Разговор о выборах начну с того, что, на первый взгляд, не имеет к ним никакого отношения. На минувшей неделе вице-губернатор Александр Вахмистров встретился с архитекторами, которые занимаются разработкой проекта высотного регламента Петербурга, и…фактически заявил им, что с этой работой пора «завязывать». Потому что, по мнению исполнительной власти, высотный регламент должен действовать только в охранной зоне исторического Петербурга, а для всех остальных районов он в принципе не нужен. И это, подчеркнул Вахмистров, не пожелание, а требование губернатора. Что называется, конец цитаты – и, к сожалению, конец старого Петербурга.
Ведь высотные регламенты берутся не с потолка – прежде, чем их вывести, специалисты изучают визуальное воздействие новостроек на панорамные виды города. Проще говоря, исследуют, какова должна быть предельная высота зданий в отдаленных районах, чтобы они не были видны из центра и не «нависали» над достопримечательностями северной столицы. Матвиенко, устами Вахмистрова, требует отказаться от подобных расчетов и…не спорить о вкусах. Вам кажется, что здание «Газпром-сити» задавит Смольный собор, а, допустим, ансамбль стрелки Васильевского острова будет изуродован, если над биржей поднимутся небоскребы «Морского фасада»? А мы считаем, что это украсит город! А раз мы считаем, то о чем еще говорить?
Сначала губернатор провела решение, существенно сократившее размеры охранной зоны. Теперь добивается права фактически единолично решать вопрос о высотности зданий за ее границами. То есть, де юре, решения такого рода, конечно, принимает не сама Валентина Ивановна, а коллегиальный орган – правительство города. Но вы хорошо себе представляете, как его члены, которые находятся в прямом подчинении у губернатора, под тяжелым взглядом Матвиенко смело голосуют против того, что она предлагает? Фаворитам Екатерины Второй не позволялось вмешиваться в государственные дела – исключение составлял разве что светлейший князь Потемкин, а в дальнейшем – Платон Зубов, но и они, если и осмеливались давать советы ее величеству, то не прилюдно, а в глубине опочивальни. У нынешних вице-губернаторов такой возможности, наверное, все же нет. И никто из них не станет противиться желанию губернатора, чей безупречный вкус – общеизвестен, лично принимать решения о том, кому из инвесторов можно дать разрешение на строительство высотки, а кому нет. Разумеется, автор этих строк далек от предположений, что спорные вопросы будут разрешаться с помощью денег – в конце концов, есть и другие формы благодарности…
Тем временем специалисты, искренне озабоченные сохранением исторического наследия, бьют во все колокола: мысль о том, что те или иные решения властей, неизбежно приводящие к искажению облика северной столицы, являются преступлением перед будущими поколениями, высказывалась уже неоднократно. Власть этого «боя» не слышит в упор, и до объяснений с общественностью, как правило, не снисходит. Но, если когда-нибудь дело и дойдет до объяснений – с гражданами или с правоохранительными органами, не суть важно, - то выяснится, что все наиболее одиозные решения принимались вовсе не в Смольном. «Грязную» исполнительскую работу, как правило, берет на себя Законодательное Собрание города. Это оно утвердило, например, целевую программу финансирования строительства «Газпром-сити», в соответствии с которой бюджет обязуется ежегодно перечислять по 6 миллиардов рублей на возведение небоскреба. Это оно сократило размеры охранной зоны исторического центра. Это оно одобрило безумный проект создания намывных территорий на Васильевском острове, где собираются строить офисы-небоскребы и жилье для элиты. Это оно решило выкупить у «стратегического инвестора» заведомо убыточные портовые сооружения, переплатив ему при этом почти миллиард рублей. И убийственную для старого Питера отмену высотных регламентов губернатор тоже, будьте уверены, захочет провести через Собрание: чтобы потом, в случае чего, иметь возможность сослаться на закон, который она вынуждена была исполнять. С другой стороны, понятно, что выполнить этот «заказ» нынешнее Собрание просто не успеет – значит, нужно позаботиться о формировании следующего. И вот теперь пора возвращаться к предвыборным раскладам.
На минувшей неделе избирком определил состав участников будущей кампании: внести в него какие-либо изменения теперь может либо ЦИК, либо суд. Как известно, изначально на участие в кампании претендовали девять партий. Списки трех партий, имеющих свои фракции в Государственной Думе – «Единой России», ЛДПР и КПРФ – избирком зарегистрировал автоматически. Две партии – СПС и «Справедливая Россия» - внесли залог. Еще четыре – «Патриоты России», «Яблоко», «Народная воля» и СЕПР – сдали подписные листы на проверку. Получить по результатам этой проверки «добро» удалось лишь «Патриотам»: у остальных претендентов, сочли члены избирательной комиссии, процент брака в подписных листах превышает установленную законом планку. Так, «Яблоку» насчитали тринадцать с хвостиком процентов «брака». Члены партии с этим вердиктом не согласились, но большая часть аргументов, которые они приводили в свою защиту, на членов избиркома впечатления не произвела. Главное – «яблочникам» не удалось хотя бы частично отбить результаты почерковедческой экспертизы, проведенной приглашенными избиркомом специалистами. Признавать результаты независимой экспертизы комиссия отказалась, вызывать людей, утверждающих, что, вопреки мнению экспертов, они сами расписались в подписном листе, тоже не стали. Почему? Прежде, чем задавать наивные вопросы, попробуем посмотреть на претендентов глазами администрации – и все станет очевидно.
Проще всего с «Единой Россией». В минувшие годы представители этой партии зарекомендовали себя как самые преданные и верные соратники губернатора, охотно выполняющие любую «грязную работу», или, выражаясь политкорректно, «делившие с исполнительной властью ответственность за развитие города». При этом «медведи», надо отдать им должное, никогда не забывали, кто в Питере хозяин, не просили Валентину Ивановну принародно отметить их заслуги и не скулили, если, в случае неудач, она «переводила стрелки» на депутатов. Заслуги «единороссов» оценены по достоинству: губернатор не скрывает, что заинтересована в их победе.
Фракция ЛДПР также была готова «соучаствовать»: вот и на встречу с архитекторами. Александр Вахмистров прихватил с собой депутата-кандидата от ЛДПР Геннадия Озерова, который взялся доказывать специалистам необходимость отмены регламента и разрешения строительства в охранной зоне. Другим спутников Вахмистрова был депутат Владимир Гольман из «Справедливой России»: ситуация с этой партией выглядит куда менее однозначно. Во-первых, список «СР» неоднороден: помимо уважаемого Владимира Михайловича, от чистого сердца лоббирующего интересы строительных компаний, там есть некоторое количество смутьянов, имевших дерзость не только воздерживаться при голосовании по важным для губернатора законопроектам, но и выступать против решений исполнительной власти, связанных, например, с возведением «китайского квартала» или уплотнительной застройкой. Во-вторых, «СР», заручившаяся поддержкой президента, может оттянуть голоса лояльных к власти избирателей у «Единой России». Отказать партии Миронова в регистрации избирком не посмел (Смольный, видимо, тоже), но уже известно, что законность допуска «Справедливой России» к участию в выборах намерены оспаривать «Патриоты России». Костяк «Патриотов» составляют бывшие члены фракции «Родина»: с точки зрения губернатора, это, во-первых, проверенные кадры, правильно голосующие по всем вопросам, а, во-вторых, люди, способные оттянуть голоса как у «мироновцев», так и у коммунистов.
«Яблоко», опять же, с точки зрения администрации, показало себя партнером крайне не надежным. Точнее, вообще не партнером, а черт знает кем. Так, депутаты-«яблочники» не просто выступили против целевой программы строительства «Газпром-сити» - они подняли вокруг нее крайне нежелательный шум, даже в генеральную прокуратуру написать не поленились. И при обсуждении других важнейших для Смольного вопросов вели себя не лучше: апофеозом стал их отказ поддержать внесенную президентом кандидатуру губернатора.
Голоса «яблочников», конечно, не могли заблокировать принятие решений, но отказ членов этой фракции выступать в роли соучастников Смольного делает их присутствие в Собрании крайне нежелательным. По сути, они превращаются в свидетелей преступлений против города и его жителей, которые совершает власть. А от нежелательных свидетелей принято избавляться. В данном случае исполнительная власть руками избиркома делает это заблаговременно – чтобы в дальнейшем уже делать с Петербургом все, что угодно. Поднимать шум вокруг принимаемых Собранием законов окажется просто некому. А когда тайное станет явным, и небоскребы начнут расти повсюду, как грибы-поганки, будет уже поздно протестовать…