АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2023-02-06 Владислав Шурыгин
Полки второго эшелона не учатся, не имеют транспорта и деморализуются

Одна из главных проблем войск сегодня это обеспечение боевой техникой и автотранспортом. И, если по первому пункту все вопросы к нашим заводам ВПК, которые наращивают выпуск бронетехники и артиллерии, но все эти цифры секретны и оглашению не подлежат, то вот со вторым полнейшая непонятка! Мы отмобилизовали триста тысяч человек, провели их через учебные центры, подготовили, собрали в полки и отправили в зону СВО. Кого-то в составе полнокровных штатных частей, кого-то, как пополнение в воюющие полки и дивизии, а кого-то «маршевыми» полками – без какой-либо техники и тяжёлого вооружения в зону СВО. И вот с этими «маршевыми» полками теперь просто беда! - Возмущается военный обозреватель Владислав Шурыгин. - Доходит до идиотизма, когда на полк в 1800 душ есть всего пару старых «КамАЗов», на которых даже пищу по батальонам развести в срок невозможно. Просто-таки «крепостные» полки! В смысле, сидящие в укрепрайонах, занимающие рубежи обороны и способные куда-либо перемещаться исключительно пешком, как во времена Суворова.

Да, эти полки не стоят в первой линии, и снаряды долетают до них редко, но нельзя же вечно надеяться на авось! Под Харьковом в сентябре прошлого года тоже надеялись, что пронесёт и как-то всё сложится. Но вышло всё иначе – военная катастрофа сентября стала позорной страницей нашей военной истории. И причины тому – надежда на «авось», пренебрежение правилами и законами войны, трусость и тотальное враньё, когда на бумаге оборону держали полки и дивизии, а в реале немногочисленные боевые группы, «стёртых» до мизера в многомесячных боях частей. Так и с нынешними маршевыми полками. На картах это полки с номерами и всеми атрибутами, а на деле просто пехота без танков, артиллерии и даже автотранспорта – «крепостные» полки…Каков же сакральный смысл их существования?

По уму, их надо разворачивать в полноценные боевые единицы, передавать технику и вооружение, но вместо этого они вот уже два, а некоторые и три месяца сидят в окопах и мечтают не о танках, а хотя бы о водовозках, которые будут доставлять воду в батальоны и роты, а не носить её на себе из ближайших источников иногда за километры! Или о паре КамАЗов на батальон, для перевозки продуктов, боеприпасов и срочной переброске хотя бы роты, если набить их битком…

Но их нет! Ни водовозок, ни КамАЗов, ни топливозаправщиков, ни даже медицинских «буханок». А есть окопы и ожидание неизвестно чего. И это просто деморализует бойцов, потому, что нет ничего хуже, чем быть призванным на войну и оказаться на ней никому не нужным, сидящим в окопах пушечным мясом.

Мне говорят, что для находящегося во второй линии пехотного полка нет никакого смысла держать полный штат - 240 единиц автомобильной техники. Она просто будет стоять, привлекая к себе внимание вражеской разведки и становясь мишенью для ракетных и артиллерийских ударов. Что техника должна быть там, где она нужна. И логика тут, безусловно, есть! Но даже для, стоящего, фактически, в резерве на второстепенном направлении полка нужен автотранспорт для первостепенных нужд. Для подвоза воды, продуктов, боеприпасов, медицинских целей.

При этом, совершенно непонятно, а почему, собственно, так трудно обеспечить пехоту обычными грузовиками? Они что, разом кончились у всей страны? Понимаю, что их сейчас нет на складах министерства обороны. За год войны и мобилизацию все резервы и базы хранения опустели. Но есть ведь и другие резервы!

В СССР всегда существовал мобилизационный план передачи автотранспорта из народного хозяйства на фронт. Призывали часто прямо с водителями. И что мешает сегодня «включить» такой же план передачи техники армии? В стране тысячи автотранспортных предприятий. Сотни тысяч грузовиков ежедневно выходят на дороги. Что мешает принять решение о передаче даже 5% такой техники (без водителей, конечно) с денежными выплатами за неё хозяевам, которые, думаю, очень быстро приобретут взамен отправленных на фронт грузовиков другие.

В конце концов, если наши заводы не справляются с нуждами фронта, то, что мешает закупать грузовики у соседей – Китая, Белоруссии, Ирана? Война идёт уже год и пора начать спрашивать с министров, отвечающих за промышленность за то, как она перестроилась на военные нужды? Что было сделано за год?

И в конце хочу снова вернуться к «крепостным» полкам. Очевидно, что как боевые единицы, они условны! Смысл их существования на позициях только в том, что они могут быть «донорами» для пополнения воюющих частей или, при оборонительных боях, принять в свои обжитые окопы, отступающие на их рубежи, передовые части с их техникой и вооружением. Той, которая сохранится… Никакого другого смысла в существовании таких «крепостных» полков нет. Но не слишком ли дорогое удовольствие держать такие части на фронте? Платить людям за бессмысленное сидение зарплаты? Ведь, даже организовать боевую учёбу при полном отсутствии транспорта можно здесь только условно. Про то, что такое бессмысленное сидение просто деморализует людей, я уже сказал выше.

Да, держать вторую линию, безусловно, нужно! Но тогда полкам, несущим здесь службу, нужно дать всё необходимое, а не держать их крепостными изгоями! И не разумнее было бы вернуть часть из них на полигоны и в пункты постоянной дислокации? Где пройти дополнительные курсы обучения, дать людям краткосрочные отпуска и уже там заниматься формированием полноценных полков и батальонов, которые на фронте нужны куда сильнее, чем существующие лишь на бумаге «крепостные» полки. Или главное было отчитаться, что на фронт отправлено столько-то тысяч пополнения?

Комментарий "АПН Северо-Запад": Разумнее. Но, похоже, минобороны это не интересует.