АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Суббота, 19 октября 2019 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
«Груз-2007»
2007-10-09 Евгений Полонский
«Груз-2007»

Apocalypse now. 1984 год, последний год перед началом конца советской цивилизации, был на самом деле годом Апокалипсиса. И в 2007-м, несмотря на всю позолоченную мишуру путинской стабильности, уже различимы контуры будущих потрясений.

Равнодушным «Груз-200» уж точно никого не оставляет. Когда я посмотрел его в первый раз, то сюжет у меня вызвал возмущение. История маньяка-мента, насилующего посреди бела дня в своей квартире дочку секретаря райкома, показалась, мягко скажем, слегка надуманной. Подумал - неужели Балабанов занимается политической конъюнктурой, стремясь очернить память о советской жизни в угоду нынешним антисоветским властям и элите? Смущало лишь то, что раньше он всегда обращался к проблемам современности, и с чего бы это сейчас его заинтересовало застойное время? Какая-то тут неувязка. Пытаясь ответить на этот вопрос, посмотрел фильм ещё раз. И тогда понял.

Картина пронизана ощущением конца эпохи, её распада, надвигающейся катастрофы. Она апокалиптична. Это объясняет и символизм даты выбранной Балабановым - 1984 год. С одной стороны, он обращается к оруэлловскому «1984». С другой - 1984 год, последний год перед началом конца советской цивилизации, был на самом деле годом Апокалипсиса. Но ведь 2007-ой, когда «Груз» вышел на экран, тоже год перелома, конца эпохи. И, несмотря на всю позолоченную мишуру путинской стабильности, уже различимы контуры будущих потрясений.

Итак, у Балабанова прослеживается чёткая связь - оруэлловский 1984 - 1984 в СССР - 2007 в РФ, как звенья единой цепи. Цепи Апокалипсиса. Но в таком случае «Груз -200» оказывается уже не психологическим триллером, не фильмом о застое и сексуальном маньяке, а своеобразным зашифрованным посланием, интеллектуальным лабиринтом, истинный смысл которого лежит за пределом конкретики его сюжета. Это картина не о СССР, а о нашем времени, о России 2007 года. Она иносказательна, за каждой её сюжетной линией стоит масса намёков и ассоциаций, у каждого персонажа имеется определённая символическая нагрузка. Однако являясь цельным, хорошо сделанным произведением, фильм вполне доступен расшифровке. А чтобы понять скрытое значение его смыслов, необходимо проанализировать символизм каждого персонажа в отдельности.

Итак, Анжела, главная героиня - молодая девушка, будущая жертва - символ России. Её отец - секретарь райкома - это КПСС, уходящая партийная власть. Сергей символизирует новый нарождающийся класс «новых русских», Алексей, напротив, есть индивидуализированный образ русского народа - мечтателя и анархиста. Фильм построен, как история путешествия Анжелы - России. Причём путешествие надо понимать в виде движения во времени. Оно начинается уходом от отца - компартии. На дворе заря перестройки и Россия хочет свободы. После неудавшегося романа с «новыми русскими» (Сергей), она попадает во власть инфернального капитана милиции Журова. Это центральный персонаж фильма, силовик - олицетворение власти, а конкретно - сегодняшней власти. Он эффективный работник, подчинённые его слушают беспрекословно. При этом, совершенно безжалостен, а мотивы его поступков также трудно воспринимаемы исходя из норм человеческой морали, как мотивы ВВП и Ко. В его поведении проступают контуры чистого, метафизического зла. В Журове Балабанов зашифровал не просто Власть, а самого ВВП. Об этом говорит и его внешность, и поведение. Такой же холодный, лишённый всякой рефлексии, даже малейшего намёка на доброту. Вылитый близнец Путина - невысокий, худощавый, с бесцветным голосом и ледяными глазами. К тому же родом из города Ленинска! Слишком много аналогий, чтобы это было случайным. С Россией-Анжелой, Журов-Путин ведёт себя как маньяк, сковывает её наручниками, спаивает, насилует. Правда не сам насилует, а уголовника подсовывает. В этом эпизоде Балабанов, кстати, тонко показывает как связь нынешней власти силовиков-путинцев с криминалом, так и её выхолощенность и бесплодность. Он уничтожает русский народ - с его подачи расстреляли Алексея.

В целом, взгляд на современное положение дел у Балабанова предельно критичен. Всё в картине пропитано разложением, гнилью, всё беспросветно. Важна, на мой взгляд, для понимания фраза, которую произносит старуха, мать Журова: « Мухи у нас». Известно, что в мифологии самых разных народов муха - символ нечистоты, носительница зла, воплощение сил нижнего мира демонов. Этой фразой чётко определено нынешнее положение страны и общества - мы в нижнем мире, в Аду. А роящиеся мухи это сонмы демонов, беснующихся в России.

Где же выход? Балабанов вроде бы показывает его сценой убийства Журова. Только насильственное действие, только уничтожение нынешней власти способно прервать бесконечно омерзительную агонию. Это революция, или вернее беспощадный бунт, изображенный в образе русской женщины с ружьём - очень яркий и точный образ. Она мстит за убитый русский народ и уничтожает силовика из города Ленина. Но, будучи социальным пессимистом, Балабанов не мог закончить свою картину хэппи-эндом. И его революция, совершив акт социальной мести, уходит, бросив Россию посреди гниющих трупов. Итак, в итоге, выхода нет. Что же в сухом остатке? Предупреждение о грядущей катастрофе? Призыв к оружию? Как бы там ни было, Балабанов чётко говорит - сегодняшняя ситуация в России нестерпима. Вина за это лежит на нас всех, и только от нас зависит, будет ли и дальше Россия под властью маньяков-силовиков, или освободится и станет по-настоящему Другой.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Apocalypse now
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
18.10.2019 Андрей Дмитриев
Правильные выборы. Выборы в МСУ привели к обновлению, омоложению, большей оппозиционности депутатского корпуса и породили необычные конфликты. Самые курьёзные сюжеты – цугцванг с невозможностью избрать глав в «Смольнинском» и «Невском округе», купчинские разборки в «Партии Роста», гей-скандал в «Литейном округе».

16.10.2019 Юрий Нерсесов
Реваншизм. Вместо убранной со Шпалерной улицы мемориальной доски главнокомандующего финской армией и участника блокады Ленинграда маршала Карла Маннергейма, в нашем городе может появиться целый музей. Хочу предложить для него экспонаты, которые отсутствуют в музее Маннергейма в Хельсинки, но без сомнения достойны внимания посетителей.

11.10.2019 От редакции
Новороссия. В последние недели много говорят об урегулировании в Донбассе в соответствии с формулой Штайнмайера. "АПН Северо-Запад" решило поинтересоваться мнением известных людей, защищающих Новороссию с оружием в руках и занимающих при этом независимую от властей ЛДНР политическую позицию.

10.10.2019 Дарья Митина
Интервью. Один из организаторов Форума Сергей Брилёв начал задавать кубинцам вопросы в духе, а не хватит ли вам гнаться за социалистическими революционными мантрами, мол, СССР уже нет, покупайте джинсы, живите как нормальная страна. Ответил ему профессор из Гаваны: "Мы живы благодаря революции и тому, что она сделала для людей".

3.10.2019 Андрей Дмитриев
Полицейское государство. Фигуранты дел о московских протестах Алексей Миняйло и Павел Устинов освобождены. Это признак перемен или игры властей с обществом в кошки-мышки? Разбираемся в ситуации с депутатом Госдумы Сергеем Шаргуновым, внесшим законопроект о смягчении ст. 212 УК РФ за неоднократное участие в несанкционированных акциях.

22.9.2019 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Костюшко уже который десяток лет не могут поделить между собой поляки и прозападно настроенные белорусы. И те и другие славят его как борца с Россией, но не могут договориться, за что именно генерал бился. За единую Великую Польшу? Или всё же за присутствие в ней самостийного Великого Княжества Литовского в границах современных Литвы и Белоруссии?

20.9.2019 Юрий Нерсесов
Их нравы. Дело Устинова показало, что для Фёдорова, Клинцевича, Вассермана и журналистов от ФАН отдельный россиянин меньше, чем грязь под ногами. Даже если над кроватью висит портрет Путина с георгиевской ленточкой и часть скромной зарплаты тратится на лекарства для Донецка, будь готов прочесть, что ты американский шпион, наркоман и педофил, тащащий в койку собственных детей.

14.9.2019 Андрей Дмитриев
Credo. Классик отечественной литературы Андрей Платонов, 120 лет со дня рождения которого отмечается в эти дни, в середине 1930-х вдохновлялся личностью наркома путей сообщения Лазаря Кагановича и даже хотел писать о нём роман. Чем привлекал его железный Лазарь и почему замысел не был реализован?

14.9.2019 Ян Рулевский
Интервью. Нельзя забывать и об историческом проклятии Польши – находиться между германским и российским империализмами. Пилсудский хотел устоять перед ними. Россия, красная или белая, представляла опасность для нас, и маршал хотел сделать её поменьше за счёт создания самостоятельных республик. В то время как Путин не хочет независимости соседей. Он желает, чтобы они были как Финляндия при Брежневе, но у Польши другие амбиции.

10.9.2019 Андрей Дмитриев
Правильные выборы. Александр Беглов будет обладать наименьшей легитимностью среди прочих градоначальников Северной столицы за последние 30 лет. Владимир Бортко утопил левые иллюзии. Либеральная оппозиция провалилась с «умным голосованием». Правда ли, что на губернаторских выборах в Петербурге проиграли все?