АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 29 марта 2024 » Расширенный поиск
МНЕНИЯ » Версия для печати
2010-04-14 Владислав Любич:
Толерантность по-шепетовски

Государственная программа «Толерантность» была принята в северной столице в 2006 году. Как практикующий педагог я не только сталкиваюсь с ней в профессиональной деятельности, но и вынужден посещать курсы по воспитанию гражданственности и толерантности. Большинство лекторов относятся к данной теме, мягко говоря, скептически. Когда же дело все-таки доходит до толерантности, в аудитории воцаряется атмосфера, наполненная прямо противоположными терпимости чувствами. В ответ на определение «Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира», один преподаватель в сердцах возопил, что Гитлер тоже начинал с благих намерений. Коллегу по цеху поддержала значительная часть аудитории.

Особую любовь питает преподавательский состав в отношении т.н. дней толерантности, во время которых дети могут наглядно ознакомится с культурой сограждан-иноплеменников. Когда детям из младших классов приводят негра и объясняют, что это афроамериканец, которого надо уважать, несмотря на цвет кожи, дети, и не знавшие о каких-то там межэтнических трениях (национальное самосознание, согласно мнению ряда психологов развивается у большинства детей к 13 годам), невольно начинают задумываться о том, что такие трения существуют. Не говоря уже о пошлости самого мероприятия, приходишь к выводу, что такими уроками конфликт раздувается в той плоскости, в которой его попросту нет.

Или взять, например, воспитательную игру под названием «Комплимент». В течение дня все учащиеся и учителя должны делать друг другу разные комплименты. Происходящее походит на утро в молельном доме баптистов или праздничный обход свидетелей Иеговых.

На курсах нам, учителям, порекомендовали пользоваться детскими книжками о толерантности при подготовке уроков. Целая серия таких изданий выпущена под патронажем небезызвестной Людмилы Улицкой, называется «Другой, другая, о других». Авторы определяют жанр своего творчества как популярную психологию для детей. Особенно поразила меня и моих коллег книжка-брошюрка под названием «Семья у нас и у других». Автор сего шедевра некая Вера Тименчик. Сюжет книги следующий: мальчонка приходит в гости к своему другу, мать которого находится в положении. Преисполнившись благих намерений, беременная мамаша начинает рассказывать детишкам про семьи в разных странах. В ходе повествования дети узнают про инцест, который был обычным делом в Древнем Египте; про семьи, в которых «не мама и папа, а два папы» – для наглядности мать рассказывает детям трогательную историю про мальчика Джонни, которого в один день в школу провожает папа-итальянец, а на другой день папа-индеец! Еще немного и, кажется, что вот-вот дети узнают про педофилию и притоны Тайланда. В ответ на вопрос одного из присутствовавших на презентации данного произведения: «Может еще и про садомазохизм напишите?» – Людмила Евгеньевна, ничтоже сумняшеся, ответила – «Прекрасная идея!». Зал разразился аплодисментами.

Вот такой вот постмодерн. Самое противное во всей этой истории то, что реализация программы толерантности не является уделом энтузиастов, добровольным начинанием педагога, нет – это обязанность всех и каждого. Если администрация постановила – хочешь, не хочешь, а прививать терпимость учащимся – твой долг и святая обязанность. Я не раз выражал свое мнение в отношении толерантности и получал неизменный ответ: «Не хочешь выполнять государственную программу – меняй профессию!»

Даже если в вашем учебном заведении не стоит остро вопрос национальности, даже если дети выходцев из солнечного Азербайджана и не менее солнечной Армении находят общий язык как друг с другом, так и с русскими ребятами, ты обязан разъяснить им, что проблемы межэтнических взаимоотношений это важный и актуальный вопрос. Что ненависть и ксенофобия разъедают общество и наполняют его атмосферой конфликта. Если же проблема в школе действительно есть – одни задирают других, старшеклассники бреют головы и бьют бурят и татар, или же чеченские мальчики угрожают ребятам славянской внешности перочинными ножами – предложи им сыграть в «Комплимент» или расскажи, например, вот такой стишок: «Чувствовать, думать, любить, как другие; Сердцем умея понять солидарность. Напрочь отбросить – «Они не такие», Этому учит нас толерантность» – и все проблемы отпадут сами собой.

Дети начнут изрекать что-то типа: «Толерантность – это здорово! Она, как волшебный ключ, открывает сердца и души других людей, делает их поведение понятным и предсказуемым», или, например: «После тренинга стала смотреть на мир и себя в этом мире рельефнее, красочней и сочнее». Все наладится, все примирятся и слова Валентины Ивановны Матвиенко: «Толерантная сущность северной столицы обусловлена самой его историей», золотом отольют на месте убийства студента Тимура Качаравы!

Владислав Любич

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Школа жизни
ПОЛЕМИКА
2011-04-18 Мухаммад Амин Маджумдер:
Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием.