АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2015-05-12 Борис Рожин
Заявления Пушилина и Дейнего о "широчайшей автономии" ДНР и ЛНР прозвучали несколько упорото

Коротко на тему сегодняшних заявлений Пушилина и Дейнего о согласии ДНР и ЛНР на "широчайшую автономию". Разумеется, в годовщину проведения референдума о независимости ДНР и ЛНР, который де-факто сделал их независимыми от Украины непризнанными государственными образованиями, такие заявления прозвучали несколько упорото, так как реальной поддержки таких идей в самих ДНР и ЛНР нет, - пишет севастопольский блогер Борис Рожин (colonelcassad). - При этом, этой поддержки нет и в самой Украине, которая требует вернуть ей Донбасс в состав унитарного государства под соусом абстрактной "децентрализации", где "автономизму" и "федерализму" нет места, так как эти понятия там приравнены к сепаратизму.

Поэтому практических возможностей того, что эти предложения будут претворены в жизнь нет. Для этого пришлось бы местное население и большую часть армии ломать через колено (как этого хотелось персонажам вроде Ходаковского и местной олигархии), а хунта должна была бы прозреть и согласиться выполнять минские соглашения, разогнать фашистов и провести конституционную реформу в устраивающем Москву русле. Разумеется шансы на это стремятся к точке абсолютного нуля. Если кто-то этого не понял после первых переговоров в Минске, то уже после второго, это стало очевидным даже для совсем далеких от политики людей.

Если брать не слова, а дела, то мы видим, как в ДНР и ЛНР продолжают с горем пополам строить государство, а политической процесс по минским соглашениями по факту так и не начался, более того - даже соглашения по военным пунктам не выполняются от слова совсем, громыхающий фронт под Широкино лучше всяких слов говорит о том, чем все традиционно закончится.

Поэтому очередные заявления про "автономию в составе Украины" на практике так пустыми словесами и останутся, а конфликт будет и дальше идти в логике военного решения, чтобы когда-нибудь в силу изменившихся обстоятельств, начался реальный процесс политического урегулирования. На данном этапе объективные обстоятельства складываются так, что Донбасс будет и дальше отплывать от Украины, хотя кто-то возможно бы и хотел военным или политическим путем запихнуть его обратно на Украину в том или ином виде.

На мой взгляд нахождение Донбасса в составе Украины при текущем режиме совершенно невероятно. На данным этапе обеими сторонами конфликта делается намного больше того, что окончательно отрывает Донбасс от Украины, нежели того, что приближает гипотетическое возвращение. Разумеется, тут есть заслуга не только России, но и США, которые отнюдь не заинтересованы в компромиссах и поэтому любые попытки переустроить Украину с помощью Донбасса заранее торпедируют. В этом собственно беда всех "хитрых планов", они очевидны и против них легко играть, что американцы с успехом демонстрировали весь прошедший год.

Так как Россия никаких гарантий по Крыму не получила и не получит, то сдача Донбасса Украине будет являться однозначной капитуляцией и наблюдая за работой военторга и ветрами официальной пропаганды, курс на капитуляцию отнюдь не прослеживается, хотя в период колебаний июля-октября 2014 года этот вопрос не имел столь однозначного ответа. Но после Милана стало вполне ясно, что война будет идти очень долго и капитуляции не будет, как собственно Донбасс на Украину никто уже не вернет, даже если будут утверждать обратное. Не для того работает военторг и поступают деньги, чтобы потом все это просто сдать. Хотя вопрос о том, что же в конце концов делать с Украиной на самом деле отнюдь нетривиален и до сих пор не имеет внятного ответа. Судьба Донбасса тут лишь часть проблемы, потому что сама Украина в ее нынешнем фашистском состоянии является для России серьезной стратегической проблемой, которую нельзя игнорировать.

Пока же решения этой проблемы нет (многие отличные возможности были упущены весной 2014 года), Россия де-факто поддерживает два непризнанных государственных образования, обеспечивая им политическую, информационную, дипломатическую и силовую поддержку, дабы в условиях ситуативного маневрирования на их территории были построены базовые механизмы самостоятельного государства, которые могут быть использованы в ходе дальнейшей войны и политическом решении будущего Украины. Для России на данном этапе это хоть и обременительный, но по сути единственный ценный актив, позволяющий остаться в игре, главным призом которого является Украина. Сдача Донбасса Украине будет означать не только похороны Новороссии, ДНР и ЛНР, это будет означать, что Россия полностью капитулирует на украинском направлении и признает победу США. На данном этапе такой тенденции не отмечается, Кремль и далее намерен бодаться за Украину с американцами или хотя бы за часть ее. Республики Новороссии это инструмент этой борьбы с ограниченной политической субъектностью. Понятное дело, что вопросы политического будущего ДНР и ЛНР решаются побольшей части за границей, точно так же как решаются за границей вопросы политического будущего Украины. Обе стороны не имеют полной самостоятельности в своих решениях. "Вежливые советники" и "демократические инструкторы" обеспечивают непрямой контроль над ситуацией, в результате чего обе стороны даже если очень сильно захотят договорится, не смогут этого сделать по причинам зависимости от более глобальных противоречией своих покровителей.

В этой связи для будущего ДНР, ЛНР и Украины имеют куда большее значение возможные прямые переговоры Лаврова с Керри или Путина с Обамой, нежели текущие заигрывания с европейцами или же заявления Порошенко или Захарченко. Ситуация тут на самом деле весьма прозрачна - без политического компромисса Россия и США по Украине, все попытки дипломатического урегулирования обречены и ситуация будет разрешаться путем боевых действий, где идеи "автономизма", "федерализма", "единоукраинства" будут столь же далеки от реальности как и мантры про "перемирие" на фоне громыхающего фронта пожирающего технику и людей.

Комментарий "АПН Северо-Запад": Рожин прав, что никакой автономии в составе Украины не будет по объективным причинам. А потому важнее обсуждать вопросы строительства государственности в народных республиках, среди которых три базовых. 1. Какая модель там создается? Ухудшенная копия российского полицейского государства (взять хотя бы аресты добровольцев-нацболов в Донецке) или пространство для свободного развития русского человека? 2. Будет ли национализация собственности олигархов, в частности Рената Ахметова, о чем не раз заявлялось, но что так и не сделано? 3. Есть ли планы восстановления единства Донбасса, ибо без Мариуполя и выхода на границы бывших Донецкой и Луганской областей республики экономически нежизнеспособны?