Одно из наиболее широко анонсированных мероприятий Смольного – «новая гаражная политика»: ее пропаганде уделяется немалое внимание. Смольнинская пресс-служба рассылает сообщения о том, что губернатор провела очередное «совещание по вопросу размещения в Петербурге гаражей и паркингов», и как при этом она приказала позаботиться о тех, чьи гаражи, к несчастью, попадают в «зоны новой застройки» таких «важных проектов, как КАД или ЗСД», и потому «рано или поздно гаражные боксы придется снести». Аж слеза прошибает, когда читаешь на смольнинском сайте, что губернатор заботится о том, что «владельцев гаражей нужно заранее предупредить о целях и сроках сноса временных строений» и что «город должен взять на себя определенные обязательства и предложить автомобилистам другие цивилизованные варианты хранения личного транспорта».
Какие же это варианты? «Возможно, КАСам будут отданы в аренду территории, не подлежащие застройке, или же город выделит места под многоэтажные паркинги на льготных условиях, без отчислений на инфраструктуру». При этом, как нам сообщают, «В.И. Матвиенко особо подчеркнула, что места во вновь возводимых современных многоярусных паркингах должны быть доступными для горожан».
Ну, а пока что администрация ждет, что к 2010 году количество личных автомобилей в Петербурге достигнет 1 миллиона 350 тысяч. Между тем, сегодня местами для хранения обеспечено не более 43% автомобилей при норме в 60-70%. И вот уже Комитет по градостроительству и архитектуре сделал инвентаризацию земельных участков, арендуемых так называемыми «плоскостными гаражами» (КАС), и «изучил возможность более эффективного использования этих земель». Сейчас боксовые гаражи занимают 1008 гектаров городских земель (самих гаражей примерно 325 тысяч).
До 15 октября, как заявляет г-жа Матвиенко, КГА и КУГИ должны разработать проект «комплексной, выверенной, системной программы по «гаражной политике», в которой будут отражены правовые регуляторы сохранения территорий и защиты горожан». В общем, полная идиллия. Если, конечно, быть идеалистами и принимать на веру все то, что говорят губернатор и ее подчиненные. Но именно этого делать как раз и не хочется…
Столь нелюбимые администрацией (занимают, сволочи, ценную городскую территорию, которая так нужна «стратегическим инвесторам» типа «западно-скоростных» строителей!) гаражи – неотъемлемая часть городского ландшафта. И не от хорошей жизни: машину надо где-то держать, а никаких других вариантов гражданам не предлагали. О паркингах тогда, когда строились нынешние КАСы, никто и не слыхивал, о домах с подземными гаражами – тоже.
Но вот минуло три десятка лет, и гаражи начали сносить под предлогом «государственной необходимости», цинично сославшись на то, что соответствующий участок земли город давал не постоянно, а лишь во «временное пользование». Хозяин – барин: захотел – дал, захотел – отнял. Ничего, что гаражи построены собственными руками. Ничего, что немалая часть их владельцев – пенсионеры («новые русские» давно уже отстроили себе загородные коттеджи с встроенными гаражами). Все это меркнет перед «государственной необходимостью» реализации, в частности, безумного проекта ЗСД, который вовсе не спасет центр города от пробок, а лишь угробит Юнтоловский заказник и западный берег Васильевского…
Что же теперь предлагается? Адекватная компенсация за уничтожаемое имущество? Как бы не так! «Мы никому не позволим нажиться за счет бюджета», - заметила как-то раздраженная градоначальница, обсуждая проблему гаражей. Ну, прямо чистый Лужков: тот, помнится, называл «жлобами» москвичей, всего-то пожелавших, чтобы им предоставили нормальное жилье взамен отнимаемого «эффективным московским правительством».
Осенью прошлого года, когда в ЗАКСе обсуждался бюджет-2007, депутат Сергей Андреев потребовал заложить в смету ЗСД средства в размере одного миллиарда рублей на строительство новых гаражей (стройка приведет к уничтожению примерно 16 тысяч гаражей). В ответ Валентина Ивановна начала рассуждать о "государственных интересах" и "правовом поле", заявив, что в свое время участки под гаражи предоставлялись во временную аренду, и всех владельцев заранее предупреждали о будущем выселении. «Мы не будем компенсировать владельцам по 3.5 тысячи долларов за гараж», - заявила губернатор, по мнению которой, «проверка показала, что в 30 процентах этих гаражей стоят не машины, а складируется всякий ненужный хлам». Что касается владельцев гаражей, то они, как заявила губернаторша, получат деньги «в соответствии с реальной рыночной оценкой».
Замечательно. И вот уже депутата Андреева нет в ЗАКСе (позаботился Смольный, чтобы одним смутьяном стало меньше – куда приятнее во всех отношениях заменивший Андреева фигурист Сихарулидзе, учивший стоять на коньках самого Тюльпанова), что касается «реальной рыночной оценки» - с ней все предельно просто.
Недавно в администрации Приморского района провели совещание, и чиновники вместе с представителями ЗСД, не стесняясь, сказали гражданам: да не получите вы никаких денег за сносимые при строительстве ЗСД гаражи! В городском бюджете на 2007 год никаких выплат на эти цели не заложено, потому что они «признаны нецелевым использованием средств». Прямо оторопь берет от такой наглости. Отнять у людей их имущество, а потом сказать, что возместить им потери закон не позволяет. Что делать? «Получайте ваши компенсации в судебном порядке», - усмехаются чиновники. То есть, каждый в индивидуальном порядке должен идти в суд и доказывать там, сколько стоит его уничтоженный гараж.
Если учесть, что под снос идет более 100 тысяч гаражей, то нетрудно представить, что будет происходить с судами. И сколько граждан сумеют пройти судебные процедуры до конца. Да, есть знаменитый прецедент – гражданин Иванов сумел отсудить у ЗСД 55 тысяч рублей за свой гараж. Но только в Куйбышевском суде – около двух тысяч заявлений такого рода. Когда их рассмотрят? Когда рак на горе свистнет?
Но предположим даже, что люди получили свои деньги. Не столько, сколько Иванов, но хотя бы по 2 тысячи «зеленых». Что дальше?
«Покупайте места в паркингах!», - заявляют чиновники. А Валентина Матвиенко говорит, что в каждом районе будет один паркинг для «льготников», где, может быть, место дадут по относительно доступной цене. Но его заведомо не хватит! Как быть остальным? Идти на «свободный рынок», где уже ждут, потирая руки, строители паркингов с ценами по 15 тысяч баксов за место? Да у большинства владельцев гаражей машина не стоит и трети этой суммы. И какие они получат «цивилизованные варианты хранения» машин? На открытые автостоянки не очень-то замахнешься: 100 рублей в день. К тому же, даже тем, кому пообещают место в паркинге, придется 2-3 года ждать, когда его построят…
О ценах на паркинги – отдельно: не верю, что бетонная «коробка», в которой держат машину, должна стоить по тысяче долларов за квадратный метр. Конечно же, она стоит на порядок меньше, а все остальное «уходит» в цену земли, взятки, поборы и сверхприбыли строителей. «Паркинговый» бизнес сегодня чудовищно прибылен, и было бы крайне интересно узнать, в каких отношениях с администрацией находятся те, кто сегодня монополизировал этот рынок и легко получают разрешения на строительство паркингов.
В общем, скорее всего, «гаражная программа» кончится одним: подавляющее большинство владельцев гаражей будут поставлены перед совершенно «свободным» выбором. Или искать гараж за тридевять земель без гарантии, что рано или поздно и эта территория не приглянется властям под очередной «инвестиционный проект». Или расстаться с машиной, лишившись возможности добираться на свои «шесть соток», ездить по делам или на загородные прогулки, отвозить детей в школу. Или держать автомобиль во дворе – просто потому что больше негде.
Впрочем, ни Валентину Ивановну, ни ее чиновников это вряд волнует. У них нет проблем с хранением личного транспорта. К тому же, есть служебный.