АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 28 октября 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Вертикалью по вертолётам – 14
2014-01-25 Алексей Рафалович
Вертикалью по вертолётам – 14
Контора министра Мантурова получает награды за чужие разработки, а израильская разведка готовится торговать российскими военными тайнами

Ми-18 сбит на взлёте

Не имея даже свидетельства разработчика вертолётной техники, компания «Вертолёты России» ухитрилась получить награждение за разработку вертолёта Ми-38, к которой не имеет ни малейшего отношения. Потому что на самом деле Ми-38 начал разрабатываться ещё в 1987 году, то есть задолго до водворения несостоявшегося преподавателя социологии Дениса Мантурова в кресло министра и создания им же сомнительной отмывочной конторы именуемой «Вертолёты России».

После развала СССР, в условиях падения бюджетного финансирования отечественных разработчиков предпочтение было отдано российско-французскому проекту, который был призван завести в тупик одну из лучших советских разработок – вертолёт Ми-17. Эта машина могла конкурировать с зарубежными производителями и вместо запланированного производства на её базе успешно прошедшего испытания Ми-18 Московскому и Казанскому вертолётным заводам была навязана новая модель Ми-38, в работе над которой участвовали, а потом свалили франко-германская компания Eurocopter и канадский филиал американской Pratt & Whitney.

Представленный компанией Eurocopter маркетинг на вертолёты Ми-38 сулил небывалые продажи на западном рынке. При этом в процессе создания машины шло «неуправляемое» ценообразование вертолета: западная авионика, оборудование и интерьер кабин, агрегаты системы управления. В дальнейшем самые дорогие агрегаты вертолета – двигатели и сопряженные с ними системы - тоже стали импортными, а сам проект подорожал многократно.

Способствуя удорожанию Ми-38 и снижению его конкурентоспособности, франко-германцы сознательно топили чужой проект в пользу своего. К моменту начала переговоров с ОАО «МВЗ им.М.Л.Миля» по поводу своего участия в Программе Ми-38, Еurocopter уже создал консорциум NHIndustries (c 62,5%-ой долей своего участия) и капиталом €1,4 млрд. Консорциум занимался разработкой транспортного вертолета NH90 c максимальной грузоподъемностью 4.6 тонны, то есть примерно как Ми-17. Одновременно Eurocopter провел модернизацию основного конкурента Ми-17 - вертолёта Super Puma. На модернизированной модели ЕС725 были установлены новые агрегаты – несущий винт, двигатели, авионика, а грузоподъемность выросла до 5 тонн. Когда же основная цель - закрытие перспективной программы Ми-18 - была достигнута, европейцы покинули проект, вслед за ними из него сбежали американо-канадцы, и лишь недавно (через 20 с лишним лет) работу удалось довести до конца.

Если кто не верит, что можно создавать вертолёты в короткие сроки, то не зазорно вспомнить историю: разработку вертолёта Ми-4 тем же КБ, которым тогда руководил Михаил Леонтьевич Миль, а не эффективные менеджеры. Если на Ми-38 были потрачены десятилетия, то Ми-4 был создан в рекордные сроки (от постановления правительства от 5 октября 1951 года о создании вертолета до поступления в войска первых серийных машин прошло всего два года), хотя вертолётостроение было для СССР делом новым. Ми-38, разрабатывать который, как уже говорилось, начали в 1987 году, возможно, начнет производиться в 2015-ом. Его шансы вытеснить с мировых рынков уже прочно оккупировавших их конкурентов представляются крайне незначительными.

Плановые катастрофы

Пока в Министерстве по торговле промышленностью придумывают поводы для вручения наград, в авиационной отрасли происходят события, о причинах которых это ведомство очень хотело бы умолчать. Например, катастрофа ударного вертолёта Ка-52 в окрестностях Москвы 29 октября 2013 года.

Поскольку расследованием занимается комиссия мантуровского Минпромторга, официальной версии причины происшествия пока нет, и, возможно, не будет никогда. Поэтому приходится довольствоваться проскользнувшей в прессе информацией. По характеру падения вертолёта и как сообщается в некоторых источниках, причиной стало разрушение детали в системе управления верхним несущим винтом.

На самом деле это не единичный случай. Эксплуатанты российской вертолётной техники уже давно отмечают системное падение качества комплектации при одновременном удорожании продукции в разы, и, как следствие, засилье контрафакта. Иного и быть не может. Выстроенная Мантуровым система управления вертолётными активами страны преследует одну цель – управление финансовыми потоками с целью обогащения участников этого процесса, а производителям остаются жалкие крохи.

Налицо та же порочная логика, что и продемонстрированная в Казани, где катастрофа пассажирского авиалайнера компании «Татарстан» 17 ноября прошлого года унесла жизни 50 человек. Ситуация в авиакомпании «Татарстан» до отвращения напоминает ситуацию в ОАО «ОПК Оборонпром», только регионального уровня. Особенно по части кадров: на тот момент во главе авиакомпании находился не авиационный профессионал, а типичный «эффективный менеджер», специалист по ирригации и механизации Аксан Гиниятуллин. Из биографии директора авиакомпании можно заключить, что он является ставленником компании ОАО «Холдинговая компания Ак Барс», которой, подобно ОАО «ОПК Оборонпром», руководят высокопоставленные чиновники во главе с вице-премьером-руководителем аппарата правительства Татарстана Шамилем Гафаровым. Одновременно Гиниятуллин числился советником руководителя компании «СвязьИнвестНефтеХим» и бывшего помощника президента Татарстана Минниханова Валерия Сорокина.

Устоять перед просьбами столь уважаемых людей было трудно, и президент, некогда променявший закреплённые в собственности республики акции ОАО «Казанский вертолётный завод» на место в мантуровской шарашке, согласился с назначением Гиниатуллина. Результат оказался предсказуемым: за два года правления этого эффективнейшего из менеджеров совокупный долг компании вырос с 1,5 до 2,8 миллиардов рублей, а потом произошла катастрофа, стоившая «Татарстану» лицензии, а президенту летевшего на разбившемся самолёте старшего сына. Круг безответственности замкнулся.

Совершенно секретно, только для Израиля

Было бы непростительной ошибкой считать, что эффективные менеджеры от оборонки ограничиваются только пилотируемыми летательными аппаратами. В начале текущего года в российские вооружённые силы начали поступать выпускающиеся на Уральском заводе гражданской авиации (УГЗА) беспилотные летательные аппараты «Форпост» и «Застава».

Вы спросите: что же тут плохого? Дело в том, что производство этих БЛА, как и вертолётов AW139, о которых мы уже писали, - не более чем отвёрточная сборка из импортных деталей, в данном случае - израильских, от нашей любимой фирмы Israel Aerospace Industries LTD (IAI), прославившейся своим интересом к российским ноу-хау. Как и в истории с AW139 проект организован при активном участии постоянного спонсора еврейской культурно-образовательной конференции Лимуд, Всемирной сионистской организации и Всемирного еврейского конгресса Аарона Френкеля.

Что особо интересно в свете недавнего скандала в Польше, также связанного с закупкой израильских беспилотников. Оставив в стороне взятки, получаемые варшавскими чиновниками, выбиравшими между аппаратами IAI и другой израильской фирмой Elbit System, стоит обратить внимание на интервью бывшнго замминистра обороны Польши Вальдемара Скшипчака, признавшего, что в оснащение БЛА входят и «коды каналов передачи данных».

Поскольку бывший ремонтный завод УЗГА совершенно не является глубоким научным предприятием, которое может проанализировать и, соответственно, проверить поступающую комплектацию на предмет встроенных чипов передачи данных, израильским поставщикам сам Иегова велел использовать свой шанс. То есть информация, полученная после разведывательных полётов российских беспилотников израильского происхождения, может запросто лечь на стол не только министру Шойгу, но и руководителям «Моссада». Которые в свою очередь не замедлят перепродать полученное хоть в США, хоть в Саудовскую Аравию, а через них и весёлым бородатым ребятам, что взрывают сейчас бомбы в Волгограде.

Алексей Рафалович

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Дефективный менеджмент
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
26.10.2020 Юрий Скок
Их нравы. Убийство авторитетного выборгского бизнесмена и политика Александра Петрова привлекло внимание к его прошлому. Исследователь истории приватизации в России Юрий Скок посвятил покойному немало эпизодов в своей готовящейся к изданию книге о событиях на Выборгском ЦБК 1999 года, отрывок из которой мы публикуем.

26.10.2020 Алексей Марков
In memoriam. Командир 14-го батальона территориальной обороны «Призрак» (бывшая бригада «Призрак» Алексея Мозгового) Алексей Марков («Добрый») трагически погиб в автомобильной катастрофе. Он воевал на Донбассе с 2014 года и был настоящим коммунистам. Редакция «АПН Северо-Запад» приносит соболезнования родным, близким и боевым товарищам Алексея и ещё раз публикует интервью, которое он давал нам в 2015 году.

23.10.2020 Семён Пегов
Интервью. Карабах на 99,9% ассоциирует себя с Россией, его жители говорят на чистом русском языке, думают, как русские, и являются последним настоящим союзником, родным и близким на Южном Кавказе. Да, и у нас в Армении стоит база военная. Мы хотим, чтобы это всё перекинулось на Армению и стало полыхать возле нашей военной базы? Я не думаю, что можно к этому относиться как не к своей войне.

21.10.2020 Юрий Нерсесов
Промывка мозгов. Глава чеченского министерства по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров имеет даже больше полномочий, чем у Геббельса. Его ведомство, как видно из названия, выполняет и обязанности, за которые у Гитлера отвечал министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп. К сожалению, таланты Умарова изрядно отстают от его полномочий.

18.10.2020 Эльберд Гаглоев
Война и мир. Получается очень интересная ситуация. Весь этот плавно перетекший в полноценную войну пограничный инцидент оказался неожиданным для всех прямых и косвенных участников конфликта. Можно было бы свести всю проблему к печальному стечению обстоятельств, если бы не последствия, которые ведут к просто тектоническим изменениям положения в регионе.

15.10.2020 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Успешно зачистив местные учебники истории от страниц о массовом предательстве своих соплеменников во время Великой Отечественной войны, крымско-татарские лидеры решили навести орднунг и в других регионах. Начали с Екатеринбурга, где сайт «Накануне» опубликовал статью историка Игоря Пыхалова "За что крымских татар называли пособниками Гитлера и почему им не следует потакать сегодня?"

14.10.2020 Юрий Нерсесов
Дефективный менеджмент. Дмитрий Рогозин подчеркнул, что до приговора суда советник считается невиновным, но о конфликтах, на которые тот натыкался, распространяться не стал. И не зря: оценив самый известный скандал с участием Ивана, поневоле заподозришь в нём если не шпиона, то американского агента влияния. А узнав обстоятельства кончины его отца, тоже Ивана Сафронова, поневоле задумаешься о семейном бизнесе в пользу Госдепа.

9.10.2020 Модест Колеров
Интервью. Спрос на монархизм тесно связан с олигархической системой власти. Тут тебе и климат, и торговля квотами... Не случайно у нас спецпредставитель по климату Сергей Иванов. Фонд климатических дел возглавляет группа Анатолия Чубайса. Это всё очень серьёзно. Монархизм православного олигархического свойства является претензией на диктатуру. Эта претензия никуда не делась.

2.10.2020 Юрий Нерсесов
Война и мир. Едва азербайджанская армия начала наступление в Нагорном Карабахе, Никол Пашинян рванул до Москвы. Где объявил о грядущем установлении с Россией «отношений нового уровня и качества». За Пашиняном пока только красивые, пустые и лживые речи. И пока он не представит нечто более существенное, его война остаётся для России чужой.

1.10.2020 Алексей Рафалович
Щупальца олигархии. Гигантская корпорация, ранее носившая гордое название «Русский алюминий», теперь под надёжным американским контролем, а ее бывший босс понижен до дворецкого. Он очень хочет понравиться новому барину-демократу, однако сам барином уже не станет. Трудно найти более впечатляющий пример российского олигарха, который лез вон из кожи, чтобы стать своим для западных партнёров даже вопреки интересам собственной страны, но остался у разбитого корыта.