АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2006-12-21 Марина Славкина
Валя Каренина

В годы застоя любимейшим объектом издёвок карикатуристов-фельетонистов были дорожные рабочие. Начальство заставляло мужичков укладывать асфальт, на следующий день велело его ломать, чтобы проложить трубы, а сатирики отважно обличали «социалистическую бесхозяйственность». Мол, при светлом капиталистическом будущем рачительные хозяева ничего подобного не допустят!

 

На самом деле допускают и еще как, но сверх того процесс пошел и дальше. Ну, кому раньше могло прийти в голову одновременно продать кусок территории Петербурга китайцам и намыть по соседству новый? Узнай о подобном первый секретарь Ленинградского обкома ВЛКСМ Валентина Матвиенко, однозначно заклеймила бы себя нынешнюю как вредителя и врага народа!

 

Но не одними откатами с земельных махинаций жив Смольный! Транспортная проблема тоже позволяет неплохо заработать! Технология та же. Сначала объявить, что-нибудь ненужным, снести до основания и заработать на этом бабки. Потом долго и нудно  восстанавливать, отмывая еще большие бабки. Помните, как еще совсем недавно Яковлев и Матвиенко зачищали Питер от трамваев? Общая протяженность ликвидированных маршрутов на Новгородской улице, Вознесенском проспекте, набережной Обводного канала и в других местах приблизилась к 50 километрам.

 

Теперь пора восстанавливать разгромленное, и вот Валентина Ивановна сотоварищи обещают порадовать нас новым суперсовременным трамваем с красивым названием – наземный экспресс. В Смольном обещают провести двадцатишестикилометровую трассу от китайского квартала до Обухово  к  2011 году, потратив на проект всего 18 с небольшим миллиардов рублей.

 

Перспективы у нового трамвая ожидаются потрясающие. Председатель петербургского комитета по транспорту Александр Дацюк сообщил, что каждый мини-поезд сможет перевезти за раз 840 пассажиров со скоростью  32 километра в час. В сутки экспресс перевезет до 160 -180 тысяч человек, в год - 54 миллиона, а за билет придется заплатить всего 25 рублей - не дороже, чем за маршрутку в том же году.

 

И все бы хорошо, не попытайся в свое время осуществить подобный проект московские власти. Поначалу все тоже выглядело просто замечательно. Инициаторы строительства монорельсовой дороги обещали перевозить народ со скоростью 60 километров в час и по цене не дороже, чем в метро. Взахлеб расписывались преимущества нового вида транспорта: надежный, экологический чистый, а главное  по шестиметровой эстакаде над знаменитыми столичными пробками проезжает!

 

Результат известен. Дорога вошла в строй на год позже. Средняя скорость – 16 километров в час, билет – 50 рублей, при цене жетона на московском метро -  15 рублей. Выбросив на дорогу почти  6.5 миллиардов рублей, мэрия тратит каждый год еще 120 миллионов на ее обслуживание, а получено от любителей экзотики за два года лишь 2 миллиона.  Руководство метрополитена уже заявило, что монорельсовка никогда не окупится, но это смотря для кого! Соавтор  патента RU2180295 известный изобретатель Юрий Лужков наверняка не остался в накладе.

 

Может в Питере все по-другому? Монорельсовый проект канадской фирмы «Bombardier», усердно пробиваемый вице-губернатором и председателем городского комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Олегом Виролайненом тянул почти на 14 миллиардов рублей, но насчет окупаемости автор явно путался. Сначала говорил о 6 годах, потом постепенно дошел до 15… Вскоре стало ясно: когда питерская монорельсовка, как и московская, окажется убыточной – Виролайнен будет либо на пенсии, либо на том свете, и за базар не ответит.

 

Когда Олег Арвович вылетел из вице-губернаторов, «Bombardier» тихо слилась, и ее сменила канадская компания «SNC-Lavalin». Ее скоростной трамвай должен был идти по двум рельсам и стоить не более 12 миллиардов рублей, но по проекту почти 19 километров из 23 проходят не по эстакаде, а по поверхности. Таким образом, канадская игрушка неизбежно застревала в пробках, как  и обычный трамвай. А чтобы пустить по эстакаде большую часть маршрута, канадцы запросили не меньше 30 миллиардов.

 

Теперь, Смольный обещает обойтись 18 миллиардами, половину которых должны дать инвесторы. На чем основаны расчеты непонятно. Кто будет строить - тоже. Об экспертизе проекта с точки зрения окупаемости, экологии и безопасности не говорится ни слова. О том, что за эти деньги можно построить не менее 300 километров новых трамвайных путей, в том числе и с эстакадами над наиболее проблемными магистралями, - тоже.

 

Неясно и с производителями работ. Матвиенко предложила создать холдинг из питерского «Вагонмаша», «Bombardier», немецкого «Siemens» и ряда других фирм, но это выглядит откровенной утопией. Особенно если учесть, что проект канадцев уже был отвергнут, а «Siemens», приобретя изрядный пакет «Электросилы», так и не смог изменить на предприятии положение дел к лучшему. Смущают и обещания европейских партнеров, гарантирующих надежность трассы при сорокаградусном  морозе. Где во Франции с Италией удалось Характерно, что даже отвечающий за управления переданной Петербургу федеральной собственностью вице-губернатор Юрий Молчанов, призвал не торопиться со скоростным трамваем, поскольку город и так ввязался в несколько амбициозных проектов, и на все может просто не хватить инвесторов. Но Валентина Ивановна как всегда преисполнена оптимизма, пошутив, что им шахидкам собираться не долго – подпоясались и готовы! Отвечай у нас градоначальники за свои провалы и распиленные деньги, Матвиенко можно было бы сравнить скорее с Анной Карениной. Но к счастью для начальства со времен гайдаровского «правительства камикадзе» и обещания Ельцина лечь на рельсы в случае повышения цен, оно у нас за базар не отвечает. Тем более что в 2011 году госпожа Матвиенко, скорее всего, будет давно отдыхать в эстонском особняке любимого сына.