АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2011-09-22 Юрий Красавин
Поведение Прилепина противно природе творческого человека

На первой странице столичной газеты снимок: премированный молодой писатель Захар Прилепин с толстой пачкой банкнот в руке преисполнен гордости, - сокрушается писатель Юрий Красавин в "Литературной газете". - Так удачливый рыболов, выхвативший из водоёма крупную рыбину, подняв свою добычу повыше, горделиво фотографируется себе на память и на зависть всем друзьям и недругам. Не могу себе представить, чтобы, скажем, Иван Алексеевич Бунин или кто-то ещё, получив Нобелевскую литературную премию, публично ликовал подобным образом. Такого быть не могло! Не могло потому, что это противно природе истинно творческого человека.

Как низко мы, литераторы, пали в нашем новом веке, если полубожественную природу художественного творчества низвели до охоты за денежными призами! По-видимому, теперь уж памятники писателям будут ставить не как Пушкину, Гоголю, Достоевскому… а просто будет фигура человека с пачкой банкнот в руке, со взором, устремлённым на эту пачку, и надписью на постаменте: такому-то, обладателю премии (или премий) с денежным содержанием таким-то…

Ничего не имею против вознаграждения того или иного автора и не берусь судить, достоин ли Захар Прилепин приза, который он держит в руке. Рассказ под названием «Грех», почему-то теперь уже именуемый романом (именно за него он премирован), – очень незатейливое, но психологически верное повествование; жаль, что такое короткое. А самое главное: внешний облик автора, ставшего лауреатом, очень привлекателен: мужественное лицо, отважный взгляд. А то, как он с упорством и воинской отвагой штурмует одну за другой премиальные высоты, свидетельствует не только о решительности его характера, но и о природной предпринимательской хватке, что так ценится в наше рыночное время.

Вот он уже этак снисходительно и покровительственно похлопывает по плечу старшего коллегу, можно сказать, своего учителя, называя его по-свойски «дедушко Личутин». Не знаю, как самого Владимира Личутина, за спиной которого полувековой, исключительно плодотворный писательский труд, а меня, лично не знакомого с ними обоими, такая фамильярность коробит. Это что же, думается мне, встреться Прилепину граф Толстой, наш успешный «охотник за премиями» и его приятельски похлопал бы по плечу: «Ну что, дедушко?.. Ты-то не заслужил! А я вот…»?

Повторю: речь не о том, достоин или не достоин прилепинский «Грех» литературной премии. А о том, что… не удержусь от каламбура: грех этот прилипчив… Речь о новом явлении на российской культурной сцене, об ином облике нашей литературы, в которой поколение сорокалетних писателей сменило ориентацию – с творческой на денежную. Беда как раз в том, что эта новая ориентация выставляется напоказ, совращая невинные души начинающих авторов.

Где-то я уже читал, что именно от Захара Прилепина можно ожидать вершинного творения нашего века, равного «Войне и миру», поскольку-де он, как и Лев Толстой, воевал на Кавказе. Но тут я усомнюсь: так ли притягательно и всесильно очарование денег, что оно может пробудить в ком-то из нынешних литераторов божественное вдохновение? Без него как создать новую эпопею вровень с «Войной и миром»?

Комментарий "АПН Северо-Запад": Завидуете? Правильно!