АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2006-11-01 Михаил Шевчук
И иудей есть, и эллин!

В самом деле, сколько можно на всех уровнях, включая самый высокий, говорить о «многонациональном народе»? В апологетике «борьбы с фашизмом», на алтарь которой положить и жизнь, и живот свой готовы в едином порыве и власти, и демократическая оппозиция, этот термин применяют оба лагеря борцов. Это, пожалуй, единственное, что их объединяет, но лишь на миг, примерно, как ученые на тысячные доли секунды получают молекулы сверхтяжелых металлов в лабораторных условиях, и тут же разъединяет обратно, поскольку обе стороны тут же начинают соревноваться, кто ловчее докажет, что «настоящим фашистом» является именно противник. Тут уж стороннему наблюдателю, например, из-за границы, и впрямь не разобрать – у одних режим авторитарный, зато у других флаги вроде неправильные…

Власти, например, очень любят термин «многонациональный народ». Его наличием противность «фашизма» в России доказывается, по их мнению, наглядно и аксиоматично. В речи некоторых юридически и идеологически подкованных даже ссылки на Конституцию при этом идут. В Конституции есть понятие «многонационального народа». Но звучит вообще-то глупо.

Ни в одной конституции Европы такого понятия нет – ни в Великобритании с ее шотландцами, ни в Бельгии с ее фламандцами, ни в Испании с ее басками, ни даже в конституции еще союзной Югославии такого не было. Никому не приходило в голову взять и провозгласить всех «единым многонациональным народом». (В Испании, кстати, еще в преамбуле разграничиваются понятие «испанцев» и «народов Испании», в других и упоминаний нет).

Дело, конечно, не в Конституции, а в том, что властьимущим нужно придумать, как превратить российские разброд и шатание в «Единую Россию». Жива, жива еще память о том, как же все-таки все было здорово организовано в нашей общей исторической родине еще совсем недавно. Главное слово, тут, конечно, «единый» – можно было бы и просто назвать «Единые Люди» или «Единые Граждане», ничего бы не изменилось, а смысл бы тот же самый остался. Ведь была же «советская общность», и все были «едиными людьми». С едиными людьми управляться гораздо проще, чем с людьми разными.

Глава комитета по толерантности Общественной палаты Валерий Тишков так и утверждает: мол, нет никаких наций, а есть единый российский народ. Рецепт-то простой – у единого народа и желания, и чаяния единые, и все он делает в едином порыве, и целину поднимает, и президента, если надо, на третий срок выдвигает. Волна, так сказать, единонародная. Да ладно бы один Тишков так думал, некоторые давно уже предлагают национальный принцип деления государства отменить.

Так ведь в последнее время в унисон и оппоненты власти заговорили. Вот недавно прошел в Петербурге «Марш против ненависти», так на нем вполне уважаемые и без всякого сомнения демократичные люди по-имперски заговорили про «единую сущность», и «единый народ». Я удивился – это ведь те самые люди, которые 15 лет назад на демонстрациях поднимали плакаты «Свободу Прибалтике». И теперь рассуждают на полном серьезе о руководящей и направляющей роли «старшего брата».

Где же здесь демократия, которая предполагает торжество разнообразия? Что же вы, ратующие за свободу личности, предлагаете взять и отменить один из главных признаков личности – национальность? Ведь говорить-то об этой отмене можно, и графу в паспорте отменить можно, но национальность-то от этого никуда не денется. Ну не станет татарин хакасом, а черкес – башкиром, хоть ты тресни. Что же, делать вид, что нет этого? Может, и культуру для всех вместе сделаем единой, сильной?

Понятно, что в раже «борьбы с фашизмом» горячие головы решили устранить саму причину – национальные различия. Ну-ну. Это даже у большевиков не получилось. Верной дорогой идете, товарищи. Да наоборот, чем больше говорить о «единой российской нации», тем больше это раздражает, особенно национальные меньшинства. Меньшинства – они в силу того, что они меньшинства, чрезвычайно дорожат каждым доказательством своей уникальности, и национальная принадлежность здесь первую роль играет. Потому что национальность – это и язык, и обычаи, и культура. И на попытки это отобрать и унизить реагируют очень нервно, особенно на Кавказе. И не просто нервно, а воспринимают разговоры о «едином народе» именно как попытку «старшего брата» отнять эту уникальность у «младших». Поэтому именно призывы к «единому многонациональному народу», «единой культурной общности» озлобляют людей и разжигают межнациональную рознь. Причем как со стороны меньшинств к титульной нации, так и наоборот.

Не в «единой нации» дело! Вот в Евросоюзе, между прочим, никто не говорит о «едином многонациональном европейском народе». Давайте, наконец, признаем, что и у нас нет никакого «многонационального народа», а есть много народов, действительно разных и непохожих друг на друга. Есть и иудеи, есть и эллины! И обычаи, и порядки, и традиции у нас разные, и менталитет разный. Выкинутый недавно лозунг «Я – грузин» был остроумен, но как только стало понятно, что для некоторых это не шутка, тут же стал раздражать немалую часть людей. И можно тысячу раз поломать копья вокруг этого раздражения, и заклеймить друг друга всякими нехорошими словами, но раскол в обществе этот лозунг только усилил. А лозунг, условно говоря, «Я за грузин», наоборот, приблизил бы – многие из тех, кто издевался над «я-грузинами», такую формулировку поддержали бы. Потому что в самом деле – ну русский не грузин, как не крути.

Почему нельзя просто относиться друг к другу нормально? Просто признать за другими народами право на свою национальность. Что же, единственный способ уничтожить ненависть – смешать всех в едином «многонациональном» котле? Нет, ребята, мир наш создан разнообразным. Есть в нем и расы, есть в нем и нации. И вы не господь Бог, чтобы их отменить. Если действительно хочешь выглядеть другом и «старшим братом», а не захватчиком и оккупантом, и жить в мире со своими соседями, для начала надо научиться признавать права соседей, в том числе на национальность, чтобы не провоцировать ненависть со стороны тех, у кого права отнимают.