АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2007-03-15 Андрей Брианов
Другие выборы

После прошедших в Санкт - Петербурге выборов в местный ЗАКС меньше всего хочется изучать официальные цифры результатов и вписывать фамилии уже состоявшихся и гипотетических депутатов в списки вероятных противников и союзников по парламентской борьбе. Во всей этой свистопляске, растянувшейся на два месяца, когда прямо после завершения всероссийской новогодней десятидневной оргии экраны и билборды заняли бодрые и розовощекие кандидаты, интересна только одна цифра. 70% электората, которые равнодушно отнеслись к призывам пойти на выборы. Де-юре выборы состоялись. Де-факто они показали, что такой парламент никому не нужен.

Немного арифметики. Давайте из общего числа избирателей вычтем загоняемых на участки срочников и курсантов, пациентов психоневрологических диспансеров и заключенных, среди которых явка традиционно близка к 100% по понятным причинам. Не забудем об оптовой скупке голосов за проевшие плешь продуктовые наборы и подкорректируем явку еще на несколько процентов. Учтем и 3,5% тех, кто испортил квитки бюллетеней, не найдя в них достойных кандидатов. Как результат – получим лишь около 20% граждан, сделавших хотя бы относительно добровольный выбор. На месте Матвиенко я бы еще с вечера 11 марта принялся писать Путину открытое письмо о том, что выборы в органы местного самоуправления вообще пора упразднять в целях укрепления вертикали власти.

С другой стороны, эта кампания запомнится не столько явкой, сколько тем количеством старых и новых приемов «работы с электоратом», которые применялись политтехнологами на всем ее протяжении. Еще до старта агитации весенние выборы поспешили назвать генеральной репетицией к выборам в Государственную Думу, тем паче, состав участников, скорее всего, радикальных изменений не претерпит. Действительно, на тех, кто пришел 11 марта в здания местных школ, традиционно переделываемых в места волеизъявления, откатывалось множество технологий, о которых мы еще вспомним ближе к осени.

Начнем с макулатуры. По одному из телеканалов не без гордости успели подсчитать, что на каждого жителя города пришлось где-то по 5 газет и 20 листовок агитационного содержания. По моему заключению, это и есть численное представление расхожего среди аналитиков понятия «политический вес», вернее, усредненное его значение. Если же измерить этот показатель в тоннах на партию, то можно было формировать питерский парламент и вовсе без голосования. ЕдРо, СР и КПРФ утопили город в бумажном море, исходящем от соратников и сочувствующих, примерно в той же пропорции, в какой и распилили места в ЗАКСе.

С другой стороны, здесь количество не переросло в качество. Газеты были откровенно скучными по своему содержанию. Коммунисты порадовали разве что списком подлежащих уничтожению в результате уплотнительной застройки скверов и присовокупили к нему вечное обещание бороться. Ну и традиционные карикатуры плюс серая «Аврора». Бодрил электорат лишь Жорес Алферов, вскинувший кулак в Коминтерновском приветствии на стикерах. Остальные смотрелись как в хронике семидесятых. Ностальжи.

ЕдРо в начале кампании торжественно клялась не ввязываться в полемику с конкурентами, так как «мы партия реальных дел», в подтверждение чего печатала перечень таковых, а под конец не выдержала и дала пару заметок на повышенных тонах о соперниках, которые «кормят избирателя несбыточными обещаниями» (или в том же духе). С другой стороны, не покладая уст, сорил политическими афоризмами В. Островский в «Петербургском Дневнике». Это же издание подарило нам грозящую стать культовой фразу о том, что «сильные не лукавят». Впрочем, к «Дневнику» еще вернемся.

«Справедливая Россия» выдала нам столько Евгения Плющенко, сколько не было на всех Олимпийских Играх и Чемпионатах Мира вместе взятых. Фанаткам хватит на обои одних только фотографий из «Комсомолки», не говоря уже о календарях и открытках. В остальном все так же тоскливо, как у остальных. Пенсии, зарплаты бюджетников. Словом, стандартный набор того, к чему городской парламент обычно имеет весьма отдаленное отношение, если эти самые бюджетники не работники, собственно, самого этого законодательного учреждения.

С «чернухой» вышло повеселее, чем с обычными газетами. Ее получилось много, как в поговорке должно быть хорошего человека. Заметим, что перед началом кампании, ее участники подписали нечто вроде пакта о честных выборах. Видимо, как и у любого пакта, у этого тоже были секретные протоколы. Здесь фантазия креаторов развернулась как никогда широко. Отметим лишь несколько непревзойденных перлов.

Один из кандидатов «погиб» во время взрыва в известном ресторане быстрого питания. Другой собственноручно «убил» негра. Ново! Очевидно, здесь мы видим отголоски распиаренного отношения к Петербургу как к столице крайнего национализма. Некоторым кандидатам пытались повесить виртуальную уголовную статью и дальнейшее исключение из партии, но это уже довольно бородатый способ, чувствуется рука представителей old school.

Удивительно, но спектр половых извращений в черной прессе был представлен чрезвычайно бледно. Листовок и газет найти не удалось, только где-то в сети обнаружилось видео порнографического характера (ссылка, разумеется, просуществовала недолго). Говорит это, к сожалению, о том, что педофилией или гомосексуальной ориентацией рядового избирателя уже не удивить и не напугать. Видимо, толерантность привилась или планка морали опустилась.

Обладателем номинации в малом печатном формате черных стикеров стал плохо нарисованный Сергей Миронов на машине с мигалкой. В принципе, не зря же затевался весь этот показушный отказ от автомобильных привилегий еще осенью. Но память народа оказалась коротка – хватило всего лишь на одну карикатуру, да и ту спешно содрали работники метро со своих бесплатных рекламных стендов на эскалаторах.

Зато настоящим образцом грубости стал фальшивый «Петербургский Дневник». Достаточно рискованным было использовать шапку официальной газеты Правительства Петербурга для такого мероприятия. Заказчики как всегда остались в тени, кто они, мы никогда не узнаем. Впрочем, это событие, породившее множество догадок и предположений, стало показательным для многих технологов. ЕдРо «мочить» на выборах нельзя. Во всяком случае, такими резкими методами. Это подтвердил и ряд телерепортажей о задержанных студентах-распространителях аналогичной типографской продукции. При этом всегда в качестве объекта атаки оказывалась «Единая Россия». С не менее черной «Петербургской Темой», где тройка от «эсеров» была представлена в виде клювастых птиц, никого не задержали и в новостях не продемонстрировали.

Но помимо очевидного морального удовлетворения от изучения таких образцов агитации (радуешься все-таки, что не перевелись люди, откровенно цинично взирающие на весь этот предвыборный фарс), появляется осознание другого факта. Производство и выкуп черной прессы, стикеров или листовок – статья предвыборного бюджета, скорее всего, не уступающая официальным расходам. И это действительно печально. Как показала практика, никакие пакты и соглашения не удерживают штабы кандидатов от взаимного поливания грязью. Платит за производство и последующее изъятие из оборота этого абсурда налогоплательщик.

Теперь о know how, к которому советую привыкать. Спортивный, я бы сказал, соревновательный дух выборам добавило включение в списки «Справедливой» и «Единой» известных атлетов. При этом ЕдРо, мало того, что покрыла золотоносного одиночного фигуриста Плющенко своим некогда парным Сихарулидзе, но и умудрилась разыскать в многонациональном «Зените» простого русского парня Андрея Аршавина, заинтересовавшегося вдруг политикой.

Мало кто слышал заявление самого Андрея, который признал, что его участие в гонке стало своеобразной «сделкой с совестью», да и кто сейчас вспомнит, как он неоднократно заявлял, что его мечтой является футболка испанской «Барселоны», а вовсе не питерский депутатский мандат. Главное, матч «Зенит» - «Сатурн» состоялся аккурат 11 марта. А на предыдущем матче 21 тысяча потенциальных избирателей 90 минут игры и 15 минут перерыва лицезрели рекламные щиты «Единой России», наслаждались партийной песней и оценивали качество полиграфии.

Тенденция интересная. В свое время массовое нашествие популярных артистов избиратель съел как-то неохотно. Все-таки, трагический пример Евдокимова, решившего заняться реальной политикой, многих не вдохновил, а на кухнях заговорили в стиле «хороший был юморист, ну куда полез». Поэтому и вечный гасконец в ковбойской шляпе не был представлен в списке, а просто призывно взирал на нас с рекламных щитов автобусных остановок, как и другие его коллеги, рангом помельче. Теперь, стало быть, очередь за спортсменами. А кого же тогда в Общественную Палату?

И последние цифры. На 1 марта общие расходы на предвыборную агитацию в Петербурге составили 347 миллионов рублей. Это официальные данные. Если добавить остававшиеся на тот момент 10 дней до голосования и нигде не учтенные средства, то вырисовывается цифра в 800-1000 рублей на каждого, кто опустил бюллетень в урну. Все питерские школьники, которых раза в полтора меньше, чем проголосовавших, на эти деньги могли бы даром ездить в общественном транспорте до конца учебного года или получить комплект бесплатных учебников. Но питерские школьники будут волновать новый созыв городского парламента чуть позже.