Первый раз «общественное» телевидение было создано в России 29 ноября 1994 года. В этот день президент Борис Ельцин подписал указ «О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г. Москва) канала телевидения и сети его распространения», согласно которому первый телеканал был передан акционерному обществу «Общественное Российское Телевидение». Спустя три месяца был убит генеральный директор ОРТ популярный телеведущий Владислав Листьев, непонятно с какого перепугу решивший, что рулить финансовыми потоками на канале должен он. Далее процессом в интересах Ельцина и его семьи руководили ведущий акционер ОРТ Борис Березовский на пару с генеральным продюсером Константином Эрнстом, а Общественный наблюдательный совет, состоявший из представителей президента, правительства, парламента и статусной интеллигенции играл чисто декоративную функцию. Реальных полномочий он не имел, да и чего было ожидать от давно выдрессированных и прикормленных персонажей, типа Макаревича с Михалковым? Прочая же общественность, то бишь подавляющее большинство телезрителей, и вовсе не имела ни малейших рычагов воздействия на ОРТ. Германские публично-правовые каналы ARD и ZDF финансируются исключительно за счет рекламодателей и потребителей, последние платят налог на содержание каналов, и если они вдруг в массовом порядке перестанут платить, отказавшись от услуг телевизионщиков, у тех могут быть серьезные проблемы.
Наблюдательные советы публично-правовых каналов являются их высшей властью. Именно эти органы, составленные на паритетной основе из представителей субъектов федерации, парламентских партий, профсоюзов, ведущих религиозных конфессий и общественных организаций определяют курс телеканала и могут уволить его директора. Исполнительная власть в лице правительства ФРГ прямо никак не влияет на состав совета и лишь делегирует туда ограниченное число своих представителей – в наблюдательном совете ZDF их всего 3 из 77.
А что предлагает Медведев? В отличие от «подберезового» ОРТ, часть бюджета нового «общественного» телевидения России формируется за счет абонентов, но первую скрипку играют совсем не они. Согласно законопроекту, разработанному командой бывшего ельцинского министра печати и главы президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаилом Федотовым, сохраняется и государственное финансирование «в размере не ниже 0,5 процента общей суммы расходов федерального бюджета». По предварительным оценкам экспертов, даже при минимальном вкладе 0,5% от федерального бюджета государство оплатит порядка 40% расходов телеканала. А ещё предусмотрена оплата со стороны субъектов федерации и сверх всего вводится и особый институт спонсоров, объем помощи которых не регламентируется. Вот и представим себе ситуацию, когда в ответ на отказ канала откликаться на темы, интересующие изрядную часть зрителей, те перестают платить, но теленачальство только хихикает в кулачок – их спонсоры в лице «Газпрома» и «Роснефти» по звонку президента компенсировали убытки.
Наблюдательный (в данном случае Попечительский) совет тоже ничего не решает. Формально его статус не ниже, чему у ZDF, но если там партии и общественные организации формируют совет напрямую, то в российском законопроекте имеется фильтр в виде федотовского Совета по правам человека и столь же марионеточной Общественной палаты. Из всех представленных кандидатур эти подпрезидентские органы отбирают 26, а президент выкидывает еще пятерых. Совершенно понятно, что подавляющее большинство попечителей будут абсолютно лояльны и проголосуют за всё, что им укажут, а сам проект окажется убогой копией «Первого канала» и РТР. Его единственная функция - служить очередной демократической побрякушкой, маскирующей суть кремлевского режима и демонстрирующей перед старшими партнерами из НАТО его продвижение к их ценностям.
Юрий Нерсесов