АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Вторник, 3 октября 2023 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
«Груз-2007»
2007-10-09 Евгений Полонский
«Груз-2007»

Apocalypse now. 1984 год, последний год перед началом конца советской цивилизации, был на самом деле годом Апокалипсиса. И в 2007-м, несмотря на всю позолоченную мишуру путинской стабильности, уже различимы контуры будущих потрясений.

Равнодушным «Груз-200» уж точно никого не оставляет. Когда я посмотрел его в первый раз, то сюжет у меня вызвал возмущение. История маньяка-мента, насилующего посреди бела дня в своей квартире дочку секретаря райкома, показалась, мягко скажем, слегка надуманной. Подумал - неужели Балабанов занимается политической конъюнктурой, стремясь очернить память о советской жизни в угоду нынешним антисоветским властям и элите? Смущало лишь то, что раньше он всегда обращался к проблемам современности, и с чего бы это сейчас его заинтересовало застойное время? Какая-то тут неувязка. Пытаясь ответить на этот вопрос, посмотрел фильм ещё раз. И тогда понял.

Картина пронизана ощущением конца эпохи, её распада, надвигающейся катастрофы. Она апокалиптична. Это объясняет и символизм даты выбранной Балабановым - 1984 год. С одной стороны, он обращается к оруэлловскому «1984». С другой - 1984 год, последний год перед началом конца советской цивилизации, был на самом деле годом Апокалипсиса. Но ведь 2007-ой, когда «Груз» вышел на экран, тоже год перелома, конца эпохи. И, несмотря на всю позолоченную мишуру путинской стабильности, уже различимы контуры будущих потрясений.

Итак, у Балабанова прослеживается чёткая связь - оруэлловский 1984 - 1984 в СССР - 2007 в РФ, как звенья единой цепи. Цепи Апокалипсиса. Но в таком случае «Груз -200» оказывается уже не психологическим триллером, не фильмом о застое и сексуальном маньяке, а своеобразным зашифрованным посланием, интеллектуальным лабиринтом, истинный смысл которого лежит за пределом конкретики его сюжета. Это картина не о СССР, а о нашем времени, о России 2007 года. Она иносказательна, за каждой её сюжетной линией стоит масса намёков и ассоциаций, у каждого персонажа имеется определённая символическая нагрузка. Однако являясь цельным, хорошо сделанным произведением, фильм вполне доступен расшифровке. А чтобы понять скрытое значение его смыслов, необходимо проанализировать символизм каждого персонажа в отдельности.

Итак, Анжела, главная героиня - молодая девушка, будущая жертва - символ России. Её отец - секретарь райкома - это КПСС, уходящая партийная власть. Сергей символизирует новый нарождающийся класс «новых русских», Алексей, напротив, есть индивидуализированный образ русского народа - мечтателя и анархиста. Фильм построен, как история путешествия Анжелы - России. Причём путешествие надо понимать в виде движения во времени. Оно начинается уходом от отца - компартии. На дворе заря перестройки и Россия хочет свободы. После неудавшегося романа с «новыми русскими» (Сергей), она попадает во власть инфернального капитана милиции Журова. Это центральный персонаж фильма, силовик - олицетворение власти, а конкретно - сегодняшней власти. Он эффективный работник, подчинённые его слушают беспрекословно. При этом, совершенно безжалостен, а мотивы его поступков также трудно воспринимаемы исходя из норм человеческой морали, как мотивы ВВП и Ко. В его поведении проступают контуры чистого, метафизического зла. В Журове Балабанов зашифровал не просто Власть, а самого ВВП. Об этом говорит и его внешность, и поведение. Такой же холодный, лишённый всякой рефлексии, даже малейшего намёка на доброту. Вылитый близнец Путина - невысокий, худощавый, с бесцветным голосом и ледяными глазами. К тому же родом из города Ленинска! Слишком много аналогий, чтобы это было случайным. С Россией-Анжелой, Журов-Путин ведёт себя как маньяк, сковывает её наручниками, спаивает, насилует. Правда не сам насилует, а уголовника подсовывает. В этом эпизоде Балабанов, кстати, тонко показывает как связь нынешней власти силовиков-путинцев с криминалом, так и её выхолощенность и бесплодность. Он уничтожает русский народ - с его подачи расстреляли Алексея.

В целом, взгляд на современное положение дел у Балабанова предельно критичен. Всё в картине пропитано разложением, гнилью, всё беспросветно. Важна, на мой взгляд, для понимания фраза, которую произносит старуха, мать Журова: « Мухи у нас». Известно, что в мифологии самых разных народов муха - символ нечистоты, носительница зла, воплощение сил нижнего мира демонов. Этой фразой чётко определено нынешнее положение страны и общества - мы в нижнем мире, в Аду. А роящиеся мухи это сонмы демонов, беснующихся в России.

Где же выход? Балабанов вроде бы показывает его сценой убийства Журова. Только насильственное действие, только уничтожение нынешней власти способно прервать бесконечно омерзительную агонию. Это революция, или вернее беспощадный бунт, изображенный в образе русской женщины с ружьём - очень яркий и точный образ. Она мстит за убитый русский народ и уничтожает силовика из города Ленина. Но, будучи социальным пессимистом, Балабанов не мог закончить свою картину хэппи-эндом. И его революция, совершив акт социальной мести, уходит, бросив Россию посреди гниющих трупов. Итак, в итоге, выхода нет. Что же в сухом остатке? Предупреждение о грядущей катастрофе? Призыв к оружию? Как бы там ни было, Балабанов чётко говорит - сегодняшняя ситуация в России нестерпима. Вина за это лежит на нас всех, и только от нас зависит, будет ли и дальше Россия под властью маньяков-силовиков, или освободится и станет по-настоящему Другой.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Apocalypse now
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
30.9.2023 Павел Губарев
Литература. Прорвав фронт, противник немедленно забросил к нам в тыл высокомобильные группы спецназа и передовые отряды на колесных броневиках и «хаммерах». Помните, как красная кавалерия входила в прорывы и громила тылы и белых, и поляков? Или как немцы терроризировали нас такими же рейдами в глубину силами танковых дивизий? Нечто подобное случилось и здесь.

27.9.2023 Юрий Нерсесов
Пропагандоны. Сейчас Сергей Мардан регулярно светится на «Соловьёв.Лайф» и, подобно хозяину, обличает фашизм. Само собой обожаемого Соловьёвым первого в мире фашистского диктатора Бенито Муссолини он не трогает. Главная мишень - внезапно Индия и её премьер-министр Нарендра Моди.

7.9.2023 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Собственно посыл фильма именно такой: добрые белые господа из Европы просто не понимают, что в России живут хорошие негры, а на Украине плохие негры! Но если им всё хорошо разъяснить, хотя бы с помощью таких фильмов – они обязательно поймут! И тогда перестанут посылать плохим неграм железных птиц, плюющихся огнём, и прочие страшные штуки.

23.8.2023 Юрий Нерсесов
Деградация. Пытаясь замазать гибель «Луны-25» провалами СССР и других стран, подкремлёвский агитпроп не смог предъявить успехов России в дальнем космосе – потому что их нет.

31.7.2023 Юрий Нерсесов
Деградация. Завывая о российской угрозе Европе, Порошенко и Зеленский маскируют западные планы ликвидации России и стремятся поучаствовать в них с выгодой для себя. Однако внутренне они не противоречивы. В отличие от спича Захаровой, которая, собезьянничав у киевских гетманов, заменила Европу Африкой.

13.7.2023 Павел Губарев
Интервью. Председатель Клуба рассерженных патриотов Павел Губарев - о пригожинском мятеже, перспективах Клуба рассерженных патриотов, практике "мясных штурмов" на фронте, судьбе Шойгу с Герасимовым и возможном грядущем перемирии.

12.7.2023 Вячеслав Всеволожский
Дефективный менеджмент. Игрища «потерявшей берега» власти с обесцениванием денег имеют свой предел. Одно дело - грабить беззащитных стариков путем монетизации их льгот и последующего ускоренного обесценивания рубля. Другое - когда так же начинают кидать собственную армию.

11.7.2023 Юрий Нерсесов
Полицейское государство. Литературный магазин «Листва» и партия «Другая Россия Э.В. Лимонова» сильно задолжали питерской полиции. Старательно срывая встречу с бывшим министром обороны ДНР Игорем Стрелковым, стражи порядка распиарили её на весь мир, но в итоге сорвать так и не смогли.

8.7.2023 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Генеральным директором ТАСС назначен Андрей Кондрашов, ставший известным благодаря фильму «Крым. Путь на родину», где история воссоединения полуострова с Россией была зачищена от неугодных начальству персонажей и эпизодов.

5.7.2023 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Всё закономерно: в 1813 году в Зимнем дворце царствовал христианский император – и война шла под иконами и хоругвями. В 1943-м в Кремле правил коммунистический вождь – и Великая Отечественная гремела под красным знаменем. В 2023-м народ вдохновляют на спецоперацию с помощью сумеречных ведьм обоего пола. Какова власть – таково и духовное напутствие.