АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2016-12-25 Максим Калашников
К гибели Ту-154: разрыв турбины или взрыв на борту?

Что мы знаем на теперешний момент, пока «черные ящики» не обнаружены и не расшифрованы, - задается вопросом футуролог Максим Калашников о сегодняшней катастрофе самолета министерства обороны РФ над Черным морем. - Судя по всему, разбился Ту-154Б-2 Военно-транспортной авиации (бортовой номер RA-85572). Самолет сей марки производился с 1975 по 1984 г. Погибший корабль выпущен в 1983-м.

Что мы можем видеть на электронной карте за спиной генерала Конашенкова? То, что очень тяговооруженный лайнер производства МАП СССР, не успев толком взлететь (с момента подъема из Адлера до катастрофы – 2 минуты) еще при наборе высоты вдруг делает полный разворот вправо и пытается возвратиться в аэропорт Адлера. То есть, что-то страшное происходит при наборе высоты, что заставляет самолет (двигатели коего пашут на полной мощности, во взлетном режиме) немедленно возвращаться в попытке экстренно приземлиться. При этом экипаж ничего не успевает сообщить диспетчеру.

Пока напрашиваются два объяснения. Первое: на борту оказалась бомба, пронесенная туда среди музыкальных инструментов ансамбля имени Александрова. Тогда ее взрыв мог сперва страшно повредить самолет, отчего он при развороте разрушился в воздухе. Если правдивы сообщения о большом разбросе обломков воздушного судна на воде, то это говорит в пользу версии взрыва заложенной бомбы. Пилоты просто не успели ничего передать в эфир: они боролись за спасение машины. Если хвост лайнера с тремя двигателями будет обнаружен далеко от остальных обломков, значит, взрыв переломил фюзеляж в воздухе.

Против этой версии говорит то, что одно из найденных тел погибших - в спасательном оранжевом жилете. То есть, человек успел вытащить его из-под сиденья, надеть и даже надуть. Если бы лайнер разрушился в воздухе, времени на это не было бы.

Вторая версия: разрушение вала и турбины одного из трех двигателей НК-8-2(У) конструкции ОКБ-276 Н. Д. Кузнецова, коими оснащены Ту-154Б-2. В этом случае разлетающиеся лопатки могли изрубить остальные двигатели корабля, перебить тросы управления и уничтожить гидравлику. Такое разрушение турбины может произойти в результате усталости металла в моторе.

Подобная катастрофа произошла в 1980 году с кораблем Ил-62 «Николай Коперник» (выпущен в 1971 г.) польских авиалиний ЛОТ. На нем стояли 4 двигателя НК-8-4 – модификация тех же движков, что стояли на Ту-154Б-2. В 1980-м лопасти разрушившейся турбины левого внутреннего двигателя вывели из строя еще два мотора, перебив управление рулями направления и высоты.

Если подобное случилось и с Ту-154 Минобороны РФ, то корабль был обречен. Хотя перед гибелью он успел сделать разворот на обратный курс. Но он мог заложить вираж с помощью крена (элеронов). Тогда понятно, почему как минимум один из пассажиров успел надеть спасательный жилет. Загадкой остается то, что экипаж ничего не сообщил на землю. (На Ту-154М, производившийся с 1984-го, ставили более совершенные моторы Д-30КУ-154). Скорее всего, двигатели погибшего корабля тоже были солидного возраста. Вряд ли уже "родные", но все равно.

Появилась третья версия: рассогласование механизмов механизации крыла (закрылков и предкрылков) по время их уборки и перехода лайнера на "гладкое крыло". Отчего машина могла сорваться в плоский штопор, из коего Ту-154 с его задним расположением двигателей выходит трудно. А тут высоты не хватило. Ну, тогда все объясняется изношенностью старого самолета и плохим техническим обслуживанием органов управления. Например, винтовых домкратов, выпускающих и убирающих закрылки.

Все прочие версии (столкновение с птицами, отказ моторов из-за плохого топлива), думаю, можно отмести. Ту-154 даже с отказавшими движками был в состоянии спланировать и сесть на воду. Высота волн на море в момент трагедии – 0,3 м, а самолету с хвостовым расположением движков садиться на воду гораздо безопаснее, чем «Боингам» и «Аэробусам», чьи моторы подвешены под крыльями. Современные самолеты с двумя подкрыльевыми моторами при посадке на воду ломаются (двигатели загребают воду и создают роковую переламывающую нагрузку на корпус лайнера). При планирующей посадке на море Ту-154 всех модификаций, конечно, мог поломать фюзеляж, но тогда кто-нибудь все равно выплыл бы и выжил.

Как бы то ни было, но то, что в ВТА РФ эксплуатировались пассажирские суда 33-летнего возраста (и больше), которых не заменили в «тучные» нефтяные годы на отечественные, более новые и современные Ту-204 и Ту-334 (все деньги кинули тогда на «суперджетовщину») – это мерзость. Гоняли на износ советские машины, «подниматели с колен»! Это все равно, как если бы в СССР 1978 года армия продолжала использовать транспортные Ли-2 1945 года выпуска!

Пока это – предварительные выводы Максима Калашникова. Полную картину трагедии даст лишь расшифровка данных бортовых регистраторов. Скорблю вместе со всеми. Души погибших пока находятся рядом с нами, но мы не можем услышать того, что они нам пытаются рассказать.

«Веселый» новый год выходит. Опять – погибшие, погибшие, погибшие. Гробовой период…

Комментарий "АПН Северо-Запад": Наши соболезнования родным и близким погибших. Светлая память!