АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 24 апреля 2024 » Расширенный поиск
МНЕНИЯ » Версия для печати
2009-02-09 Роман Виктюк:
От Сталина исходил страх, переходящий в свет

Знаменитый театральный режиссер Роман Виктюк рассказал на радио "Эхо Москвы" о своем новом спектакле "Тень Гафта" (по пьесе этого автора), главным героем которого является Сталин. Вождь является в сегодняшний мир и беседует с теми людьми, с которыми не смог договорить при жизни – Жуковым, Ахматовой, Шостаковичем, Шаламовым.

Когда пришла душа ушедшего Иосифа Виссарионовича, то эта душа потребовала, попросила, проплакала, простонала, чтобы два часа на сцене театре «Современник» прошла эпоха, его эпоха. И светом той его эпохи чтобы был пронизан сегодняшний день.

…Дьявол или бог, я думаю, что в разные периоды жизни, в зависимости от тех ситуаций, в которые ты попадаешь, и в которых ты был, и которые ты знаешь – я думаю, что он бывает то бог, то дьявол. Потому что он человек, в котором соединился и ад, и рай. Он религиозным был человеком. Я специально ездил в Гори, я был в тех местах, где он обитал. На той земле нельзя не быть религиозным человеком.

И поэтому есть действительно, и в спектакле это есть, когда он говорит, что «я знаю те законы, которые над нами – небесные законы. Они определяют все».

Я был потрясен, когда узнал, что когда он умер, то у него рядом на столике был проигрыватель, и на нем стояла пластинка Юдиной. Он слушал ее фортепианные экзерсисы. И эти номера, которые на этой пластинки, мы играем в спектакле, мы эту пластинку мы использовали – и не только ее. Он был музыкально образован. Это нельзя вот так сказать: нет, это только зверь. Неправда.

…Он должен молчать, и в молчании в его голове, в этом компьютере, происходят совершенно недоступные, непонятные процессы. И в результате этого происходит действие. Но там есть и свет, и тьма. Почему я тебе говорю, что там и ад, и рай. Он слышит и Софроницкого, и Чайковского. Ведь он же обожал Чайковского, ведь он же не просто приходил в Большой театр – он сидел до конца. А музыка все равно на него действовала, я в этой ложе сидел, на его месте. Я нарочно туда приходил. И я понимал, то, что идет от оркестра и со сцены – это не может не пронизывать человеческий организм.

Он перед смертью общался же со священнослужителем. И никто не знает, какой там был диалог. Но то, что в нем была необходимость – то, о чем я говорю: он вырос в религиозном пространстве, в религиозном воздухе, и в результате он же во время войны раскрыл все церкви – да? Колокола все-таки… а колокол – это знак свыше, который приходит. И когда человек слышит колокольный звон, он очищается – в это время он не может делать подлость.

Он в этой стране икона. На эту икону молились и шли в бой, и побеждали.

От него исходил страх, который переходил в свет. Это явление уникальное в мировой истории – страх, переходящий в свет.

Комментарий «АПН-СЗ»: Роман Виктюк – человек, очень тонко чувствующий конъюнктуру и запросы общества. В 90-е он ставил «Мой друг Гитлер» Юкио Мисимы и скандальные пьесы Жана Жене. И совершенно не случайно, что сегодня он обратился к теме Сталина, рассматривая фигуру вождя в почти религиозном ключе к ужасу либеральных ведущих и радиослушателей «Эха». Это смелый шаг с его стороны. И совершенно точно, что спектакль «Тень Гафта» обречен на успех.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Credo
ПОЛЕМИКА
2011-04-18 Мухаммад Амин Маджумдер:
Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием.