АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Воскресенье, 19 мая 2024 » Расширенный поиск
МНЕНИЯ » Версия для печати
2011-03-04 Алексей Рафалович:
Ночной кошмар Виталия Савельева
«Аэрофлот» испугался коллективного иска по коллапсу в Шереметьево

Предновогодние дни в России омрачились для тысяч граждан многочасовой задержкой авиарейсов. Благодаря халатности гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, не закупившего антиобледенительный состав для своих самолетов, крупнейший аэропорт Шереметьево в конце декабря оказался парализован. Так как управляет терминалом аэропорта все тот же «Аэрофлот», пассажиры стали заложниками бездействия и халатного отношения перевозчиков. Подчиненные Савельева утверждают, будто со своей стороны якобы выполнили все обязательства – обеспечили ожидающих вылета едой, водой, средствами гигиены, гостиничными номерами.

Однако кадры, показанные в те дни в теленовостях, способны легко доказать лжиовсть подобного рода заявлений. Тысячи людей оказались заперты в терминалах без еды, воды и санитарных условий. Многие из них – с маленькими детьми.

Кроме того, в «Аэрофлоте» уверяли, будто пассажиров своевременно информируют об изменениях ситуации. Однако в действительности из-за потери управляемости и административного бардака люди оказались еще и в информационном коллапсе – покинуть стены аэропорта никто не решался, поскольку не было известно, когда снова начнутся вылеты. «Аэрофлот» сообщать об это посчитал излишним.

В итоге первым из Шереметьево вылетел полупустой самолет со спикером Госдумы Борисом Грызловым. Простые российские граждане были вынуждены терпеливо дожидаться своей очереди. Когда же компания наконец-то смогла организовать вылет граждан и речь зашла о компенсациях, Савельев сослался на форс-мажорные обстоятельства, при которых речи о компенсации морального ущерба не идет.

Итак, во сколько оценили испорченные отпуска, семейные поездки, новогодние праздники, сорванные деловые встречи, жуткие часы ожидания, потраченные нервы?

В рамках репутационных компенсаций пострадавшим обещали раздать ваучеры на бесплатный перелет в один конец – всего около 20 тысяч ваучеров. Кроме того, команда Савельева санкционировала оплату нескольких заявок о компенсации, но каждая из них – всего на несколько тысяч рублей.

Одних пассажиров это удовлетворило, другие отказались мириться со скотским отношением и решили защищать свои права. Они организовались в группы в социальных сетях и приняли решение о подаче коллективного иска компании.

Корреспондент АПН «Северо-Запад» побеседовал с представителем пострадавших Сергеем Литвинцевым и выяснил, как обстоят дела на сегодняшний день.

- Сколько человек на данный момент присоединились к коллективному иску?

Сейчас в группе "Иск граждан против «Аэрофлот»" более 1000 человек, которые заполнили анкету участника.

- Когда примерно будет подан иск?

Мы планируем подать его в ближайшие 1-2 недели. Сейчас прорабатывается позиция по иску и сопутствующим действиям в нашей внутренней группе – в совместной работе юристов, экспертов в авиационной сфере и специалистов в области PR.

- На какую цифру приблизительно рассчитывает каждый пострадавший?

Судя по претензиям, средняя сумма требований составляет порядка 100000 руб. на одного пострадавшего.

- Пытались ли сотрудники «Аэрофлота» выйти на контакт и уладить ситуацию в досудбеном порядке?

Нет. Тем не менее, в СМИ освещалась новость о том, что «Аэрофлот» предложил досудебное урегулирование другой небольшой группе пострадавших. Если это соответствует действительности, мы можем ожидать такого развития событий в нашем случае, так как позиция и требования групп во многом одинаковы. Учитывая серьезность наших требований и масштаб вреда, который нанес «Аэрофлот» в предновогодние дни пассажирам, досудебное урегулирование - наиболее логичный шаг для «Аэрофлот», который позволит разрешить ситуацию меньшей кровью.

- Можете привести успешные примеры коллективных исков в российской судебной практике? А в зарубежной?

В российской практике успешных примеров масштабных коллективных исков нет, также как и примеров массовой защиты прав потребителей/граждан. В США коллективные иски граждан в таких случаях - каждодневная практика. Ежегодно разбираются тысячи дел, связанные с массовыми нарушениями: задержки рейсов, розлив нефти, зараженная еда - самые различные причины массового вреда становятся основанием для подачи исков коллективно против одного или нескольких ответчиков. На Западе обычно формируется инициативная группа пострадавших, ее интересы представляет адвокат. Если они имеют серьезные основания, ответчик обычно предлагает разрешить ситуацию в досудебном порядке. По сути, ответчик пытается "договориться" с пострадавшими на обоюдовыгодных условиях. В таком случае дело получает меньшую огласку в СМИ и разрешается оперативнее. Если на досудебной стадии дело не разрешается, представитель пострадавших подает иск в соответствующую судебную инстанцию и добивается решения в пользу подзащитных. Такая практика должна сформироваться и в России, в нашем деле к этому имеются все необходимые юридические предпосылки.

- Если «Аэрофлот» выплатит формальные компенсации, какие претензии будут указаны в иске?

Наверное, вы имеет в виду "формальные" штрафы, предусмотренные Воздушным кодексом? Основной фокус наших требований - моральный вред. Моральный вред пострадавшим доказывается в суде, он не покрывается штрафом, установленным законом за задержку рейса. Иными словами, уплата штрафа по закону не лишает нас возможности требовать компенсации морального вреда.

- Госдума вскоре должна ратифицировать Монреальскую конвенцию, согласно которой авиакомпания обязана компенсировать пассажиру вред за задержку в сумме порядка 6500 долларов по текущему курсу. Как это поможет в вашем деле?

Пострадавшим в нашем деле это вряд ли сможет помочь, так как подписание конвенции не означает, что ее нормы могут иметь ретроактивную силу (т.е. применяться по отношению к нарушениям, произошедшим в прошлом - до вступления Конвенции в силу в России). Но это будет нашей долгосрочной победой: в будущем пострадавшие в аналогичных ситуациях смогут рассчитывать на серьезную компенсацию и оперативные действия в момент кризиса со стороны менеджмента авиакомпании.

- Насколько известно, ваш иск воспринят, как серьезная угроза. Вы в курсе, что за счет черной кассы «Аэрофлота» в блогах и прессе развернута весьма дорогостоящая контркампания, включая заказ материалов относительного того, что вы пиаритесь, подставляете пассажиров?

Безусловно, мы пиаримся. В отсутствие независимой надежной юридической системы PR - это, наверное, самый сильный инструмент решения подобных проблем. Нам необходимо публичное внимание к проблеме, иначе ситуацию пассажиров просто не разрешить в нашей стране. Что касается юридической стороны дела, то она хорошо проработана: в ней нет сомнений и вина «Аэрофлот» легко доказуема, учитывая огромное количество доказательств.

-Насколько помогают социальные сети?

Наша группа зародилась в социальных сетях, без них нас бы не было. Мне кажется, наша инициатива - пример первой сильной самоорганизации "снизу" в рамках социальных сетей в интернете в России.

От редакции: Очевидно, что у пострадавших от хамства «Аэрофлота» нет никакого другого способа получить достойную компенсацию от дефективных менеджеров Виталия Савельева, кроме коллективного иска и большого общественного скандала. Любая попытка отвлечь время и силы на какие-то единичные процессы будет воспринята людьми, занятыми распилом крупнейшей авиакомпании страны, как признак слабости со стороны своих жертв. Редакция продолжит цикл публикаций об «Аэрофлоте» в ближайшее время, для чего просит читателей присылать все имеющиеся материалы.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Дефективный менеджмент
ПОЛЕМИКА
2011-04-18 Мухаммад Амин Маджумдер:
Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием.