АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 7 июня 2023 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Финская война Ататюрка
2007-09-26 Вадим Штепа
Финская война Ататюрка

В предисловии к малоизвестной у нас книге Григория Петрова «Финляндия: страна белых лилий», которая вышла в начале ХХ века, приводятся неожиданные исторические факты:

«Изданная на сербском языке, она была переведена на болгарский, переиздавалась 14 раз, считалась учебником, с которым должен ознакомиться каждый гражданин. Ее перевели на турецкий, и Кемаль Ататюрк, прочтя ее, пришел в такой восторг, что приказал включить ее в программу учебных заведений страны, и особенно армейских училищ. Турецкие офицеры обязательно изучали книгу как руководство к "обновлению жизни" в своей стране».

На первый взгляд, действительно странная параллель… Казалось бы, что общего может быть у Финляндии, стремившейся к независимости от Российской империи, с Болгарией, которая как раз и была освобождена российской армией? И уж тем более – с Турцией, которая сама была экспансивной империей?

Разгадку этого парадокса надо начать указанием на одну широкораспространенную ошибку в отечественной историографии. Все многочисленные войны XVIII-XIX веков в ней привычно именуются «русско-турецкими», хотя их правильно было бы называть по имени враждовавших империй – «российско-османскими». Дело в том, что в Османской империи слово «турок» носило сниженный, почти ругательный оттенок. Османы числили себя защитниками «Блистательной Порты», и все национальные особенности (вспомним формирование янычарского войска из захваченных детей балканских народов) там стирались перед всевластием магометанской «фофудьеносности»…

Фактически турки как нация появились лишь с крушением Османской империи и приходом к власти первого президента Республики Мустафы Кемаля. Который и получил титул «Ататюрк» – «отец турок».

Задача строительства новой, подчеркнуто европейской нации, видимо, и вызвала его особенный интерес к финскому опыту. Ведь Финляндия, как это подробно и проницательно описано в книге Петрова, как раз и прославилась в XIX веке созданием своего нового национального мифа, который разрабатывался в ее интеллектуальных и творческих кругах. Особенно знаменита была этим школа поэта и философа Юхана Снельмана, памятник которому стоит в центре Хельсинки. Причем «национальный миф» не следует воспринимать как некую выдумку – это был живой синтез древних легенд, региональных культур и стремления стать неотъемлемой частью современной, развитой Европы…

Ататюрк навсегда упразднил монархическую, султанскую традицию – и с тех пор в Турции не существует понятия «наследников» или «преемников», но власть избирается на свободных выборах.

Далее, он развернул решительную борьбу за светское общество и государство. Первый президент Турецкой республики напрочь ликвидировал ношение таких религиозных атрибутов, как чалма, феска, паранджа, хиджаб, открыл европейские университеты вместо медресе, изгнал голосистых муэдзинов со стамбульских минаретов… А со знаменитым храмом Святой Софии, за который яростно соперничали христиане и мусульмане, поступил подобно Александру Македонскому с гордиевым узлом – приказал превратить его в музей обеих религий.

Именно с Ататюрка начинается и новая турецкая азбука, построенная на основе латиницы, которая на удивление быстро вошла в массовое употребление и вытеснила навязанную некогда туркам арабскую вязь…

…В сентябре мне довелось провести пару дней в Стамбуле – и, честно сказать, я был весьма удивлен очень европейским обликом этого города, и заодно – рад крушению каких-то былых стереотипов. Достаточно указать, что дамы в хиджабах встречаются на его улицах даже реже, чем в Париже!

Этот космополис на Босфоре ныне, пожалуй, остается главным оплотом светских и республиканских идей Ататюрка. Водители автобусов и такси, владельцы магазинов и офисные клерки охотно вывешивают его портрет в окнах. Недавно здесь прошли миллионные демонстрации против происламского курса нового правительства Гюля-Эрдогана. Очень резкий контраст со стремительной клерикализацией российского общества (о ситуации на Валааме я уже писал на АПН-СЗ). Странно, что у нас Турцию многие еще считают «менее европейской», чем родную Евразию…

Но все же у турков со времен их первого президента армия остается основным гарантом светских основ жизни. Аналог института «военных священников», который продавливается российскими клерикалами, там совершенно невозможен. Не говоря уж об аналоге ОПК – все религиозное образование там решительно вынесено за пределы общеобразовательных школ.

И это – ярчайший критерий появления там новой нации. Османа вековой давности и современного турка практически невозможно сравнить – в отличие от России, в которой напротив ныне «возрождается» религиозно-имперская реакционность начала прошлого века. Словно бы время здесь пошло по замкнутому кругу…

Таков парадоксальный «урок Ататюрка» для нашего оппозиционного сообщества, называющего себя «национально-демократическим» – создавать новую нацию, а не консервировать ветхую империю. Причем эта новая русская нация должна отличаться именно богатством региональных особенностей – ингерманландских, карельских, поморских, уральских, сибирских, поволжских, кубанских… Без этого цветущего многообразия нас ожидает лишь новая имперская унификация. А империи, кстати, как раз и заселяются мусульманскими мигрантами. Урок «второго Рима» видимо, не пошел «третьему» впрок… Мехмет-завоеватель в свое время вовсе не «разрушал» Византийскую империю – но лишь заменил в ней одну идеологическую монополию (православие) на другую (ислам). Так что если не Ататюрк – то превед, Москвабад!

Еще одно любопытное отличие – если нынешнюю Европу исламизируют преимущественно арабские мигранты, то турки со времен Ататюрка совсем не консервативны. Это особо подчеркивает писатель Орхан Памук в заслужившей Нобелевскую премию книге «Стамбул: город воспоминаний», прослеживая в своих соотечественниках «страсть ко всему новому»

Напротив, совершенно нелепо бороться с магометанской экспансией консервативными потугами «защитить православную цивилизацию». Дело в том, что христианство и ислам находятся в одном, авраамическом ценностном поле, и на нем, как давно и справедливо указывал Гейдар Джемаль, ислам выглядит гораздо логичнее и убедительнее. Он спокойно встраивает всех библейских пророков в свою обойму, апеллирует к Корану как непосредственному «богоданному откровению» – взамен «евангельских пересказов», в общем, открывает «прямой путь» для тех, кому близки эти ценности. Неслучайно даже самые крупные европейские традиционалисты, вслед за Рене Геноном, поддались его обаянию… И вполне закономерно, что в условиях нынешней российской клерикализации с трибуны Академии госслужбы раздаются речи об исламе как «третьем Завете» и магометанах как «самых коренных россиянах»… Фофудью фофудьей не перешибить!

Так что главный нынешний (и самый парадоксальный) вопрос, видимо, в том, появится ли у русских свой – светский, республиканский, демократический Ататюрк?

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Эхо истории
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
5.6.2023 Анатолий Кантор
Правильные выборы. По иронии судьбы, в далёком уже 2021 году основным защитником электронных методов определения «волеизъявления», удачно применённых Эллой Александровной в Москве, выступил ни кто иной как нынешний иноагент Алексей Венедиктов, то есть практически – враг. Вот это поворот!

14.5.2023 Анатолий Кантор
Депутатская берлога. После того, как российские «бездумные думцы» решили вопрос «искусственного патриотизма», там (то есть в Госдуме) вознамерились нанести удар по образованию. С инициативой выступила глава комитета ГД по вопросам семьи Нина Останина.

25.4.2023 Сергей Кокорин
Дефективный менеджемнт. Визит Мантурова в Индию показал, что в российском правительстве нет людей, способных в нынешних непростых условиях выстроить грамотную, взаимовыгодную стратегию взаимодействия с нашими партнёрами. Это и понятно, «бюджетную мелочь по карманам тырить» в мирное время было значительно проще.

22.4.2023 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Ярослав поёт: «Солнцем пылая над нами, гордо летая ветрами, с нами вольная земля. Навсегда». Затяни он: «Пусть солнце слепит восхищенный наш взор, под стягом великой весны – мы вместе собрались приветствовать шторм. Грядущим владеть будем мы», – никто бы разницы и не заметил. Так перед нами и вправду нацистская пропаганда?

17.4.2023 Анатолий Кантор
Депутатская берлога. Новые поправки, принятые Госдумой, наталкивают на мысль, что законодатели смогли творчески обобщить украинский опыт, с той лишь разницей, что заменой целой армии украинских военкомов, отлавливающих на улицах призывников, наши законодатели решили сделать «электронные примочки» в активно формируемом последнее время в России электронном концлагере.

13.4.2023 Юрий Нерсесов
Русофобия. Узнав о смерти Багирова, Маргарита Симоньян заголосила так, словно хоронит любимого мужа и подельника по распилу казённых бюджетов Тиграна Кеосаяна. Стоит ли удивляться скорби одной из из первейших пропагандисток «Русского мира» к существу, которое этот мир на своём органе, что между ног, вертело? Ни в коем случае!


10.4.2023 Вячеслав Всеволожский
Стратегия победы. Ничто не мешает нам использовать тактику врага. Бить нужно по элите и её интересам. И если в семейке любителей майданных печенек Коган-Нуланд кто-то наденет траур, мы ведь не будем скорбеть об этом? Если взлетят на воздух газовые СПГ-терминалы Англии и Франции, мы ведь не станем доискиваться, кто сказал кодовую фразу: «Delo sdelano»?

29.3.2023 Дмитрий Соин
Интервью. Сейчас нужен вполне конкретный четкий ультиматум Молдове: если мир на берегах Днестра не будет сохранен, в целях самообороны, сохранения жизни наших граждан, складов с оружием, это повлечёт за собой удары по центрам принятия решений, по силовым структурам Молдовы.

21.2.2023 Сергей Кокорин
Дефективный менеджмент. К вице-премьеру Денису Мантурову удивительным образом никакие санкции «не прилипали». И стоило только Владимиру Путину публично устроить ему выволочку в январе этого года, как в спешном порядке (ровно через 15 дней) США включили Мантурова в свой санкционный список. А что если в этом есть какой-то скрытый смысл?

3.2.2023 Петр Баранов
Святая церковь. Так кто же виноват в том, что церковь все 9 лет молчала, предавала единоверцев, гибнущих под пулями «украинских партнёров», вела переговоры с заклятым врагом православия – Папой, и раз за разом шла на уступки «безбожным» светским властям сопредельного русофобского государства. Кто в этом виноват?