В ночь на 13 сентября началось обострение между Азербайджаном и Арменией. Обе стороны обвиняют друг друга в обстреле своих населенных пунктов, счет жертв идет на десятки. По последним данным, столкновения прекратились, но никто не может знать, сколько продлится замирение. - Отмечает политолог Дмитрий Родионов в своей колонке на портале Ритм Евразии. - Не хочется заниматься конспирологией, но нынешнее обострение как-то подозрительно укладывается в цепочку событий последних месяцев. 15 июля директор ЦРУ Роберт Бернс внезапно приехал в Армению якобы с деловым визитом. Интересно, какие могут быть «деловые цели» у директора американской спецслужбы в этой стране, являющейся членом ЕАЭС и ОДКБ?
Незадолго до этого начались практические шаги по нормализации отношений Еревана и Анкары. Как сообщали турецкие СМИ, «на армяно-турецкой границе начались работы по разминированию», осуществляемые компанией из Израиля (главного союзника США в регионе), наметились планы по открытию погранпереходов. 11 июля состоялся первый телефонный разговор премьер-министра Армении с президентом Турции.
И вот в Ереван летит директор ЦРУ. Совпадение? Турецкие журналисты выдвинули предположение, что представители армянской диаспоры США пролоббировали содействие в нормализации армяно-турецких отношений, якобы даже призвав Вашингтон увязать продажу Анкаре F-16 с примирением с Ереваном.
Однако у США тут свои интересы. Ведь нормализация отношений Еревана и Анкары, снятие с Армении блокады – это заявка на ослабление влияния Москвы на бывшую советскую республику.
Кстати, США ранее не раз предлагали Армении помощь в нормализации отношений и с Азербайджаном, а также в делимитации границы. Каким боком Вашингтон тут может помочь? Только если помешать, влезая в совершенно не касающийся его вопрос, главным модератором в котором остается Россия.
А буквально накануне обострения в Армению приезжал главный советник Госдепартамента США по Кавказу Филип Рикер, который встретился с премьер-министром, главой МИД, секретарем Совета безопасности, спецпредставителем по нормализации отношений с Турцией. По итогам визита Рикер заявил, что США будут участвовать в решении спорных вопросов между Азербайджаном и Арменией, в том числе вместе с Европейским союзом.
Спустя четыре дня случается обострение. И Рикер анонсирует визит уже в Баку.
Также о своем приезде в столицы обеих конфликтующих сторон сразу после начала эскалации сообщает специальный представитель Евросоюза Тойво Клаар.
Еще раз обращаю внимание на слова Рикера: в том числе вместе с Европейским союзом. Иными словами, США и ЕС планируют объединять усилия. Вопрос – в чем? В том ли, что они декларируют?
В Москве в этом сильно сомневаются. Как заявил в интервью РИА «Новости» директор 4-го департамента стран СНГ российского МИД Денис Гончар, в ЕС даже не скрывают, что поставили перед собой цель вытеснить Россию из Закавказья. Он обратил внимание на то, что попытки Брюсселя вклиниться в трехстороннюю работу Москвы с Баку и Ереваном происходят на фоне развязанной Западом против России санкционной кампании.
«Это геополитические игры с нулевым результатом, в которые мы не играем. Мы ежедневно занимаемся практической работой, которая опирается на прямые контакты наших лидеров и министров иностранных дел, историческую близость наших стран, взаимопереплетение интересов и ориентирована на построение более безопасного и благополучного будущего в нашем общем регионе», – заявил дипломат.
Напомню, в Брюсселе 31 августа состоялся очередной саммит с участием президента Азербайджана, премьер-министра Армении и председателя Евросовета Шарля Мишеля, в ходе которого стороны обсуждали подписание мирного договора, освобождение пленных, делимитацию границ, разблокировку коммуникаций, урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Все то, что предусмотрено трехсторонним соглашением глав России, Азербайджана и Армении, имплементация которого подразумевалась как результат работы в трехстороннем формате. При чем тут Евросоюз?
К слову, встреча при посредничестве Мишеля была уже четвертой. Результатов немного, но налицо попытка Брюсселя перетянуть одеяло на себя – без консультаций с Россией, которая, вообще-то, является гарантом урегулирования и без которой никакие договоренности просто не будут работать.
Россия, впрочем, никогда не пыталась приватизировать роль модератора. Существует Минская группа ОБСЕ, в которой председательствуют Россия, США и Франция. Ее легитимность, правда, давно отрицают в Баку, но формально ее никто не распускал.
Только Вашингтон и Париж после начала российской спецоперации просто прекратили контакты с Москвой без предварительного уведомления, фактически признав прекращение работы этого формата. Правда, по утверждению Гончара, французская сторона после этого посылала некие сигналы о готовности возобновить контакты. Однако все это так и осталось на уровне сигналов. Очевидно, Запад не спешит воскрешать формат и, наверное, даже вздохнул с облегчением, когда появился повод для прекращения взаимодействия с нашей страной и открытого начала собственной игры.
Вся эта «волынка» могла бы тянуться годами, как до этого заморозка карабахского конфликта длилась 30 лет. Но тут я снова хочу обратить внимание на то, что нынешние события происходят на фоне тотального противостояния России и Запада. И тут задача планового вытеснения России может смениться задачей быстрого вытеснения, а заодно – открытием «второго фронта», о котором говорят с самого начала СВО.
Нелишним тут будет вспомнить об американской стратегии Анаконды, подразумевающей экономическую блокаду в качестве основного способа стратегических действий, уклонение от столкновений с армией противника, перекладывание основной тяжести борьбы на своих союзников и достижение победы за счет разрушения экономики и терроризирования населения противника.
Именно этим американцы занимаются сейчас: санкции, ведение войны с Россией руками Украины, втягивание Европы в экономическую войну, наконец терроризирование населения через обострение внутренних конфликтов, противоречий и междоусобиц.
С окончанием холодной войны эта стратегия получила практическое развитие в постепенном окружении России недружественными режимами по всему периметру ее границ. Последовали: сначала принятие в НАТО ее бывших союзников в Европе, потом цветные перевороты уже в бывших республиках (и тут заметную роль играл ЕС, под знаменами интеграции с которым они осуществлялись). Начиная с 2008 года, к этому добавилась «разморозка» конфликтов на постсоветском пространстве. Сначала попытались поджечь Южную Осетию, потом Украину.
Еще важный момент. В прошлом году бывший советник президента США по нацбезопасности, известный ястреб-русофоб Джон Болтон в статье для «19Fortyfive» заявил, что НАТО должна «наступать» на позиции России на постсоветском пространстве, поскольку она, Россия, сама стремится распространить на него свое влияние. По его мнению, Москва проводит там долгосрочную политику и на нее необходимо ответить глобальной стратегией, которая должна заключаться в разжигании конфликтов на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Закавказье.
Не знаю, насколько нынешний американский истеблишмент прислушивается к Болтону, но сегодня мы видим пылающую Украину, напряженность на границе Белоруссии и Польши, ужесточение риторики Кишинева в отношении Тирасполя и открытые угрозы ему со стороны Киева.
Что касается Закавказья, то властям Грузии уже не в первый раз предлагают открыть «второй фронт» против России. К счастью, этой страной управляют куда более адекватные люди, чем в 2008 году. Попытка Тбилиси развязать войну с Цхинвалом и Сухуми гарантированно закончится для нее поражением, тут особо беспокоиться не о чем.
Куда более опасным регионом остается зона армяно-азербайджанского конфликта, которая за последние два года вышла далеко за границы Нагорного Карабаха. Сегодня в Ереване заявляют о нарушении территориальной целостности Армении и даже о потере территорий и призывают Москву вмешаться. «Армения ожидает военной помощи от ОДКБ, чтобы выдворить азербайджанские войска с территории страны», — заявил секретарь Совета безопасности Армен Григорян.
Если Москва вмешается военными способами, она рискует получить войну с Баку и Анкарой. Если нет – рост антироссийских настроений в Ереване и возможный переворот с приходом к власти сил, ориентированных уже на США и ЕС, а не на Россию. Даже если конфликт удастся оперативно погасить, это отвлечет часть внимания от Украины, где дела складываются сегодня не лучшим образом и, скорее всего, потребует увеличения миротворческого контингента.
Все варианты очень даже устроят США. Повторю, не хочу быть конспирологом, никаких прямых свидетельств причастности Запада к нынешнему обострению нет, но уж больно все для него складывается удачно. И не очень удачно для нас.
На днях мне довелось выступить в Москве на круглом столе в РАНХиГС по проблемам включения Закавказья в пояс нестабильности с участием экспертов из России, Азербайджана и Армении. Увы, никакого однозначного решения, как и готовности сторон к его поиску я не увидел. Корень проблемы в том, что Россия все 30 лет регионом не занималась. В Армении мы привыкли думать, что если там наша база, если страна – член ОДКБ и ЕАЭС, то все там под контролем. Однако все вышеперечисленное уравновешивается вторым в мире штатом посольства США и огромным количеством американских НКО.
Что касается Азербайджана – мы там вообще отсутствовали, что позволило занять наше место Турции, у которой свои интересы в регионе, отличающиеся от наших, и которая к тому же находится под влиянием британских спецслужб, открыто играющих против нашей страны.
Работу в регионе фактически надо начинать с нуля, работу долгую и кропотливую. Вопрос в том, будет ли у Москвы на это время?
Комментарий "АПН Северо-Запад": Мы ещё сразу после 40-дневной войны отмечали, что российские миротворцы в Карабахе могут оказаться между двух огней - будут враждебно настроены и азербайджанцы, и армяне. Именно это и происходит. Добавим сюда последние неудачи на украинском фронте, воспринимаемые в Стамбуле и в Баку как проявление слабости России, и в этом свете возобновление полномасштабной войны в регионе выглядит вопросом времени.