Посмотрел я во время постновогоднего безделья последнее кино "Ёлки". Вроде бы все не плохо, куда лучше прошлогоднего бреда про пингвина. Какой-то интересный приключенческий сюжет, динамичная смена сюжетных линий, красивая съёмка. По задумке, маленький мальчик пытается посредством размещения ролика в инете найти себе новую маму и женить на ней своего отца. Видео в канун новогоднего праздника набирает миллионные просмотры, обсуждается в сетях, попадает в новости по телевизору. Куда подевалась мама настоящая, сюжет умалчивает, судя по всему, умерла. Короче, именно на этот сюжетный шампур нанизываются поочередно вкусные шматы жирных кусков содержания фильма.
В качестве критериев выбора белокурый мальчуган вычурной еврейской наружности определяет умение "мамы" спеть колыбельную про Умку и иметь мягкие руки. Зачем 11-летнему почти подростку колыбельная, тем более от чужой тетки тоже не разъясняется, но, может, зачем-то и надо. Вся страна по сюжету фильма умиляется, а зрители начинают втихаря поплакивать, незаметно смахивая выдавленные авторами кино слезы к картонные коробки из-под попкорна. Уж чего-чего, а выжимать слезы режиссеры у нас уже научились, правда для этого используют все те же советские достижения, типа трогательной и искренней истории про медвежонка Умку, положенной на печальный романс из отечественной мелодрамы времен развитого социализма - "Иронии судьбы". Современной музыки, способной так задеть искренние чувства зрителей почему-то не нашлось. Не катит для этого ни Билан, ни Стас Михайлов, ни даже... а, вот и не знаю, кто теперь нынче на подъёме у музыкальных.
Мое возмущение в том, что создатели фильма предлагают легко найти маме замену, позабыв, что Умка искал свою маму, а не какую-то другую, похожую или получше. Дескать, существуют эти самые идеальные критерии выбора, давайте искать подходящий вариант. Я подобным образом выбирал себе новое авто, когда поцарапал предыдущее: высокая посадка, хороший экстерьер, мягкий ход, адекватный расход топлива и пр. А тут вся страна с замиранием сердца следит, как этот уже почти скоро взрослый пацан пробирается через всю страну, кстати при этом сбежав неизвестно куда от родного отца, на встречу к телезвезде, посчитав ее наиболее подходящей кандидатурой. При этом он цинично обманывает и разводит по ходу своего передвижения кучу людей, таких же детей, как и он, что авторы сценария тоже, вероятно, сочли нормальным. Я уж молчу, что родной отец при этом наверняка с ума сошел, когда заметил пропажу собственного сына, тем более, что не так давно, по замыслу фильма, он и жену тоже потерял.
У мальчишки при этом, замечу, губа не дура, выбирает он себе в мачехи, ни какую-нибудь продавщицу из соседнего ларька или передовую доярку из соседней области, а гламурную диву из Москвы с высокой популярностью и соответствующей внешностью.
Почему этому скандальному избалованному ребенку никто не объяснил, что выбирать себе таким образом новую маму - это не совсем прилично, и как минимум означает предать память о своей маме настоящей?! А он, замечу, ищет именно маму для себя, а не скажем, подругу отцу, что было бы хоть как-то то объяснимо и оправдано с точки зрения семейной морали. По ходу поиска предприимчивый мальчуган легко и не задумываясь отметает иные варианты, предлагаемые отцом, считая, что руки той или иной претендентки недостаточно мягки. Это вообще что за дикость?! Почему этому маленькому уроду никто не объяснил, что слова "мягкость" и "нежность" не синонимы? Мягкие ручки могут быть только у бездельницы, которая ни к чему жёстче собственного клитора своими руками не прикасалась, но зато не забывает ежедневно посещать спа-салоны. А вот нежные руки - совсем иное дело. Они идут от душевной доброты, от внутреннего содержания, от искренних и светлых чувств, а не от точно подобранных модным специалистом масел и кремов. У моей мамы руки никогда не были мягкими и лоснящимися, потому как она всю жизнь с 16-ти лет отработала монтажницей на заводе, но от этого они ничуть не становились грубыми или не любящими, и конечно же, для меня были самыми нежными на свете.
Но отчего-то современным детям предлагают посредством кинематографа другие приоритеты выбора. Иные ценности. Внушают, что замену можно найти всему, что угодно, и выбирать нужно, ориентируясь не на содержание, а на форму. И как бы это совершенно нормально? Сломал игрушку - меняй на получше, умер кот - купи другого попушистее и породистее, сделал подлость - не переживай, в следующий раз переделаешь, нет мамы - найди новую! Всего делов то! Главное - помнить, что чудо всегда случается под новый год!
Получается просто какой-то изощрённый цинизм, возведенный в ранг правила жизни. Найти замену можно любому человеку, даже самому близкому. Главное - точно определить критерии. А ведь это не так, у нас, у нормальных людей...
Денис Усов