В преддверии выборов мэра Петрозаводска, назначенных на 5 июля, "АПН-Северо-Запад" побеседовал с консультантом по управлению, кандидатом психологических наук Андреем Сухоруковым - организатором разработки Стратегического плана развития Петрозаводска до 2010 г. и руководителем проекта по созданию Агентства городского развития.
- Предвыборная ситуация в Петрозаводске уже породила массу сюрпризов и парадоксов. Со вступлением оппозиционного кандидата в «Единую Россию» множество прогнозов вдруг резко устарело. Как бы Вы могли прокомментировать текущее развитие событий?
- После снятия своей кандидатуры представителем оппозиции Девлетом Алихановым политическая интрига практически исчезла, и 5 июля нас ждут выборы с очень низкой явкой горожан и предсказуемым результатом. В петрозаводских интернет-изданиях случившийся сценарий почему-то подают как неблагоприятный для губернатора Сергея Катанандова, но мне ближе взгляд, что, по крайней мере, на год управленческая команда республики получила стабильность.
- Что представляет собой Агентство городского развития, проектом которого Вы сейчас занимаетесь?
- Это распространенный в Европе – и в частности, у наших соседей в финском регионе Йоэнсуу – способ участия научной и творческой общественности в выработке стратегий региональной и городской политики. Главная цель Агентства – содействовать повышению инвестиционной, туристической, управленческой и социальной привлекательности Петрозаводска, оказывать информационные и консультативные услуги, налаживать связи между местным бизнесом и партнерами из других регионов, а также трансграничное сотрудничество. Это своего рода штаб социальных и культурных инноваций, приближающих столицу Карелии по качеству жизни к развитым европейским городам.
- Агентство планируется как муниципальное предприятие или все же как негосударственная общественная структура?
- Если взглянуть на опыт наших соседей, то мы увидим, что подобные агентства находятся в договорных отношениях с местными администрациями. То есть они не напрямую встроены в структуру власти, что ограничивало бы их проектный потенциал, подчиняло бы их чиновникам. Но, с другой стороны, региональные агентства развития не являются и некими совершенно автономными структурами, что в таком случае делало бы их какими-то внешними наблюдателями за властью, уменьшало бы их влияние на нее. Нам также предстоит найти эту адекватную форму сотрудничества с властью, которая сохраняла бы экспертную свободу, но вместе с тем привлекала бы внимание администрации к нашим проектам.
- Насколько в российских условиях возможно такое заимствование опыта финских коллег?
- Здесь действительно есть некоторые трудности, связанные с существенными законодательными различиями. Не меньше расхождений и в самом понимании управления, которое в России носит более материальный характер (управлять — значит производить изменения в физическом плане). Но у нас и нет задачи создать полный аналог финским агентствам. В начале проекта мы заявили, что хотим взять лучшее из российского и финского опыта.
- Одной из своих важнейших задач Агентство ставит эффективный региональный маркетинг. Какие шаги Вы считаете здесь первоочередными?
- Карелии и Петрозаводску в частности сегодня жизненно важен выход на новый уровень регионального развития, коррелирующий с актуальными процессами в соседних европейских странах. Без этого прорыва на нас в Европе так и будут по-прежнему смотреть как на некую сырьевую провинцию. Нам необходимо трансформировать накопленный современный информационный, туристический и экономический потенциалы города, разработать новые популярные бренды. Кстати, семинар по новым брендам Петрозаводска, который мы провели весной, вызвал большой интерес у российских специалистов по городскому развитию. Так что здесь мы вполне движемся в русле современных европейских процессов креативного развития территорий. Сейчас мы подошли к началу работы над проектом нового туристического объекта Петрозаводска, который аккумулировал бы в себе историческую, культурную, географическую, психологическую и другую специфику города, по сути, создавал бы ему привлекательный и узнаваемый в мире образ.
- И в финале давайте вновь вернемся к текущим предвыборным событиям. Есть ли у Вас уверенность, что новая власть Петрозаводска заинтересуется проектами Агентства городского развития?
- По большому счету, жителям города не столь важно, кто именно победит на этих выборах. Гораздо более важна содержательность и эффективность городского управления. Кто бы ни стал мэром, ему придется решать новые, современные задачи, которые мало связаны с популистской риторикой. А это значит – отказываться от привычных, но уже не работающих стереотипов, и проводить актуальные реформы, внедряя муниципальные инновации XXI века. В конечном итоге, от этого и будет зависеть успешность новой администрации.
Беседовал Вадим Штепа