АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 8 июля 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
«Груз-2007»
2007-10-09 Евгений Полонский
«Груз-2007»

Apocalypse now. 1984 год, последний год перед началом конца советской цивилизации, был на самом деле годом Апокалипсиса. И в 2007-м, несмотря на всю позолоченную мишуру путинской стабильности, уже различимы контуры будущих потрясений.

Равнодушным «Груз-200» уж точно никого не оставляет. Когда я посмотрел его в первый раз, то сюжет у меня вызвал возмущение. История маньяка-мента, насилующего посреди бела дня в своей квартире дочку секретаря райкома, показалась, мягко скажем, слегка надуманной. Подумал - неужели Балабанов занимается политической конъюнктурой, стремясь очернить память о советской жизни в угоду нынешним антисоветским властям и элите? Смущало лишь то, что раньше он всегда обращался к проблемам современности, и с чего бы это сейчас его заинтересовало застойное время? Какая-то тут неувязка. Пытаясь ответить на этот вопрос, посмотрел фильм ещё раз. И тогда понял.

Картина пронизана ощущением конца эпохи, её распада, надвигающейся катастрофы. Она апокалиптична. Это объясняет и символизм даты выбранной Балабановым - 1984 год. С одной стороны, он обращается к оруэлловскому «1984». С другой - 1984 год, последний год перед началом конца советской цивилизации, был на самом деле годом Апокалипсиса. Но ведь 2007-ой, когда «Груз» вышел на экран, тоже год перелома, конца эпохи. И, несмотря на всю позолоченную мишуру путинской стабильности, уже различимы контуры будущих потрясений.

Итак, у Балабанова прослеживается чёткая связь - оруэлловский 1984 - 1984 в СССР - 2007 в РФ, как звенья единой цепи. Цепи Апокалипсиса. Но в таком случае «Груз -200» оказывается уже не психологическим триллером, не фильмом о застое и сексуальном маньяке, а своеобразным зашифрованным посланием, интеллектуальным лабиринтом, истинный смысл которого лежит за пределом конкретики его сюжета. Это картина не о СССР, а о нашем времени, о России 2007 года. Она иносказательна, за каждой её сюжетной линией стоит масса намёков и ассоциаций, у каждого персонажа имеется определённая символическая нагрузка. Однако являясь цельным, хорошо сделанным произведением, фильм вполне доступен расшифровке. А чтобы понять скрытое значение его смыслов, необходимо проанализировать символизм каждого персонажа в отдельности.

Итак, Анжела, главная героиня - молодая девушка, будущая жертва - символ России. Её отец - секретарь райкома - это КПСС, уходящая партийная власть. Сергей символизирует новый нарождающийся класс «новых русских», Алексей, напротив, есть индивидуализированный образ русского народа - мечтателя и анархиста. Фильм построен, как история путешествия Анжелы - России. Причём путешествие надо понимать в виде движения во времени. Оно начинается уходом от отца - компартии. На дворе заря перестройки и Россия хочет свободы. После неудавшегося романа с «новыми русскими» (Сергей), она попадает во власть инфернального капитана милиции Журова. Это центральный персонаж фильма, силовик - олицетворение власти, а конкретно - сегодняшней власти. Он эффективный работник, подчинённые его слушают беспрекословно. При этом, совершенно безжалостен, а мотивы его поступков также трудно воспринимаемы исходя из норм человеческой морали, как мотивы ВВП и Ко. В его поведении проступают контуры чистого, метафизического зла. В Журове Балабанов зашифровал не просто Власть, а самого ВВП. Об этом говорит и его внешность, и поведение. Такой же холодный, лишённый всякой рефлексии, даже малейшего намёка на доброту. Вылитый близнец Путина - невысокий, худощавый, с бесцветным голосом и ледяными глазами. К тому же родом из города Ленинска! Слишком много аналогий, чтобы это было случайным. С Россией-Анжелой, Журов-Путин ведёт себя как маньяк, сковывает её наручниками, спаивает, насилует. Правда не сам насилует, а уголовника подсовывает. В этом эпизоде Балабанов, кстати, тонко показывает как связь нынешней власти силовиков-путинцев с криминалом, так и её выхолощенность и бесплодность. Он уничтожает русский народ - с его подачи расстреляли Алексея.

В целом, взгляд на современное положение дел у Балабанова предельно критичен. Всё в картине пропитано разложением, гнилью, всё беспросветно. Важна, на мой взгляд, для понимания фраза, которую произносит старуха, мать Журова: « Мухи у нас». Известно, что в мифологии самых разных народов муха - символ нечистоты, носительница зла, воплощение сил нижнего мира демонов. Этой фразой чётко определено нынешнее положение страны и общества - мы в нижнем мире, в Аду. А роящиеся мухи это сонмы демонов, беснующихся в России.

Где же выход? Балабанов вроде бы показывает его сценой убийства Журова. Только насильственное действие, только уничтожение нынешней власти способно прервать бесконечно омерзительную агонию. Это революция, или вернее беспощадный бунт, изображенный в образе русской женщины с ружьём - очень яркий и точный образ. Она мстит за убитый русский народ и уничтожает силовика из города Ленина. Но, будучи социальным пессимистом, Балабанов не мог закончить свою картину хэппи-эндом. И его революция, совершив акт социальной мести, уходит, бросив Россию посреди гниющих трупов. Итак, в итоге, выхода нет. Что же в сухом остатке? Предупреждение о грядущей катастрофе? Призыв к оружию? Как бы там ни было, Балабанов чётко говорит - сегодняшняя ситуация в России нестерпима. Вина за это лежит на нас всех, и только от нас зависит, будет ли и дальше Россия под властью маньяков-силовиков, или освободится и станет по-настоящему Другой.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Apocalypse now
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
8.7.2020 Андрей Дмитриев
Расследование. Помощника капитана Юрия Скока «выживают» с учебного парусного судна судна «Юный Балтиец». Он подает к руководству иск о защите чести и достоинства. Неужели причиной стала готовящаяся к выходу книга о прошлых деяниях двух Владимиров Владимировичей – президента Путина и вице-губернатора Кириллова?

7.7.2020 Юрий Нерсесов
Щупальца олигархии. Британский философ Сэмюэль Джонсон назвал патриотизм последним прибежищем негодяя, имея в виду дельцов, прикрывающих свои гешефты патриотической демагогией. Похоже, некоторые отставные подруги олигархов идут тем же путём.

29.6.2020 Юрий Нерсесов
Эхо истории. С присоединением Крыма РВИО особенно охотно рожает монстров в области его истории. От больших и вонючих, как фильм Первого канала «Нулевая мировая война», который я разбирал два года назад. До маленьких и бесцветных, типа статьи «Балаклавская битва», опубликованной на сайте РВИО в нынешнем году. Переврано в ней всё возможное, причём по-разному.

26.6.2020 Сергей Лебедев
Apocalypse now. Что ж, в истории уже были примеры вырождения и гибели в результате гедонизма целых цивилизаций. Можно вспомнить классический пример Римской империи, В конце концов Римская цивилизация была сметена нашествием варваров, американской сильно везёт, что рядом с ней сильных варварских государств нет, но горит она всё равно красиво. Goodbye America, O!

23.6.2020 Юрий Нерсесов
Щупальца олигархии. О дружбе либерального вице-премьера и любителя шахмат Аркадия Дворковича с православно-консервативным министром сельского хозяйства и покровителем казачества Александром Ткачёвым россияне узнали уже после их отставки. Караоке с «Ах судьба моя, судьба!» Надежды Кадышевой в бизнес-джете вышло чрезвычайно задушевное. Но не придётся ли певцам исполнить «Таганку» или «Владимирский централ» в куда менее комфортном месте?

22.6.2020 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. Типа патриотических чучелок из "Единой России" продемонстрировали западной публике в качестве злобных империалистов и фашистов. Затем показали, что для Путина в отличие от подобного зверья осуждение «секретных протоколов» сомнению не подлежит. И напомнили: только действующий президент может держать дрессированных мишек на коротком поводке и загонять пинком в конуру.

15.6.2020 Юрий Нерсесов
Война и мир. Сверхдержавы будут делить мир, пока существует человечество. Независимо от того, кто эти сверхдержавы возглавляет: благословлённые церковью монархи, революционные диктаторы или демократически избранные премьеры. Если же вашу страну призывают покаяться в чудовищном преступлении, значит, делить на сферы готовятся её саму.

15.6.2020 Андрей Дмитриев
Эхо истории. Столичная подземка стала одним из ключевых проектов сталинской эпохи, а спустя десятилетия - и московской мэрии, которая в минувшем году получила контроль над основным пакетом акций АО «Мосметрострой». Разберемся на данном примере в разнице подходов и приоритетов сталинских выдвиженцев и путинских "эффективных менеджеров".

11.6.2020 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Шугалею сильно повезло, что создатели фильма о нём не столь талантливы, как адвокат из рассказа Тэффи. В противном случае узника, скорее всего, запытали бы до смерти, пытаясь выяснить, где находятся мифические атомные бомбы семьи Каддафи.

29.5.2020 Юрий Нерсесов
Властители дум. Главред журнала «Дилетант» Виталий Дымарский, редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов и их команда не пропадут, даже если «Газпром» отлучит их от своей щедрой груди. Хорошие моэли, то есть специалисты по обрезанию, в российских синагогах на вес золота. Православно-монархический канал «Царьград-ТВ» Константина Малофеева вроде бы идейно далёк от них, но действует точно так же.