Отрывок из интервью кинорежиссера Алексея Балабанова Дмитрию Савельеву (опубликовано в ноябрьском номере журнала Empire).
- Ты помнишь, конечно, разговоры после первого «Брата» о национализме Балабанова, у которого герой запросто бросается фразами «я евреев как-то не очень» и «не брат ты мне, гнида черножопая».
- Помню.
- Критики об этом говорили, журналисты, Алексей Герман в печати выступил.
- Он не здоровается со мной до сих пор.
- Ну вот. Сейчас ты подливаешь новую порцию масла в огонь. У тебя фельдшер Лев Аронович, физически крайне неприятное существо, становится комиссаром. И фамилию ты даешь ему смысловую – Горенбург: инородец, несущий горе.
- А революцию кто сделал?
- Думаешь, одни евреи? А мирные землепашцы, которые сносили с церквей кресты и живьем жгли сельских батюшек – предшественников отца Рафаила? Они ни при чем? А екатеринбургские пролетарии, которые расстреливали семью Николая Второго, чью музыку ты взял лейтмотивом?
- Идея была еврейская.
- Выходит, великий народ-богоносец оказался без головы на плечах – плясал под чужую дудку? Я думаю, такая постановка вопроса русский народ унижает.
- Своей головы на плечах у них никогда не было. Вообще. Им евреи сказали – они и сделали. Я так думаю.
Комментарий "АПН-СЗ": Алексей Балабанов, вероятно, лучший режиссер современной России. На обвинения критиков и коллег в национализме и антисемитизме ему наплевать. И правильно. Однако революция, как морфиновая ломка, на которую Россию подсадили евреи, - слишком банальный образ. Это хорошо видно в фильме, в котором "политическая" составляющая выглядит не особенно органично. В общем, "Морфий" - очень качественное кино. Но от Балабанова можно было ожидать большего.Фото - ИД Коммерсант.