Продолжение. Начало в статьях Вертикалью по вертолетам и Вертикалью по вертолетам-2
Наши условно бывшие враги из НАТО приобрели некоторое количество российских вертолетов. Конечно, машины сами по себе хорошие – с этим никто не спорит, тем более что российскими их назвать сложно. Как и использовавшиеся «Единой Россией» для рекламного погружения в арктические воды аппараты, это советская разработка, которой по праву можно гордиться, но ее ресурсы не беспредельны.
Европейцы решили привести в порядок свой парк вертолетов российского производства. Конечно, можно было бы доверить выполнение работ, ну, к примеру, чешскому предприятию LOM-Praha, которое специализируется на ремонте вертолетов российского производства, что подтверждено выданным российским разработчиком сертификатом. Однако поскольку в Европе работают законы, там были обязаны объявить тендер. И в прошлом году Агентство НАТО по техническому перевооружению и снабжению (NAMSA), как и положено, объявило тендер по проведению работ на 36 вертолетах российского производства. Доверчивые империалисты явно погорячились, поскольку, не смотря на долгое общение, так и осознали специфику российской вертолетной вертикали.
Объявление тендера, как событие, оказало неизгладимое впечатление на российскую вертолетную вертикаль. Руководители ОАО «ОПК Оборонпром», ОАО «Вертолеты России» и ОАО «Вертолетной сервисной компании» немедленно решили построить некий колхоз из ремонтных предприятий Восточной Европы. После чего, заняв в этом патриотическом заведении места председателя, главбуха и кладовщика, стричь с ремонтников три шкуры.
Ради этого с конца прошлого года будущие винтокрылые колхозники, в лице руководителя управления маркетинга ОАО «ОПК «Оборонпром» Сергея Чумаченко, генерального директора ОАО «Вертолетная сервисная компания» Акима Носкова и представителя ОАО «Вертолеты России» Александра Мирошникова начали расшвыривать по Европе немалые деньги, пытаясь реализовать великий и бесполезный опыт российского холдингостроительства в Европе. Денежки, естественно, были выкачаны из российских серийных заводов под разными надуманными предлогами.
Сколько и на что было потрачено, мы пока не знаем, зато известно, что в агитпропе бригады совершенно безвозмездно участвовал представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин, принявший всю компанию 2 марта 2011 года. И дело даже не в том, что на это бесполезное действие были потрачены российские бюджетные бабки. Это уже в нашей стране никого не удивляет, нефть и газ пока еще есть – можем гульнуть. Куда хуже, что встреча так и не вылилась во что-то реальное. Европейцы не поняли, что такое «консорциум по-русски», а поскольку пресловутый административный ресурс, на который только и уповают господа из российской вертолетной вертикали, в Европе не работает, из всей пафосной тусовки ничего так и не получилось.
Естественно, в Москву немедленно ушли отчеты об очередных победах на дипломатическом фронте, но едва их успели подшить в архивные папки МИДа, как европейцы пошло перенесли срок тендера. Ну не поняли они, чем обычная сертификация российского разработчика на один и тот же вертолет отличается от военной, кроме дополнительной возможности слупить с дополнительный барыш для гешефтмахеров из «Оборонпрома».
Впрочем, недавно они сами, прокатав по командировкам изрядное количество средств, решили, что глубокая идея не реализуема в убогих европейских умах. О чем и сообщили генеральному директоруLOM-Praha пану Йирнджиху Плоху в письме от 24 март 2011 года за номером ОП 4/11-1118. В результате ситуация с тендером, объявленным Агентством НАТО по техническому перевооружению и снабжению (NAMSA), в настоящий момент находится в подвешенном (с точки зрения легитимности участников по предъявленным заказчиками требованиям) состоянии.
Между тем «Оборонпром», «Вертолеты России» и «Вертолетная сервисная компания» продолжают вести себя как собаки на сене. Провалив собственный проект, они по-прежнему мешают российским производителям и разработчикам вертолетной техники самостоятельно организовывать сопровождение своей продукции на внешних рынках и тем самым получать дополнительный доход. Который они могли бы инвестировать в развитие производства и те самые инновации, о которых так печется Дмитрий Анатольевич Медведев.
Алексей Рафалович