23 сентября 2013 года в российских СМИ было опубликовано открытое письмо заключенной Надежды Толоконниковой, посвященное условиям содержания в мордовской женской исправительной колонии №14, - приводит в своем блоге заявление правозащитного центра Русского Общественного Движения его активист Наталья Холмогорова. - По заявлению члена СПЧ Ильи Шаблинского, побывавшего в ИК-14, большинство фактов, сообщенных Толоконниковой, подтверждаются.
Хотя мы решительно не одобряем поступок Толоконниковой - так называемую панк-акцию в Храме Христа Спасителя, стоившую ей свободы, однако не можем не согласиться с тем, что в российской пенитенциарной системе действительно сложилась ужасающая ситуация. Из-за устаревших норм содержания, тотальной коррупции, злоупотреблений, а также непрозрачности пенитенциарной системы российские заключенные лишены элементарных прав и регулярно подвергаются поборам, стеснениям и унижениям человеческого достоинства, которые не предусмотрены наложенным на них наказанием.
Такие недавние события, как восстание в колонии № 16 в Копейске в ноябре 2012 года, ясно показывают, что ситуация ухудшается и становится все нетерпимее.
К сожалению, ни громкие, но нерегулярные «кампании» в прессе, ни ревизии положения дел в отдельных колониях не могут исправить ситуацию в целом. Положение каждого заключенного может быть улучшено, только если будет реформирована российская пенитенциарная система. Поэтому мы предлагаем ряд мер, которые могли бы превратить российскую систему исполнения наказаний в цивилизованный институт современного государства.
Во-первых, мы предлагаем привести российские стандарты содержания лиц в местах заключения в соответствие с общеевропейскими. Так, действующие в российских тюрьмах и колониях санитарно-гигиенические стандарты фактически являются нормами вековой давности и не позволяют заключенному поддерживать уровень гигиены, необходимый для сохранения здоровья.
Во-вторых, мы предлагаем вывести принятие решения об условно-досрочном освобождении заключенного из сферы компетенции судов, располагающихся в том регионе, где отбывает наказание заключенный. В настоящее время решение об УДО фактически принимает коррумпированное руководство исправительных колоний и прокурор, принимающий участие в заседании, а суд становится не более, чем формальностью. В результате на свободу досрочно выходит не тот, кто ее заслужил, а тот, кто за нее заплатил. По нашему мнению, решение об условно-досрочном освобождении не должен принимать ни суд по месту пребывания заключенного, ни суд, вынесший ему приговор — это должен делать в режиме видеоконференции случайный суд, выбранный методом жеребьевки, Решение об УДО должно выноситься с учетом мнения потерпевшей стороны или ее представителя.
В-третьих, широко распространенная коррумпированность, злоупотребления и безнаказанность сотрудников исправительных колоний не позволяют Федеральной Службе Исполнения Наказаний нормально функционировать. Поэтому мы предлагаем ввести ротацию кадров сотрудников колоний. Ее служащие, за исключением начальника оперчасти и гражданских сотрудников колонии, должны после двух лет работы на одном месте переводиться в другую колонию.
В-четвертых, системе ФСИН жизненно необходима прозрачность. Сегодня региональные Общественные наблюдательные комиссии (ОНК) не могут справиться с возложенной на них задачей отслеживать нарушения прав заключенных, в частности, потому, что места в ОНК занимают бывшие сотрудники ФСИН и полицейские, связанные коррупционными связями с руководством исправительных колоний. Мы предлагаем квотировать членство в ОНК бывших и действующих сотрудников силовых органов, ограничив их численность 10-ю процентами в каждой комиссии.
В-пятых, мы предлагаем создать ОНК федерального значения, члены которой могли бы посещать любые колонии. ОНК этого уровня должна обладать правом подачи судебных исков о возмещении вреда, причиненного здоровью и человеческому достоинству осужденных, по ее жалобам должны проводиться проверки в местах заключения. Эти проверки должны поручаться Генеральной Прокуратуре, что позволит избежать влияния на качество проверок круговой поруки.
В-шестых, мы считаем, что статью 117 ч. 2 п. Д УК РФ («истязание с применением пытки») необходимо дополнить определением пытки: «Определение «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера». Также считаем необходимым дополнить эту статью квалифицирующим признаком: «с использованием служебного положения» - когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия.
В-седьмых, мы предлагаем создать в России полицейские подразделения для борьбы с преступлениями в системе ФСИН, которые будут обладать правами инспектирования и скрытого выборочного аудиовизуального наблюдения в местах лишения свободы, а также возможностью внедрения в места лишения свободы сотрудников под прикрытием, как в качестве «заключенных», так и в качестве сотрудников ФСИН для сбора независимой и всесторонней информации о соблюдении законности и прав человека в учреждениях ФСИН.
Мы выносим эти предложения на обсуждение и предлагаем российским правозащитникам, политическим и общественным деятелям поддержать наши требования. Существование в России XXI века закрытых структур, в которых люди лишаются всех прав, безнаказанно подвергаются унижениям и издевательствам — позор для нашей страны и для всех нас.
Комментарий "АПН Северо-Запад": Предложения выглядят вполне разумными.