Крушение Ан-148 в Подмосковье заставило вспомнить аналогичную катастрофу самолёта этой марки в 2011 году, когда он таким же образом развалился в воздухе на мелкие кусочки, выпавшие пластиковым дождем на площади более 5 квадратных километров. Тогда причиной объявили якобы превышение скорости, что есть полнейшая нелепость и бред! Но правильные выводы нужны для устранения причин, чтобы предотвратить подобное. Но их не сделали, и вот трагедия подобного же характера повторилась снова.
Большая площадь разлета обломков говорит, что самолет развалился еще в воздухе, а не при ударе о землю. Но все 32 выпущенные в РФ Ан-148 имеют малый срок службы, они еще не изношены. Как авиационный инженер даю свою версию причин их разрушения.
Ранее парк Ан-148-х принадлежал авиакомпании «Россия», и при эксплуатации этих самолетов были обнаружены многочисленные дефекты и конструктивные недоработки: выходили из строя двери, люки, были неполадки с фюзеляжем и крыльями, и т.п. Так как на доклады специалистов компании реакции не последовало, они сбагрили все эти самолеты компании «Саратовские авиалинии», 80% акций которой принадлежат Аркадию Евстафьеву. Того самого, который в 1996 году коробку из под ксерокса с долларами для чёрной предвыборной кассы Ельцина таскал, а потом четырежды (!) находился под следствием, но каждый раз был отмазан.
Моя версия причин этих катастроф следующая. Сейчас в авиастроении практикуется замена алюминиевых сплавов на композиты, боро, кремний и другие углепластики, ввиду того, что они значительно превосходят металлы по удельной прочности и жесткости. Это позволяет снизить вес планера, взять в баки больше топлива, а в салоны больше пассажиров, чем повышается прибыльность. Но замалчиваются минусы, что все эти композиты и пластики обладают повышенной хрупкостью и отсутствием пластичной деформации при ударах и других механических воздействиях. Также требуется строжайшее соблюдение технологии изготовления, большой объем испытаний, чем мы давно не блещем.
Металлы при предельных механических нагрузках не разлетаются на мелкие кусочки как пластики, а только деформируются, благодаря чему часто удавалось успешно совершать аварийные посадки при повреждениях планера без гибели пассажиров и пилотов.
Таким образом, главные причины гибели двух Ан-148 режим никогда не озвучит. Ведь тогда придется признать резкое падение научно-технического уровня, качества и надежности, отсутствие достаточного объема испытаний и проверок в авиастроении. Говорю это со знанием дела, имея достаточный опыт работы по ведению контрольно-проверочной аппаратуры, механических и других испытаний головок самонаведения. Ранее в СССР на испытания тратили значительно больше средств и времени, чем на разработки и тиражирование, чтобы получить надежные и безотказные изделия. И в авиации во главу угла ставили не прибыли, а безопасность пассажиров.
Виктор Павлов