И украдкой посмотреть на дату газеты в руках у соседа – чтобы убедиться, что на дворе декабрь 2008 года. Что метро не превратилось в машину времени и не занесло куда-то на полгода назад, когда еще никто о мировом кризисе и не слышал, и для питерского автопрома все было гладко и пушисто.

Пару лет назад по долгу службы я был постоянным ходоком в Смольный. И раз в неделю становился зрителем увлекательного реалити–шоу под названием «Совещание городского правительства». Я до сих пор помню восторженный тон сообщений городских СМИ, когда становилось известно про приход очередного автопроизводителя с мировым именем. В Северную столицу приходит новый автогигант! Петербург превращается в Российский Детройт! Городская казна пополнится сотнями миллионов рублей! А рядовому петербуржцу, видимо, оставалось лишь оттянуть карман пошире и ждать, пока посыплются халявные деньги от добрых иностранных дядей.

Особенно трогало, что активность западных инвесторов объяснялась исключительно «благоприятным инвестиционным климатом» в Петербурге. То есть читай: городское правительство под мудрым руководством Валентины Ивановны Матвиенко создало благоприятную среду для автопроизводителей, в которую они стремятся, как бабочки к огню. Таков был мессидж городских новостей того славного беззаботного времени.

При этом лояльные к Смольному издания бездумно цитировали фразы раздувающихся от гордости чиновников с усердием попки–дурака. Без малейшего стремления задаться простым вопросом: а почему же на самом деле мировой автопром так стремится в Россию? Да очень просто – средний уровень зарплат наших рабочих на пару порядков ниже, чем в той же Америке. Что сильно экономит издержки производства по сравнению с цивилизованными странами. Плюс подпитываемый нефтебаксовой халявой потребительский бум, когда каждый уважающий себя манагер низового звена считает долгом приобресть в кредит «крутую тачиллу», благодаря которой гипотетическая длина его члена существенно увеличивается в собственных глазах.

Отдельно хочется сказать о неоднократно воспетом «благоприятном инвестиционном климате». В сентябре на круглом столе в «Росбалте» с небольшой речью выступила директор петербургского филиала Американской торговой палаты Мария Чернобровкина. По ее словам, от намерения компании построить завод в Петербурге до получения последнего разрешения может пройти полтора года. «Это абсурд с точки зрения иностранного инвестора», - заявила госпожа Чернобровкина, не называя имен и брендов. Зачем? И так все ясно.

Вот вам и «благоприятный инвестиционный климат». И впрямь, немного жаль становится какого-нибудь заокеанского топ-менеджера, посаженного рулить местным виртуальным заводом. Когда его российский подчиненный терпеливо объясняет, что проектная документация застряла в таком-то комитете, потому что надо «podmazat», у бедняги, наверное, перегревается процессор в голове. Где ж ему, тугоумному, понять, что у нас совсем другие правила игры, в которой за все надо платить. Чай, не какая-то Америка, где госслужащий, как последний лох, живет на одну зарплату и даже не догадывается, что на нужных подписях можно делать деньги.

И вот теперь всей этой большой и вкусной халяве приходит конец. С конца декабря на две недели останавливается конвейер «Тойоты» в Шушарах, со следующей недели почти целый месяц не будет работать «Форд» во Всеволожске. А на днях стало известно про секвестирование рабочей недели на «Дженерал Моторс» - до трех дней. Причина везде одна: спад спроса на продукцию.

Звоночек прозвенел. Уже ощущается несвежее дыхание Большой Задницы.

Вы думаете, ситуация скоро выправится, конвейеры заработают на полную катушку и все будет по-прежнему? Мне тоже хочется в это верить. Но пессимист во мне говорит, что питерский автопром еще не достиг своего дна. Как и остальные промышленные отрасли.

Ну, поддержат «российский Детройт» миллиардом – другим бюджетных рублей. Ну, поработают они еще чуток. А дальше что? Куда сбывать продукцию в условиях стремительно съеживающегося спроса? В Китай? Кому там нужны наши «форды» и «тойоты», сделанные по лицензии? Машины российских филиалов мировых автогигантов – исключительно для внутреннего потребления. И качество у них соответствующее.

Поэтому в ближайшие годы российскому автопрому не светит ничего хорошего. Впрочем, как и мировому.

Мне нисколько не жаль хозяев иностранных автоконцернов, ринувшихся в Россию за сверхприбылями. Не жаль местных чиновников, которые лишатся астрономических доходов за подписи на разрешениях. Не жаль армии безработных манагеров, которые неизбежно очнутся от морока потреблятства и за неимением средств урежут запросы от жизни. Мне жаль лишь десятки тысяч простых работяг, которые, скорее всего, останутся без работы и стабильного заработка. Не исключено, что податься им будет некуда, ибо вся российская промышленность так или иначе завязана на нефтяных деньгах. А значит – встанет.

Впрочем, если верить рекламе, желающие поработать в автопроме еще могут записаться на собеседование.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Экономический кризис
ПОЛЕМИКА
2011-04-18 Мухаммад Амин Маджумдер:
Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием.