АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Понедельник, 15 сентября 2025 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Финская война Ататюрка
2007-09-26 Вадим Штепа
Финская война Ататюрка

В предисловии к малоизвестной у нас книге Григория Петрова «Финляндия: страна белых лилий», которая вышла в начале ХХ века, приводятся неожиданные исторические факты:

«Изданная на сербском языке, она была переведена на болгарский, переиздавалась 14 раз, считалась учебником, с которым должен ознакомиться каждый гражданин. Ее перевели на турецкий, и Кемаль Ататюрк, прочтя ее, пришел в такой восторг, что приказал включить ее в программу учебных заведений страны, и особенно армейских училищ. Турецкие офицеры обязательно изучали книгу как руководство к "обновлению жизни" в своей стране».

На первый взгляд, действительно странная параллель… Казалось бы, что общего может быть у Финляндии, стремившейся к независимости от Российской империи, с Болгарией, которая как раз и была освобождена российской армией? И уж тем более – с Турцией, которая сама была экспансивной империей?

Разгадку этого парадокса надо начать указанием на одну широкораспространенную ошибку в отечественной историографии. Все многочисленные войны XVIII-XIX веков в ней привычно именуются «русско-турецкими», хотя их правильно было бы называть по имени враждовавших империй – «российско-османскими». Дело в том, что в Османской империи слово «турок» носило сниженный, почти ругательный оттенок. Османы числили себя защитниками «Блистательной Порты», и все национальные особенности (вспомним формирование янычарского войска из захваченных детей балканских народов) там стирались перед всевластием магометанской «фофудьеносности»…

Фактически турки как нация появились лишь с крушением Османской империи и приходом к власти первого президента Республики Мустафы Кемаля. Который и получил титул «Ататюрк» – «отец турок».

Задача строительства новой, подчеркнуто европейской нации, видимо, и вызвала его особенный интерес к финскому опыту. Ведь Финляндия, как это подробно и проницательно описано в книге Петрова, как раз и прославилась в XIX веке созданием своего нового национального мифа, который разрабатывался в ее интеллектуальных и творческих кругах. Особенно знаменита была этим школа поэта и философа Юхана Снельмана, памятник которому стоит в центре Хельсинки. Причем «национальный миф» не следует воспринимать как некую выдумку – это был живой синтез древних легенд, региональных культур и стремления стать неотъемлемой частью современной, развитой Европы…

Ататюрк навсегда упразднил монархическую, султанскую традицию – и с тех пор в Турции не существует понятия «наследников» или «преемников», но власть избирается на свободных выборах.

Далее, он развернул решительную борьбу за светское общество и государство. Первый президент Турецкой республики напрочь ликвидировал ношение таких религиозных атрибутов, как чалма, феска, паранджа, хиджаб, открыл европейские университеты вместо медресе, изгнал голосистых муэдзинов со стамбульских минаретов… А со знаменитым храмом Святой Софии, за который яростно соперничали христиане и мусульмане, поступил подобно Александру Македонскому с гордиевым узлом – приказал превратить его в музей обеих религий.

Именно с Ататюрка начинается и новая турецкая азбука, построенная на основе латиницы, которая на удивление быстро вошла в массовое употребление и вытеснила навязанную некогда туркам арабскую вязь…

…В сентябре мне довелось провести пару дней в Стамбуле – и, честно сказать, я был весьма удивлен очень европейским обликом этого города, и заодно – рад крушению каких-то былых стереотипов. Достаточно указать, что дамы в хиджабах встречаются на его улицах даже реже, чем в Париже!

Этот космополис на Босфоре ныне, пожалуй, остается главным оплотом светских и республиканских идей Ататюрка. Водители автобусов и такси, владельцы магазинов и офисные клерки охотно вывешивают его портрет в окнах. Недавно здесь прошли миллионные демонстрации против происламского курса нового правительства Гюля-Эрдогана. Очень резкий контраст со стремительной клерикализацией российского общества (о ситуации на Валааме я уже писал на АПН-СЗ). Странно, что у нас Турцию многие еще считают «менее европейской», чем родную Евразию…

Но все же у турков со времен их первого президента армия остается основным гарантом светских основ жизни. Аналог института «военных священников», который продавливается российскими клерикалами, там совершенно невозможен. Не говоря уж об аналоге ОПК – все религиозное образование там решительно вынесено за пределы общеобразовательных школ.

И это – ярчайший критерий появления там новой нации. Османа вековой давности и современного турка практически невозможно сравнить – в отличие от России, в которой напротив ныне «возрождается» религиозно-имперская реакционность начала прошлого века. Словно бы время здесь пошло по замкнутому кругу…

Таков парадоксальный «урок Ататюрка» для нашего оппозиционного сообщества, называющего себя «национально-демократическим» – создавать новую нацию, а не консервировать ветхую империю. Причем эта новая русская нация должна отличаться именно богатством региональных особенностей – ингерманландских, карельских, поморских, уральских, сибирских, поволжских, кубанских… Без этого цветущего многообразия нас ожидает лишь новая имперская унификация. А империи, кстати, как раз и заселяются мусульманскими мигрантами. Урок «второго Рима» видимо, не пошел «третьему» впрок… Мехмет-завоеватель в свое время вовсе не «разрушал» Византийскую империю – но лишь заменил в ней одну идеологическую монополию (православие) на другую (ислам). Так что если не Ататюрк – то превед, Москвабад!

Еще одно любопытное отличие – если нынешнюю Европу исламизируют преимущественно арабские мигранты, то турки со времен Ататюрка совсем не консервативны. Это особо подчеркивает писатель Орхан Памук в заслужившей Нобелевскую премию книге «Стамбул: город воспоминаний», прослеживая в своих соотечественниках «страсть ко всему новому»

Напротив, совершенно нелепо бороться с магометанской экспансией консервативными потугами «защитить православную цивилизацию». Дело в том, что христианство и ислам находятся в одном, авраамическом ценностном поле, и на нем, как давно и справедливо указывал Гейдар Джемаль, ислам выглядит гораздо логичнее и убедительнее. Он спокойно встраивает всех библейских пророков в свою обойму, апеллирует к Корану как непосредственному «богоданному откровению» – взамен «евангельских пересказов», в общем, открывает «прямой путь» для тех, кому близки эти ценности. Неслучайно даже самые крупные европейские традиционалисты, вслед за Рене Геноном, поддались его обаянию… И вполне закономерно, что в условиях нынешней российской клерикализации с трибуны Академии госслужбы раздаются речи об исламе как «третьем Завете» и магометанах как «самых коренных россиянах»… Фофудью фофудьей не перешибить!

Так что главный нынешний (и самый парадоксальный) вопрос, видимо, в том, появится ли у русских свой – светский, республиканский, демократический Ататюрк?

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Эхо истории
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
14.9.2025 Дмитрий Селезнев
Война и мир. Профессия огнемётчика в современных войсках предполагает собой стрельбу термобарическими снарядами или ракетами. Но писателю свойственно воображение, работа Урана мне видится по старинке, как будто он, с наполненным керосином железным ранцем за спиной, направляет струи очистительного огня на вражьи укрепы, превращая неонацистов в горящие тряпичные куклы.

7.9.2025 От редакции
Народная Корея. Сегодня Пхеньян превратился в более красивый и великолепный город по грандиозному замыслу Ким Чен Ына о строительстве столицы. Пхеньян – не только гнездо счастливой и цивилизованной жизни народа, он и впредь будет менять свой облик к лучшему, демонстрируя новую цивилизацию социалистической Кореи во всей красе.

5.9.2025 Юрий Нерсесов
ЖЗЛ. Протопресвитер не давал пощады трусам и бездельникам в рясах. При жизни Г.И. Шавельского его идеи показались слишком революционными и в Российской империи, и в сражавшейся против большевиков Добровольческой армии, где отец Георгий также возглавлял военное духовенство, и даже в белой эмиграции.

3.9.2025 Андрей Дмитриев
Эхо истории. Грандиозный парад, прошедший сегодня в Пекине с участием Си Цзиньпина, Владимира Путина, Ким Чен Ына и ещё более 20 глав государств, - зрелище редкое. Есть повод вспомнить некоторые эпизоды о том, как развивались отношения СССР и Китая от помощи и дружбы до открытой вражды.

25.8.2025 Андрей Дмитриев
ЖЗЛ. В древнюю столицу Хюэ прибыла делегация Национального комитета освобождения. Над дворцом был спущен желто-полосатый флаг и поднят красный с желтой звездой. Бао Дай в парадном платье зачитал текст отречения и передал символы власти – золотую печать и династический меч.

20.8.2025 Юрий Нерсесов
Война и мир. Давайте помечтаем и представим вполне оптимистичное завершение спецоперации. Россия получает до сих пор оккупированную Украиной территорию ДНР со Славянском и Краматорском. И Херсон, который удерживала в марте-ноябре 2022-го.

20.8.2025 Юрий Нерсесов
Литература. Мало я тебя лупила, сучка белобрысая! Ох, мало! Думала, сдохнешь, так оклемалась, паскудина, и над больной женщиной издевается! Ничего, вот Вася приедет, всё ему расскажу! Уж он-то тебя, стерву, приголубит! Матку наизнанку вывернет!

16.8.2025 Петр Баранов
Литература. Что, если бы роман про Жеглова и Шарапова вместо братьев Вайнеров написал Фёдор Михайлович Достоевский? И как выглядел бы снятый по нему фильм «Место встречи изменить нельзя»?

16.8.2025 Андрей Дмитриев
Эхо истории. Ультиматум Молотова был выдвинут 26-ого июня. На следующий день Коронный совет Румынии большинством голосов принял решение подчиниться требованиям СССР. Сосредоточенная возле границы ударная группировка РККА под руководством Георгия Жукова перешла Днестр.

11.8.2025 Юрий Нерсесов
Национал-предатели. Недостойная дочь талантливого советского историка Натана Эйдельмана решила переписать прошлые события в зоне боевых действий. Однако в итоге Тамара Натановна выпорола саму себя.