АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2009-10-07 Анна Грязева
«Красные» идут…

В фильме Уоррена Битти «Красные» об американском публицисте Джоне Риде, авторе знаменитых «10 дней, которые потрясли мир», есть отличный эпизод. Кто-то из знакомых главного героя, обуреваемого коммунистическими фантазмами, обращается к нему:
- Рид, ты решил стать политиком?!
- Нет, - отвечает за него сам Битти (режиссёр сыграл в фильме главную роль), крепкий малый со щенячьей копной волос, взором влажным и романтическим. - Нет! Мне достаточно журналистики!

О да, в профессии, признанной одной из древнейших, всё меньше таких. Довольствующихся простым изложением фактов. Стойких клерков бизнеса, где добавленная стоимость создаётся с золотоискательским терпением. С прищуром и пыхтением над каждой песчинкой информации, с бульдожьим упоением плотью фактуры, безжалостным свистом невидимой редакторской секиры, обрубающей корешки пиаровского лобби. Этого ли мало? Но миф о нумерованных ветках власти не даёт многим покоя. По крайней мере, той, четвёртой, всегда есть соблазн взмахнуть как каким-нибудь флагом…

В фильме Уоррена Битти вообще много отличных моментов. Например, когда брошенный в кутузку Рид продолжает пропаганду и в камере.
- Он красный?! - в презрительном ужасе шушукаются его собратья по вынужденному ночлегу.
- Он даже писает красным! - восклицает один, заглянувший через плечо уже напрочь больного Рида, силящегося помочиться.

Бог ведает, каким был настоящий Джон-Американец, заболевшей тифом в стране победившего соцреализма и похороненный под главной её, страны, зубчатой (красной, конечно) стеной. Но сыгравший его кинематографист вылепил Рида чудесным, на удивление не отвратительным в той политизированной патетике, которой журналист грешил задолго до пересечения Атлантики и погружения в сумятицу Октябрьского переворота. А уж «поэту» в России, как известно, быстро становятся тесными скромные рамки ремесла…

Нам до сих пор сложно привыкнуть, что журнал или газета, а уж тем более мобильные строки информационных лент – не рупор, не трибуна, но самоценный продукт тончайшего производства, который может испортиться из-за несоблюдения правил его создания. Разве использовать «глагол» в качестве раскаленной политической риторикой кочерги не долженствует представителям других профессий? Журналистское дело – выяснять и рассказывать. Убивают словом убийцы, нет?

Заслуживающему уважения лозунгу о достаточности журналистики сам знаменитый литератор, конечно, не следовал. В стране, где название наиболее распространённого цвета окраски кумачовых полотнищ, уже никогда не будет обозначать просто «красивый», такой лозунг по-прежнему актуален и недостижим. Достаточность журналистики. Необходимость и достаточность. Что и требуется доказывать, снова и снова…

5 ноября, в канун кануна самой «красной» советской даты, в петербургском пресс-клубе «Зелёная лампа» будет показана та самая картина Битти. В рамках кинолектория «Слова и фильмы» (куратор – известнейший кинокритик Михаил Ъ-Трофименков), который будет проходить теперь здесь каждый второй четверг. Тема лекции звучит гордо: «Журналистика цвета кумача» - имеет ли таковая право на существование, какова её историческая судьба и может ли она претендовать на будущее. Послушаем и посмотрим. Приходите.

Анна Грязева