АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2013-09-04 Мария Забродина
И снова – блокада! Власти замыкают мусорное "кольцо"...

 

Петербург нашего нового российского времени – это, как мы убеждались не раз, такой особый полигон для испытаний всяческих реформ, видно в силу особого родства нашего городского начальства с федеральным. И жилищно-коммунальные дела наши скорбные – одна из любимых экспериментальных сфер, в коей не последнее место занимают реформы в деле обращения с мусором, который мы производим, или – твёрдыми бытовыми отходами (ТБО), говоря на официальном языке. Есть при этом у слова «полигон» кроме благородно-военного значения и ещё одно – мусорный. Так называют специально оборудованную инженерную площадку для правильного захоронения мусора, на которой работает специальное предприятие. Впрочем, большинству из нас понятнее и привычнее другое слово – свалка. И, похоже, общественности города и области, которая не раз восставала против такого неприятного явления вблизи собственных домов, предстоит повысить свою активность по этому же поводу «в разы» и в самое ближайшее время.

Но – по порядку и сначала, конечно же, об этих самых реформах или

О нашем безмусорном будущем. Программы, программы, программы...

Как не раз отмечено, проблема обращения с родным отечественным мусором становится всё более острой для всех ветвей и лиц глубоко чтимой нами власти. И это вполне правильно. Издал своё поручение по этому наболевшему поводу наш президент (Пр-2138 от 10.08.2012 г.), особо там упирая на «создание эффективной системы управления в этой области». А ещё происходило неостановимое, как всегда, законотворчество Госдумы и всех заинтересованных в том лиц и ведомств в области Федерального закона «Об отходах производства и потребления» по созданию всё новых его редакций, которое пока так ничем и не завершилось. И всё это только за последний год-полтора. А ещё для нашего региона губернатор Г.Полтавченко подписал «Региональную целевую программу по обращению с ТБО на период 2012-2020 гг.» в мае 2012 г.

В той программе тоже сказано много правильного и обнадёживающего. Например, о том, что мусороперерабатывающий завод – ГУП «МПБО-2» будут реформировать-реконструировать в сторону «плазменной газификации» - так по-литературному называется сжигание. И будет это, наверное, к 2020 г. И это при том, что до сих пор в Янино никто ничего не сжигал. А в июне 2011 г. выездное заседание городской комиссии по здравоохранению постановило, что на площадке в Янино невозможно построить новый комплекс, не нанеся существенного ущерба экологии района.

А глобально в планах нашего губернатора и его правительства строительство двух новых и реконструкция двух существующих мусороперерабатывающих заводов. Новый завод в Левашово будет работать, согласно этим планам, на основе сверхновой технологии «производства альтернативного топлива из отходов производства и потребления». И здесь городское правительство намерено «партнёрствовать» с неким концерном Helector S.A.-Aktor Cocessions S.A. – Aktor S.A. из дефолтной Греции. И в проклинаемой всеми властями «Сети» долго ходили упорные слухи, что к этому греческому высокотехнологичному предприятию самое непосредственное отношение имеет некто Алексей Георгиевич Полтавченко, 27 лет отроду, наверное, не находящийся ни в каком родстве с самим губернатором . Он был назначен в 2010 г. директором по развитию этого концерна в СНГ и России. Ходили также слухи, что владелец этого греческого концерна Георги Боболас – это ну что-то типа нашего страдальца Березовского. Правда, он пока ещё жив и тоже назначил своего собственного сына генеральным директором этого самого Aktor-а. А ещё ходили слухи, что этот завод тоже будет мусоросжигательным. И будет это тоже в 2020 г. Правда теперь, по некоторым данным, Алексей Георгиевич на этом поприще более не трудится, что заставляет задуматься о реальных перспективах проекта. Ну а уж если заводу – быть, то тарифы для жителей нашего наикультурнейшего города по уборке мусора от этих высоких технологий по эффективному им управлению взлетят ещё выше.

А помимо этих, конечно же, главных технологий обращения с мусором их на свете существует всего три: захоронение, переработка и то самое сжигание. Причём, последняя – самая дорогая. Поскольку, если действовать по-цивилизованному, то 2/3 ТБО при сортировке на мусороперерабатывающих заводах положено отделять как то, что сжигать нельзя, и, соответственно, отправлять либо на переработку как вторичные материальные ресурсы, либо захоранивать. И, например, в Германии перерабатывается около 50% ТБО. У российских же компаний, как известно, «собственная гордость», и у нас в товарную продукцию перерабатывается только около 5%. И по всей матушке России на тех самых полигонах захоранивается более 95% отходов.

В нашем регионе всё тоже патриотично. И как бы ни манили взгляд программотворящих наших властей светлые безмусорные, но не бездымные и не безвалютные высокотехнологичные перспективы, главной реальной технологией обращения с отходами по сей день остаётся захоронение на городских полигонах. Поскольку, например, сортировочных мощностей в распоряжении властей Петербурга практически нет, и особо не предвидится, о чём в той же программе от губернатора Полтавченко сказано. И если она не совсем врёт, то для здоровья жителей города и области в полигонной технологии просматривается даже некое спасение. Но расположены эти полигоны в имени когда-то города-героя нашей области.

Именно на стыке границ этих двух субъектов федерации и чего-то ещё не столь заметного глазу, в сфере борьбы против отходов или, может быть, за них, за последний неполный год так же наблюдалась безостановочная работа по созданию всё новых …программ и даже концепций.

Только за сезон 2012-2013 гг. представители самых разных ветвей власти Петербурга и Ленобласти неоднократно собирались на самые разные совместные заседания, где одной из главных обсуждаемых проблем была именно мусорная. О разработке совместной программы регионов по обращению с отходами говорили, например, на заседании представителей аппарата Ленобласти и Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга в ноябре 2012 г. А вот под самый Новый 2013 г. на высоком заседании Координационного совета представителей исполнительной власти города и области прозвучала новая тема, а точнее: было сделано своего рода политическое заявление губернатора Ленобласти А.Дрозденко, устами вице-губернатора Ю.Пахомовского, о намерениях забрать всю мусоропереработку…себе, т.е. Ленобласти. Правда, оргвыводов тогда не последовало. И решений о программах – тоже. Вскоре последовали действия, о которых будет рассказано ниже.

А такое же апрельское высокое собрание в развитие темы не могло не поразить всех присутствовавших прямо-таки своей мусорной эпохальностью. Областные власти заявили о своей исключительной мусороперерабатывающей самостоятельности, что называется, во весь голос. Оказывается, собственная Концепция утилизации ТБО в Ленобласти, тайно зревшая в недрах аппарата, уже дорабатывалась и должна была быть представлена губернатору Ленобласти до 1 июля. Но есть ещё и генеральная схема санитарной очистки Ленинградской области. И работу над ней планируется завершить тоже в этом году – к 1 октября 2013 г. Ну а ноу-хау заседания стало обещание руководителей Ленобласти, построить на её территории аж 20 (!) мусороперерабатывающих заводов. Так что бывший город-герой тихо отдыхал в сторонке, и, на самом деле, на том совещании голос представителей Петербурга в мусорной сфере никак не прозвучал. Для воплощения сих грандиозных планов в жизнь при том самом Координационном совете создали ещё и рабочую профильную группу, которая уже должна сотворить даже не программу, а провести некий «мониторинг обращения с отходами в городе и области для выработки совместных предложений по комплексному развитию этой сферы». О волшебном слове «мониторинг» нам ещё придётся вспомнить. Но ведь и по признанию самого петербургского вице-губернатора В.Кичеджи, рабочие группы во властных наших структурах, создаются, чтобы не работать . Поэтому от единственного реального совместного проекта города и области в сфере «обращения с отходами» – строительства Тосненского полигона, народные протесты против которого дошли до самого президента, на этом же совещании отказались, пообещав найти не столь экологически опасное место для нового. И, конечно, о неких программах, что обсуждались несколькими месяцами раньше на других совещаниях, все как-то подзабыли.

Так что можно не сомневаться: «всё будет хорошо» …и с мусором тоже. Но пока это явно не так, к нашим законникам и реформаторам возникает законный же вопрос,

А что же всё-таки делается – «по жизни»...

по этому важнейшему для граждан поводу? Потому что, если конкретно, то в сфере обращения с мусором – теми самыми ТБО для города и области сегодня складывается ситуация критической опасности. Потому как полигоны вокруг города фактически прекратили свою работу.

Уже в 2012 г. был практически полностью прекращён приём мусора с территории Петербурга на два крупнейших полигона – «Южный» ЗАО «Завод КПО» более известный как «Волхонка» и «Северная Самарка» ЗАО «Промотходы» во Всеволожском районе области. Департамент Росприроднадзора по СЗФО по причинам, не относящимся к природоохранному законодательству, отказал и тому, и другому предприятию в продлении лицензий. Так, например, полигон «Северная Самарка» был признан вообще …не существующим.

Единственным полигоном для приёма отходов из южной части города, Гатчинского и Ломоносовского районов области остаётся сегодня полигон «Новый Свет», собственником которого является известный всем нам АО «Автопарк №1 «Спецтранс». Но возможности этого полигона ограничены и уже сегодня там не справляются с возросшим потоком отходов и отказывают другим перевозчикам помимо самих себя в приёме отходов.

Не лучше складывается ситуация и в северной части города. Полигон "Новосёлки", который принадлежит ГУП «Завод МПБО-2», расположен на городской земле, что противоречит всем законам, давно исчерпал свой ресурс и в ближайшее время подлежит закрытию и рекультивации.

ГУП «Завод МПБО-2», тот самый – в Янино, который был построен в 1986 г., перерабатывает, согласно официальным данным губернаторской программы, не более 14% поступающих туда отходов, по неофициальным – не более 5%. Остальное везётся на те же полигоны. Полигон по захоронению особо опасных и токсичных отходов Красный Бор принимает их сегодня только в 6 котлованов из бывших когда-то 70-ти. И обещания его реконструировать продолжаются все 20 пореформенных лет. В программе губернатора Г.Полтавченко об этом говорится так же очень осторожно, например, о «вводе в строй 1 этапа строительства» нового там комплекса в 2014 г. Несколько малых областных полигонов, принадлежащих нескольким маломощным частным организациям, обеспечивают захоронение ничтожных процентов мусора от жителей области.

Результат? И нам, и властям он и виден, и известен. И, по словам Председателя Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности правительства Ленобласти г-на М.Козьминых, только за 2012 г. вокруг Петербурга выявлено 1257 несанкционированных свалок, на которые было вывезено 711 тыс. 800 куб. метров отходов, т.е. объём, равный, по утверждению чиновника, принимаемому той самой Волхонкой. Впрочем, ненавязчиво перепутав в этом случае кубометры с тоннами, уважаемый представитель власти, возможно, не совсем точно знает и реальное количество таких свалок? А ведь на них всё чаще обнаруживают отходы, место которых только – в Красном Бору, как, например, залежи ртутных ламп и многое такое же другое.

Так тогда о чём «они» думают, т.е. власти?! И почему сегодня вокруг нашего города складывается эта, можно смело сказать – блокада, теперь – мусорная? Ответ на поставленный вопрос – и в недавней истории «эффективного управления» по-питерски в сфере «обращения с отходами», и в хронике последних здесь событий.

Это было недавно – это было давно…

Стоит вспомнить, что нормально организованная и работавшая система производственных предприятий как по мусоропереработке, так и по захоронению отходов, т.е. тех самых полигонов, созданная для города и области ещё во времена «тирана» Романова – советского и ленинградского секретаря обкома КПСС, была у нас жива до 2006 г., невзирая на реформы.

Полигоны и заводы, из которых сегодня еле жив лишь ГУП «Завод МПБО-2», полностью обеспечивали захоронение и переработку отходов 3-5 классов опасности, т.е. умеренно опасных – бытовых, коммунальных, строительных и пищевых, которые поступали с территории Санкт-Петербурга и близлежащих районов Ленинградской области. При этом основной объем промышленной их переработки был сосредоточен на мусороперерабатывающем заводе ЗАО "Опытный завод МПБО", который вместе с принадлежавшими ему полигонами обеспечивал утилизацию более 80% таких отходов. О передовом характере бывших технологий завода можно судить хотя бы по тому, что для изучения его опыта здесь бывали, как китайцы, так и европейцы даже из Siemens. В те же годы специалистами завода с привлечением учёных, и почему приходится подчёркивать это слово, станет ясно дальше, был разработан проект реконструкции и расширения завода, который прошёл все согласования и экспертизы. Проект предусматривал увеличение мощности завода в 2,5 раза и обеспечение глубокой переработки отходов в количестве 500 тыс. тонн в год, т.е. до 50% городского и части областного мусора. И технологические решения проекта, по утверждению специалистов, не устарели и сегодня.

Но в 2006 г. «случилось страшное». Причём, почти в буквальном смысле слова. А именно – «маски-шоу» ЧОПовцев и ОМОНа - вооружённый рейдерский захват завода, под предводительством не кого-нибудь, а самого тогдашнего председателя Жилищного комитета Санкт-Петербурга Ю.Х.Лукманова, о чём в те дни много говорилось и писалось. Этой акции, достойной фильма-триллера, предшествовали неисчислимые проверки завода подведомственных Комитету контрольных, надзорных и силовых органов. Официально объяснялось это всё, естественно, всяческими нарушениями всяческих наших современных законов. Ну а неофициально, судя по всему, и «понятий». Через год такой же «наезд» был совершён и на полигон «Новосёлки», принадлежавший этому же предприятию. После захватов и завод, и полигон были переданы в управление подведомственному Жилищному комитету ГУП "Завод МПБО-2", филиалом которого они и являются по сей день. Но теперь некогда работавшее эффективное предприятие превращено по существу в площадку перегруза отходов. Ароматы от них - складируемых на территории завода и фактически не перерабатываемых – достигают царственных стен Константиновского дворца, но даже это ничего не меняет. Технологии переработки практически разрушены. Ну а что касается «эффективного управления» и специалистов, то, например, директора этого «предприятия», все эти семь лет менялись в среднем раз в полгода, а диапазон их профессиональной квалификации был весьма широк – от вчерашних охранников до чинов из Федеральной службы исполнения наказаний, подавших по такому перспективному бизнес-поводу в отставку.

Эта же схема действий, правда, за исключением элементов боевика, но с привлечением даже опыта НАТО, проявила себя во время действий наших уважаемых властей, которые не назовёшь иначе кроме как

Спецоперация «Волхонка»

А вот здесь свои таланты в сфере «эффективного управления» как раз и проявили власти областные.

Дело в том, что полигон «Южный» или в обиходе «Волхонка», работавший до весны уже этого, 2013 г., являлся (к несчастью, об этом сегодня уже можно говорить только в прошедшем времени) крупнейшим в нашем регионе. И обеспечивал захоронение порядка 3 млн.куб.м или тех самых 700 тыс.т ТБО в год, т.е. до 40% бытовых отходов от жителей города и области. Ну а от многочисленных нулей, как известно, рябит в глазах самых разных людей, но чаще всего – по одному единственному поводу. Ведь не зря, наверное, мусорный бизнес во всём том самом цивилизованном мире так интересует всяческого рода мафии, которые зачастую действуют заодно, как показывают в детективных фильмах, с всякими нехорошими людьми во власти.

Конечно, Волхонка - полигон старый (работал с 1978 г.) и наверняка проблем на нём накопилось достаточно.

Но! В октябре 2010 г. решением тогда ещё председателя Леноблкомимущества А.Дрозденко, нынешнего областного губернатора, был установлен срок закрытия этого полигона в 2014 г. с учётом ввода того самого нового полигона в Тосненском районе, от строительства которого, как мы уже знаем, сегодня отказались. По показателям августа 2012 г. Волхонка как раз и могла спокойно отработать положенный ей официально срок, т.к. вместимость полигона была отнюдь не выработана: он мог принять 3,5 млн.куб.м отходов, необходимых только для рекультивации, что означает, что на практике он мог вместить их ещё больше.

Но в том же самом августе против полигона, а точнее – руководства и работников «ЗАО «Завод КПО» начался руководимый из неких высоких сфер поход по причинам, конечно же, и, прежде всего, природоохранным, а также – вследствие глубокой обеспокоенности нуждами населения. А курировал его, насколько можно судить по прессе, вышеупомянутый г-н М.Козьминых. Явными исполнителями «высоких» поручений стали всё те же разнообразные «органы» в тесном сотрудничестве с главным «надзирателем» в сфере ТБО - Росприроднадзором. И за период второго полугодия 2012 г. вплоть до апреля 2013 г. на завод было ниспослано более 50 проверок, которые сопровождались запросами документов, исчисляемых уже сотнями. Попутно заметим, что в том же самом августе 2012 г. вышло упомянутое «мусорное» поручение президента В.Путина, а значит – запахло финансированием, бюджетным.

Так какие же «высокие» сферы объявили войну всего-навсего одному нормально работавшему предприятию с персоналом в 50 человек?

Ещё в конце июля 2012 г. в администрации Ломоносовского района области, на территории которого и находится Волхонка, состоялось заседание под председательством главы администрации, а заодно – руководителя местного отделения Всероссийской политической партии (далее – ВПП) «Единая Россия» г-на Е. Устинова, посвящённое работам по рекультивации, которые должно было проводить ЗАО «Завод КПО». И заседание это, как озвучил председательствующий, было собрано по поручению губернатора в рамках разработки инвестиционно-целевой программы области. На выступления представителей предприятия о проводимых работах, что называется, с цифрами и фактами на руках, реакция у чиновников была одна: это неправда, потому что технический регламент работ не утверждён Росприроднадзором. Зато на этом же самом заседании проявили свою принципиальную позицию и инициативу некто депутат В.Ларионов из петербургского ЗАКСа, по совместительству лидер экологического движения с символическим для этого случая названием «Сделаем вместе» и два человека аж из Москвы: г-н Р.Романов – не наследник династии и не потомок секретаря-коммуниста, а генеральный директор некоего автономного некоммерческого объединения (далее – АНО) «Центр управления экологическими проектами» и ещё г-н Г.Соколов, помощник некоего депутата Госдумы, конечно же, из ВПП «Единая Россия», модерирующий партийный проект «Экологические российские технологии». Вот так вот всё природоохранно!... А позиция и инициатива тех энергичных молодых людей – явно не ломоносовских депутатов оказались смелыми и простыми: на рекультивацию предлагалось взять деньги, на тот момент, из городского бюджета, а ведение работ на объекте взять под «общественный и парламентский контроль». И…впервые прозвучала сумма – 2 млрд.руб. против 180 млн. рублей по проекту, разработанных учёными профильного института и специалистами завода. Как говорится, почувствуйте разницу!

При этом копию протокола собрания всего-навсего муниципальных депутатов почему-то было решено направить не куда-нибудь, а именно в Госдуму, г-ну Петрову Сергею Валериевичу, заместителю председателя Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, из фракции «Единая Россия», которому и «помогал» г-н Соколов. Этот важный думский человек, одновременно главный модератор проекта партии «Экологические российские технологии», одновременно 41-й человек в России по доходам в 2011 г. по списку Forbes, наверняка показал себя докой в вопросах мусоропереработки, раз по невыясненным причинам ломоносовские депутаты вдруг решили доверить ему этот самый парламентский контроль. К тому же, в весьма запутанных организационных отношениях с курируемым Петровым проектом оказалось и романовское АНО (см.выше). При том, что это же самое АНО находится во вполне прозрачных, как теперь принято говорить, отношениях с государственным Росприроднадзором, заключив с ним соглашение о сотрудничестве. Так и замкнулось своё «блокадное кольцо» вокруг Волхонки.

И дальнейшие события вокруг полигона за последний год прямо или косвенно подтверждают такое вольное и антикоррупционное предположение об их истинных причинах.

Несмотря на то, что инвестиционно-исполнительного главу администрации района Е.Устинова меньше чем через месяц, как говорят на известном жаргоне, «закрыли», т.е. взяли под арест по уголовному обвинению в связи, как писали об этом областные СМИ, с «историей о братве», поход против Волхонки продолжился и был усилен командованием более высокого ранга.

И 14 августа того же прошлого года прошло отдельное заседание по тому же единственному вопросу уже под председательством самого губернатора области А.Дрозденко. Представителей самого ЗАО «Завод КПО» там уже никто не слушал по той простой причине, что их туда просто не позвали. Зато снова солировал уже известный нам г-н Романов (вот ведь как у нас уважают в правительствах общественность!), усовершенствовавший свою идею о взятии ситуации на полигоне под депутатский контроль до проведения там того самого общественного «мониторинга», испросив всё те же 2 млрд. рублей, видимо, для «мониторинга» теперь уже из…федерального бюджета.

Такая будущая щедрость московского гостя, похоже, пришлась очень по душе членам правительства области, потому как против каких-то слишком скромных в своих притязаниях профессионалов с «Завода КПО» была намечена просто боевая операция, включившая в себя и элементы информационной войны – прямого поручения губернатора провести антизаводскую кампанию в подведомственных областным чиновникам СМИ, и, конечно, его же требование массовых проверок нерадивого предприятия всеми «органами». И, наконец, что самое главное, прозвучала отдельная губернаторская «рекомендация» администрации того самого Ломоносовского района, в независимости от каких бы то ни было результатов проверок, расторгнуть договор аренды с предприятием на занимаемый полигоном участок земли и вслед за этим, конечно же, объявить конкурс на другого арендатора. Основные претензии к предприятию, прозвучавшие на том заседании, были шаблонными: отсутствие лицензии на приём определённых видов отходов, грубое нарушение природоохранного законодательства, несоблюдение экологических норм, отсутствие согласованных документов на проведение рекультивации, и проч. Об этих нарушениях в течение всего периода «операции» дрозденковские подчинённые долдонили потом с упорством дятла в СМИ. При этом никто из атаковавших как-то не удосужился поинтересоваться, а почему коллеги из Росприроднадзора не согласовывали от самый Технический регламент, в соответствии с которым рекультивация планомерно проводилась, и дважды (в 2002 г. и 2011 г.) разработанный и представленный специалистами проект «Реконструкция и содержание полигона ТБО, его рекультивация…». А вдруг – это был умысел?!

Кстати о рекультивации и что это такое. Почему об этом надо сказать отдельно, станет ясно дальше. По мере равномерного заполнения площади или «тела», как называют это специалисты, полигона мусором до определённой высоты его закрывают грунтом. И это называется «уровнем чёрного поля». И на этот участок перестают вывозить мусор, т.е. выводят из эксплуатации. А затем такие рекультивированные участки засаживают травой и кустарниками. И это называется уровнем «зелёного поля». Включает этот производственный процесс и ещё целый ряд работ. Но при этом для того, чтобы заниматься этой самой рекультивацией на полигон надо завозить …мусор, а для этого нужна лицензия, а её может выдать и с завидным упорством не выдавал предприятию всё тот же Росприроднадзор. Но при этом по состоянию на горячий для предприятия август 2012 г., как явствует из целого ряда документов, на уровень «чёрного поля» предприятие уже вывело около 60% рабочей поверхности полигона! Но, оказывается, и такое можно просто не заметить(!) в целях … инвестиций.

Все последовавшие за тем заседанием месяцы показали, что, когда преследуются такие благородные цели, некоторые руководящие решения у нас всё же выполняются. Хронику спецоперации, и даже использования спецсредств по отъёму у руководства и коллектива ЗАО «Завод КПО» всех прав работы на полигоне легко проследить по публикациям областного портала 47News.ru. Были тут и пожары по так и не озвученным через прессу пожарными дознавателями причинам, но квалифицированные как поджоги в соответствующих документах. Собирались возмущённые собрания общественности г.Пушкина на санкционированные митинги со сбором подписей во все инстанции, конечно же, вплоть до президента, с требованием закрыть свалку. При этом в штабе (!) митинга прессе сообщали, что свалка непрестанно горит уже несколько месяцев (!) и жители даже видят там открытое пламя …с расстояния в 10 км (!). И куда только смотрели все пожарные части со всеми дознавателями?! Ну и, конечно, присоединившиеся к народному протесту народные избранники, куда ж без них и, конечно, из ЗАКСовской «Единой России», которые посоветовали экстренно решить вопрос по полигону с губернаторам. И царственный ответ губернатора Г.Полтавченко депутатам «о необходимости разработки совместного плана мероприятий» – это по поводу полигона и в содружестве с областным губернатором.

А вот ноу-хау этой главной операции прошедшего сезона в войне на полное уничтожение мусоропереработки для нашего города поневоле заставляет вспомнить события, например, в Ираке или в Сирии. Ведь в один непрекрасный день апреля уже этого года, ставшего «победным» и завершающим для изгнания ЗАО «Завод КПО» с Волхонки, в областное управление МЧС «позвонили» и сказали, что обнаружили на свалке «ёмкости с неизвестным веществом», вообщем – ни дать, ни взять химическое оружие. Чем-то подобным и оказались баллоны, маркированные формамидом – действительно опасной для здоровья канцерогенной кислотой, относящейся к 1, самому высокому классу опасности отходов и ещё много других баллонов с другими такими же вредными веществами. Но! Кто и зачем так оперативно их «нашёл» на площади в 60 га – это, видимо, тайна розыскного искусства. Зато не раз здесь помянутый г-н Козьминых мгновенно обратился в прокуратуру с иском о возбуждении уже уголовного дела против Завода КПО в добавление к уже шедшему административному процессу о расторжении аренды. Нелишне вспомнить, что сей важный чиновник лично инспектировал Волхонку буквально в день обнаружения на ней «сирийского следа». И буквально в день подачи им уголовного иска, ещё через день природоохранная прокуратура полностью запретила деятельность «побеждённого» завода и, соответственно, полигона.

Логично здесь вспомнить так же и о том, что в Москве в конце апреля в самой Госдуме прошло заседание – и не простое, а расширенное Комиссии по экологии Социальной платформы, конечно же, ВПП «Единая Россия», посвящённое, кто бы мог подумать, только одному вопросу – «об антикризисном решении проблемы» нашей Волхонки. А в июне суд расторг, наконец, и договор аренды земли под полигоном с ЗАО «Завод КПО» на основании …результатов проверок всё того же комитета под управлением г-на М.Козьминых. Об этом последний победно отрапортовал прессе, не скрывая радости от того, что суд «прислушался к нашим доводам» (!). При этом уважаемый председатель «почему-то» забыл про такое естественное в судебных спорах дело как апелляция. И сразу же поведал о том, что теперь он ждёт «ответственную организацию, которая будет рекультивировать (! – см.выше) свалку» и о том, что «бытовые отходы сюда больше завозиться не будут». Правда, о том, что ждать таких ответственных товарищей недолго, и организация эта была намечена заранее, журналисты сообщили уже накануне. На смену Заводу КПО пришло некое ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами» - собственная организация правительства Ленобласти, зарегистрированное ещё в 2008 г. А куда станут возить отходы, уже празднующему в тот момент победу чиновнику, видимо, было всё равно. Хотя об этом он вспомнил в другое время и в другом месте : во время своей торжественной и отчётной пресс-конференции, посвящённой первым 100 дням пребывания в должности (вот такие у них даты!), когда заявил, что этот вопрос – уже не к нему, а …к другому Комитету – по ЖКХ и транспорту.

Ну что ж, теперь этот самый Комитет и его глава Д.Разумов и «разруливают» ситуацию. Потому что Волхонка после громкой победы над ЗАО «Завод КПО» почему-то всё равно продолжает …гореть, причём с захватом большей площади полигона, чем прежде. И, надо отметить, что горение, ушедшее в то самое «тело» полигона, без профессиональной работы на нём – это бомба замедленного действия. Может полыхнуть так, что протестующая под руководством «Единой России» общественность г. Пушкина действительно увидит открытое пламя, а, может и что-нибудь похуже. И не зря г-н Разумов почему-то через прессу «взывает к совести»… того самого Завода КПО, который, по его мнению, будучи доведён областными властями до банкротства и выгнан с полигона, должен помогать вызванной сюда новой компании. О том, что пресловутая «Управляющая компания…» заехала на тлеющий полигон без всякого конкурса, говорить уже просто лишнее. Ведь для губернаторов у нас закон не писан. При том, что компания эта имеет весьма запутанные отношения с некой бизнес-структурой «ЭкстраБалт», ставшей новым хозяином ЗАО «Завод КПО». А глава последней некий г-н Э.Мацуль решил назначить новым директором завода и полигона г-на Д.Николаева – известного в определённых кругах …автогонщика (!). Так что в ответственности, а главное – профессионализме организации, которую дождался для Волхонки г-н Козьминых, сомневаться не приходится. И так уже было…

А проявлять ответственность всё-таки придётся. И дело тут вовсе не в заботе о здоровье старушек из Пушкина, которые, горя праведным гневом, помогали своим избранникам …получить вожделенные средства. Просто у нас в Петербурге не сегодня-завтра сбор всяческих первых «лиц» из цивилизованных государств – саммит G20. На который они полетят в Пулково, увы, всё над той же Волхонкой, которая вдруг возьмёт, да загорится, а, может, и взорвётся. Да и наши «лица» частенько над этим гиблым местом летают… Привет Качиньскому! Но г-н Разумов, который высказывал по этому поводу всяческую озабоченность, почему-то не унывает. Ведь он всё равно собирается проводить конкурс: теперь на проектирование работ по рекультивации свалки, которая вообще-то уже больше чем наполовину проведена (см. выше!). На это, по словам г-на Разумова, пойдёт 20 млн. бюджетных рублей. Ну а потом (зажмурились и угадали?!) на рекультивацию Волхонки будет выделено «порядка» тех самых 2 млрд. руб.! И помимо бездонной, по мнению всех важных лиц в этой истории, федеральной казны к этому предполагается привлечь даже иностранные фонды защиты природы. Может быть, на саммите станут договариваться и об этом?!...Что и требовалось доказать, как говорят математики, когда задача решена!

Вот ведь как можно расстараться ради…инвестиций. А там – хоть трава не расти! И в том, что на Волхонской горе высотой в 40 м трава расти явно не будет, как-то уже не сомневаешься. Поскольку виллы там строить – явно не с руки. Зато технология «эффективного управления» нашего многоуважаемого государства в сфере любого «обращения» в истории с Волхонкой просматривается совершенно, опять же, прозрачно и может служить просто наглядным пособием … по обороне для любого бизнеса, чья «сфера» вдруг да повлияет на «инвестиционный» климат в каком-нибудь регионе. Однако

Вопрос остаётся – наш отечественный и вечный

Точнее говоря, два. Да-да, те самые – «кто виноват» и «что делать» всё-таки в сфере «обращения с отходами» здесь у нас и сейчас? Кажется, ответ на первый вопрос вполне можно получить из этой статьи, если бы …нашлись некие заинтересованные «дознаватели». А вот второй вопрос, действительно, кричащий. Поскольку, как утверждают специалисты, на наведение хоть какого-то порядка в сфере мусоропереработки для нашего мегаполиса остаётся, по самым оптимистичным прогнозам, года три. Уже завтра любой объём мусора будет везти конкретно некуда. Кроме канав, оврагов и полей области имени города-героя. Причём, с каждым днём всё ближе к городу. Но, если действовать, как говорят, по уму, то ответы на этот вопрос есть. Один из них – очевидный.

Из всех репрессируемых сегодня властями «мусорных» предприятий, всё ещё остаётся «на ходу» полигон «Северная Самарка», эксплуатируемый ЗАО "Промотходы" и расположенный во Всеволожском районе Ленинградской области. Этот полигон имеет значительный резерв вместимости и может принимать до 1,5 млн. м3 отходов в год на протяжении ещё 10-15 лет. И это – почти четверть городских отходов. В работе у пока ещё специалистов завода и проект реконструкции полигона. Удобен он и перевозчикам. А в 2011 г. это предприятие было внесено в Государственный реестр объектов размещения отходов, что, прежде всего, подтверждает, объясним для неспециалистов, его экологическую безопасность и законное право на существование.

Но! И здесь сегодня начинает отрабатываться всё та же «волхонская» схема. Поскольку, похоже, руководство и этого предприятия не вписалось в какие-то другие схемы.

В связи с истечением срока лицензии уже год назад ЗАО "Промотходы" своевременно направило всё в тот же Департамент Росприроднадзора по СЗФО все необходимые документы для её продления, полностью подтверждающие соблюдение всех положенных норм. Однако наши охранители экологического благополучия в лицензии предприятию отказали: просто по шизофренической, как сказано выше, причине. Ведь в Государственный реестр предприятие включал этот же Росприроднадзор. В результате, работа полигона была весь последний год парализована и остаётся таковой. Несмотря на вступившее в силу решение Арбитражного суда, признавшего действия Департамента Росприроднадзора незаконными и обязавшего выдать ЗАО "Промотходы" лицензию на размещение отходов на полигоне, департамент этот решение суда более полугода игнорировал. А сейчас, в августе вдруг «подобрел» и выдал её. Но! Этим «документом» исключены из перечня разрешённых к размещению на полигоне отходов порядка 90% коммунальных отходов от жилищ и организаций, которые только и позволили бы полигону жить и работать. А ведь исполнением решения суда может считаться только лицензия, выданная согласно заявлению предприятия, т.е. включающая все виды необходимых заявленных отходов. И сегодня «Северная Самарка» снова вынуждена бороться за своё существование, взывая уже напрямую ко всяческим нашим правоохранителям и даже президенту по поводу откровенного прямого умысла в действиях Росприроднадзора по созданию ситуации искусственного банкротства завода, что вообще-то уже попахивает уголовщиной.

Так что один из реальных способов прорыва «мусорной блокады» именно этот – выдайте полноценную лицензию полигону «Северная Самарка», по которой можно нормально работать, господа-товарищи! И уже «разрулим» мусорные «потоки», а не какие-нибудь другие.

И, конечно, неплохо бы построить и сделать хоть что-нибудь из намеченного в программах, но забыть, наконец, навсегда об идее мусоросжигания, если уж мы такие цивилизованные. И, может быть, стоит вложиться в еле дышащие, но всё ещё живые остатки советской инфраструктуры мусоропереработки, о которых здесь говорилось, пока идут парламентские дебаты о «программах» «эффективного управления» будущими предприятиями и проводятся сильно «завязанные» на это тендеры и конкурсы. А ещё, и, наверное, просто в экстренном порядке надо определиться с экологически пригодными местами для новых полигонов, решив, кто же за них всё-таки будет отвечать, т.е. строить, а потом эксплуатировать и платить за вывоз и размещение на них всяческих наших отходов – бытовых и прочих. А ещё учёными того же Петербурга давно разработаны методы переработки нашего мусора, например, литификация, т.е. превращение мусора в однородную массу, которые как раз и позволяют забыть навсегда о мусоросжигании. А ещё столь ненавистная многим из нас и на вполне законных основаниях приватизация как раз в сфере мусоропереработки могла бы сыграть, по мнению специалистов и экологов, вполне положительную роль, когда само государство оказывается приватизатором, но никудышным и даже общественно опасным. Ведь и Волхонка, и некогда Опытный завод МПБО были предприятиями частными. А ещё – там, где не работают, понятное дело, … воруют, и почему «сфера обращения с отходами» здесь должна быть исключением?...

Но для того, чтобы, опять же, «разрулить» все эти «ещё», как всегда это у нас и бывает, должна быть проявлена некая «политическая воля». А вот здесь приходится засвидетельствовать нижеследующее.

О политической воле и совсем не политических делах

Если вспомнить о том самом поручении о ТБО от августа прошлого года президента нашего В.Путина в части, что касается правительства нашего во главе с г-ном Д.Медведевым, то на сайте правительства в поиске рождённых им документов по базису не обнаруживаются ни подготовленная в срок та самая Стратегии обращения с отходами (к 1 февраля 2013 г.), ни должный быть завершенным к 1 июля 2013 г. государственный кадастр отходов. Зато о выполнении любых поручений за любую дату без уточнения предмета скромно говорится, что они «исполнены в срок». А последний документ от правительства, где есть столь нужные нам слова – Постановление Правительства РФ № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов…» датируется 26.10.2000 г. Зато, как мы помним, решением нашего уважаемого правительства с осени этого года нам будут нормировать сначала электричество, потом – воду. А дальше, что логично, и до отходов дело дойдёт – любых, наверное, в т.ч., личных и органических.

В нашей же уважаемой Госдуме продолжается государственно важная работа по доведению до ума того самого закона «Об отходах производства и потребления» после всех внесённых в него поправок от Совета Федерации и заинтересованных в нём министерств, таких как Минприроды или Минэкономразвития. И руководящая и направляющая сила российского общества – ВПП «Единая Россия» создала для этого в Охотном Ряду опять же комиссию от самой себя по окончательной его редакции, которая должна быть завершена в I квартале 2014 г. А возглавляет её …г-н Р.Романов – да-да, всё тот же, который с Волхонки. Может быть, это наш будущий президент? И фамилия, опять же подходящая.

Если вспомнить об областной Концепции обращения с отходами, которую г-н М.Козьминых всё на той же своей праздничной пресс-конференции обещал опубликовать «вот-вот» ещё в июне, то к означенному сроку – 1 июля с.г. заинтересованному нашему глазу обнаружить её или хотя бы отчёт о ней в доступе для народа тоже не удалось. Летние каникулы – дело святое!... Ну а дальше будет новый сезон для создания …новых программ.

Но! Концепции-концепциями, а из всего сказанного очевидно, что, забыв о законах, природе и населении наших регионов, г-н А.Дрозденко и возглавляемое им правительство области при странном равнодушии городских властей непременно хотят стать главными в деле мусоропереработки для двух регионов. Придуманная тут схема незатейлива и для затейников сверхобогатительна. Ведь А.Дрозденко и Co хотят не только построить полигоны, но и распоряжаться всеми денежными средствами города, предназначенными для сбора, вывоза, захоронения и утилизации городского мусора. И делать это через эти же самые полигоны, которые каким-то непонятным образом будут призваны не только захоранивать мусор, но и осуществлять его …сбор и транспортировку по городу. В очередной раз вспомним о наших тарифах. Но, помимо этого, ведь «наверху» готовится очередная федеральная программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба», которую, может быть, примут к концу 2013 г. То, что выделяемые на её цели более 165 млрд. руб. из федерального бюджета, о чём уже сказано на Петербургском экономическом форуме, уж всяко не останутся без внимания любых губернаторских команд, сомневаться не приходится. История с нашей Волхонкой – тому пример.

Особая и почётная роль, как мы не раз здесь заметили, в деле дезорганизации мусоропереработки для нашего города и нанесении, соответственно, прямого ущерба нашей природе, принадлежит региональному Росприроднадзору (руководитель г-н О.Жигилей), который, как известно, «имеет» на охрану природы от любых предприятий, от любого бизнеса и от любого полигона выплаты, и законные – за вредное воздействие на окружающую среду. И, например, от частной фирмы средней руки для получения от чиновников ведомства разрешения только на вывоз своего мусора надо потратить до нескольких сотен тысяч рублей официальной оплаты – и это только на составление положенной документации. И потом ждать, а это – всегда не хочется…

А что же тогда наши правоохранители? А г-ну А.Бастрыкину, например, уважаемая общественная организация ветеранов силовых структур «Северо-Западный центр противодействия коррупции в органах государственной власти» подробно написала о событиях вокруг Волхонки, просила обратить высочайшее законное внимание, и г-ну Н.Винниченко, представителю президента в СЗФО – тоже. Не нашлось у государственных мужей времени на это отреагировать.

Да что говорить? Как известно, о зловредном российском чиновничестве кто только ни писывал из старых и новых наших классиков, кто только с ним не боролся! Даже самодержцы российские, как некогда «тиран» Николай I, порой разводили руками от беспомощности перед этой категорией как бы подвластного им населения. Даже Иосиф Виссарионович не со всеми с ними справился…

Так что «мусорному» и горящему «блокадному кольцу» вокруг Петербурга от наших властей, видно, быть! Как организовать его «прорыв», какие и чьи акции для этого потребуются или чьё вмешательство, думать осталось катастрофически недолго. И «цена вопроса» в «сфере обращения с отходами», за которой, как поётся в песне и, как хорошо известно, никто не постоит из рулящих здесь чиновников может стать непомерно большой даже для них самих. О чём свидетельствуют известные, вдруг прогремевшие их дела, как, например, по поводу приморских свалок, за которые можно и посидеть.Но это, как говорится, их проблемы. А для жителей нашего мегаполиса, как и многих других по России, речь идёт уже конкретно о выживании. И государству, если оно хочет остаться и в этой «сфере» «при делах», следует срочно вспомнить о себе и, наконец, о населении. Так что вопрос о политической и, наверное, прежде всего, правоприменительной и антикоррупционной воле, конечно, не снимается – только вот когда и чьей?

Мария Забродина