Глава Объединенной строительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов рассказал журналистам, что руководство компании прорабатывает вопросы, связанные со строительством нового авианосца для ВМФ РФ... Подобные новости появляются на российских информпорталах с регулярностью раз в полгода и так же регулярно вызывают у ура-патриотов приступы неконтролируемого патриотического угара, а у серьёзных экспертов — чувство недоумения и разочарования. За кого держит господин Рахманов экспертное сообщество? И для чего вводит в заблуждение граждан своей страны? - Недоумевает замредактора газеты "Завтра" Владислав Шурыгин. - Ведь совершенно очевидно, что в ближайшем обозримом будущем – 10–15 лет – никаких авианосцев российский флот не получит. И для того есть более чем веские причины.
Ну, во-первых, прежде чем строить авианосцы – самые крупные современные боевые корабли, необходимо построить полноценный современный океанский флот, который будет эти авианосцы сопровождать, усиливать и прикрывать в составе так называемых АУГ – авианосных ударных групп. Для любого современного авианосца это отряд, как минимум, из десятка кораблей класса фрегат – эсминец – крейсер, а так же кораблей обеспечения. Сегодня число таковых в составе ВМФ России можно пересчитать буквально по пальцам, причем в своем большинстве это будут корабли еще советской постройки. Крейсера, эсминцы, фрегаты рассеяны по 4 флотам. Собрать из них полноценную эскортную группу для, максимум, одного авианосца теоретически возможно. Практически же это попросту лишит флоты кораблей дальней морской зоны и низведет их до разнородно-сбродных флотилий прибрежного действия.
Нельзя не обратить внимания на то, что современная Россия не строит крейсера и эсминцы. В лучшем случае отечественный ОПК способен построить куда более скромные по тоннажу и функционалу боевые единицы – фрегаты. Но даже в этом случае ОПК вынужден в буквальном смысле слова «превозмогать» сам себя. Так за минувший с 2010 года срок наш флот должен был получить до 20 фрегатов проекта 22350, но получил лишь один. Из шестерки заложенных в 2010-2013 годах фрегатов проекта 11356 в строй удалось ввести лишь 3. Таким образом, за последние 18 лет наш ВМФ получил 4 новых фрегата, 0 эсминцев и 0 крейсеров. Еще раз – всего 4 фрегата за 8 лет! Такие темпы не только не позволяют строить корабли эскорта для будущих авианосцев, но и ставят под сомнение способность отечественного ОПК обеспечить своевременную замену тем кораблям советской постройки, которые уже в ближайшем будущем придется списывать по причине банального износа.
Во-вторых, планов, конечно, у ОСК громадьё – на «стотысячники» готовы замахнуться, вот только совершенно не ясно, как строить такие корабли-монстры, не имея для них ключевых технологий, например, катапульты для запуска самолётов. Сегодня эту роль на единственном ТАВКР «Адмирал Кузнецов» выполняет «борода» трамплина. Но взлетать с него могут далеко не все типы самолётов. И, прежде всего, не смогут тяжёлые самолёты ДРЛО, без которых авианосное соединение сегодня просто стая слепых котят. А отечественной катапульты как не было, так и нет, и за год её не создашь. Кстати, самих палубных самолетов ДРЛО тоже нет и никаких проектных работ по ним не проводится.В-третьих, где базироваться этим гигантам? Сегодня ни один из отечественных флотов не имеет ни одного подходящего для кораблей такого типа причала с необходимой инфраструктурой и оборудованием. Единственный ТАВКР «Адмирал Кузнецов» базируется у стенки 35-го судоремонтного завода в Мурманске. А ведь пребывание «у стенки» это весьма затратный и технологически сложный цикл – на корабль с заглушенной ГЭУ должны подаваться вода, пар для обогрева, электроэнергия. В условиях северных широт поддержание такого корабля это серьёзная технологическая задача. Именно отсутствие нормальной инфраструктуры привело к тому, что авианесущие крейсеры проекта 1143 были списаны, не выработав и половины нормативного срока. Корабли были просто «загнанны», находясь постоянно в море, и непрерывно расходуя ресурс своих систем.
В-четвертых, до сих пор не озвучен тип ГЭУ будущего российского авианосца. Котлотурбинная, как на «Кузнецове»? Но именно на «Кузнецове» — первом настоящем советском авианосце и во многом корабле опытном, котлотурбинная ГЭУ доказала свою неэффективность. Недаром в 1984 году, догадывавшиеся об этом советские военные, инициировали начало проектирования куда более продвинутого и крупного, чем «Кузнецов» корабля — атомного тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.7 «Ульяновск». Развал СССР не позволил достроить этот уникальный корабль. Но, повторюсь, советским специалистам было понятно – перспективный авианосец должен быть «а» — крупнее «Кузнецова» и «б» — быть атомным. Только совокупность этих двух положений гарантировала будущему отечественному авианесущему кораблю как возможность нести большое количество палубных самолетов, так и иметь хорошие ходовые характеристики вкупе с соответствующей автономностью и дальностью плавания. Судя по тому, какие авианосцы строят американцы, они в вышеперечисленных нюансах прекрасно разбираются. Судя по тому, что господин Рахманов заикнулся про «а», но ничего не сказал про «б», глава ОСК в вышеперечисленных нюансах авианосцестроения, мягко говоря, разбирается не совсем.
В-пятых, где взять подготовленные команды для таких кораблей? Сегодня в строю лишь один ТАВКР и его экипаж явно не клонируешь для укомплектования нового «тяжёлого» авианосца. Нужно где-то обучать людей, но где? Никакой специальной «школы» авианосного флота сегодня нет. Кроме того, авианосец это гарнизон из, минимум, двух тысяч моряков. А, значит, для их жизни и быта их и их семей необходимы военные городки со всей служебной и бытовой инфраструктурой. Свободных таковых сегодня нет, а значит, необходимы средства на их строительство.
В-шестых, а чем же будет вооружён этот авианосец? Какие самолёты будут на нём базироваться. Очевидно, что модернизированные для полётов с палубы Миг-29 КУБ, к моменту спуска на воду авианосцев, уже безнадёжно устареют. А это значит, нужны новые перспективные проекты самолётов или модернизация до «палубных» самых современных наших машин. А это новые расходы.
В-седьмых, «где деньги, Зин?» В текущей реальности России явно не хватает финансов, недаром мы наблюдаем постоянные «оптимизации» отечественных военных расходов. А ведь на носу, судя по всему, отказ от Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, что поставит на повестку дня куда более насущную задачу – скорейшее создание российских мобильных ракетных комплексов с баллистическими ракетами средней дальности. В таких условиях государству придется на время забыть не только о постройке авианосцев, но и, возможно, о постройке фрегатов. Почему? Потому что одна ракетная бригада равна по ударной мощи шести фрегатам, а стоит в разы дешевле.
В общем, одно только перечисление, стоящих перед флотом и промышленностью проблем создания тяжёлого отечественного авианосца, показывает, насколько фантастичны и далеки от реальности заявления господина Рахманова о готовности, порученной его заботам ОСК, таковые построить в обозримом будущем. С реальностью стоит дружить! А маниловщину лучше оставить Гоголю…
Комментарий "АПН Северо-Запад": Упомянув Рахманова, товарищ Шурыгин не назвал остальных "маниловых" пофамильно, а мы назовём. Это бывший зампред оборонного комитета Совета Федерации Франц Клинцевич, заявлявший о грядущем строительстве аж шести авианосцев. И замминистра обороны Юрий Борисов, уже севший в лужу с байками о массовом производстве истребителей Су-57 и танков "Армата".