АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Четверг, 3 декабря 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
«Груз-2007»
2007-10-09 Евгений Полонский
«Груз-2007»

Apocalypse now. 1984 год, последний год перед началом конца советской цивилизации, был на самом деле годом Апокалипсиса. И в 2007-м, несмотря на всю позолоченную мишуру путинской стабильности, уже различимы контуры будущих потрясений.

Равнодушным «Груз-200» уж точно никого не оставляет. Когда я посмотрел его в первый раз, то сюжет у меня вызвал возмущение. История маньяка-мента, насилующего посреди бела дня в своей квартире дочку секретаря райкома, показалась, мягко скажем, слегка надуманной. Подумал - неужели Балабанов занимается политической конъюнктурой, стремясь очернить память о советской жизни в угоду нынешним антисоветским властям и элите? Смущало лишь то, что раньше он всегда обращался к проблемам современности, и с чего бы это сейчас его заинтересовало застойное время? Какая-то тут неувязка. Пытаясь ответить на этот вопрос, посмотрел фильм ещё раз. И тогда понял.

Картина пронизана ощущением конца эпохи, её распада, надвигающейся катастрофы. Она апокалиптична. Это объясняет и символизм даты выбранной Балабановым - 1984 год. С одной стороны, он обращается к оруэлловскому «1984». С другой - 1984 год, последний год перед началом конца советской цивилизации, был на самом деле годом Апокалипсиса. Но ведь 2007-ой, когда «Груз» вышел на экран, тоже год перелома, конца эпохи. И, несмотря на всю позолоченную мишуру путинской стабильности, уже различимы контуры будущих потрясений.

Итак, у Балабанова прослеживается чёткая связь - оруэлловский 1984 - 1984 в СССР - 2007 в РФ, как звенья единой цепи. Цепи Апокалипсиса. Но в таком случае «Груз -200» оказывается уже не психологическим триллером, не фильмом о застое и сексуальном маньяке, а своеобразным зашифрованным посланием, интеллектуальным лабиринтом, истинный смысл которого лежит за пределом конкретики его сюжета. Это картина не о СССР, а о нашем времени, о России 2007 года. Она иносказательна, за каждой её сюжетной линией стоит масса намёков и ассоциаций, у каждого персонажа имеется определённая символическая нагрузка. Однако являясь цельным, хорошо сделанным произведением, фильм вполне доступен расшифровке. А чтобы понять скрытое значение его смыслов, необходимо проанализировать символизм каждого персонажа в отдельности.

Итак, Анжела, главная героиня - молодая девушка, будущая жертва - символ России. Её отец - секретарь райкома - это КПСС, уходящая партийная власть. Сергей символизирует новый нарождающийся класс «новых русских», Алексей, напротив, есть индивидуализированный образ русского народа - мечтателя и анархиста. Фильм построен, как история путешествия Анжелы - России. Причём путешествие надо понимать в виде движения во времени. Оно начинается уходом от отца - компартии. На дворе заря перестройки и Россия хочет свободы. После неудавшегося романа с «новыми русскими» (Сергей), она попадает во власть инфернального капитана милиции Журова. Это центральный персонаж фильма, силовик - олицетворение власти, а конкретно - сегодняшней власти. Он эффективный работник, подчинённые его слушают беспрекословно. При этом, совершенно безжалостен, а мотивы его поступков также трудно воспринимаемы исходя из норм человеческой морали, как мотивы ВВП и Ко. В его поведении проступают контуры чистого, метафизического зла. В Журове Балабанов зашифровал не просто Власть, а самого ВВП. Об этом говорит и его внешность, и поведение. Такой же холодный, лишённый всякой рефлексии, даже малейшего намёка на доброту. Вылитый близнец Путина - невысокий, худощавый, с бесцветным голосом и ледяными глазами. К тому же родом из города Ленинска! Слишком много аналогий, чтобы это было случайным. С Россией-Анжелой, Журов-Путин ведёт себя как маньяк, сковывает её наручниками, спаивает, насилует. Правда не сам насилует, а уголовника подсовывает. В этом эпизоде Балабанов, кстати, тонко показывает как связь нынешней власти силовиков-путинцев с криминалом, так и её выхолощенность и бесплодность. Он уничтожает русский народ - с его подачи расстреляли Алексея.

В целом, взгляд на современное положение дел у Балабанова предельно критичен. Всё в картине пропитано разложением, гнилью, всё беспросветно. Важна, на мой взгляд, для понимания фраза, которую произносит старуха, мать Журова: « Мухи у нас». Известно, что в мифологии самых разных народов муха - символ нечистоты, носительница зла, воплощение сил нижнего мира демонов. Этой фразой чётко определено нынешнее положение страны и общества - мы в нижнем мире, в Аду. А роящиеся мухи это сонмы демонов, беснующихся в России.

Где же выход? Балабанов вроде бы показывает его сценой убийства Журова. Только насильственное действие, только уничтожение нынешней власти способно прервать бесконечно омерзительную агонию. Это революция, или вернее беспощадный бунт, изображенный в образе русской женщины с ружьём - очень яркий и точный образ. Она мстит за убитый русский народ и уничтожает силовика из города Ленина. Но, будучи социальным пессимистом, Балабанов не мог закончить свою картину хэппи-эндом. И его революция, совершив акт социальной мести, уходит, бросив Россию посреди гниющих трупов. Итак, в итоге, выхода нет. Что же в сухом остатке? Предупреждение о грядущей катастрофе? Призыв к оружию? Как бы там ни было, Балабанов чётко говорит - сегодняшняя ситуация в России нестерпима. Вина за это лежит на нас всех, и только от нас зависит, будет ли и дальше Россия под властью маньяков-силовиков, или освободится и станет по-настоящему Другой.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Apocalypse now
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
3.12.2020 Павел Ковригин
Рецензия. Книга «Боевая экология» экономиста Саида Гафурова и бывшего коммунистического депутата Государственной Думы Дарьи Митиной посвящена современным «регрессорам». Точнее, одному из их главных орудий — крупнейшим экологическим организациям, включая знаменитый Greenpeace. Парадоксальным образом Гафуров и Митина обнаруживают общие идеологические источники у экологов и фашистов.

1.12.2020 Эльберд Гаглоев
Война и мир. Ни у одного из участников нет ни одного однозначного бонуса, вот обязательно какая-то дрянь в подарочке имеется. Похоже, все они следуют по коридору, который им кто-то очень умный выстроил. Очень не хотелось бы чтобы Армения сыграла роль Сербии в первой мировой войне.

30.11.2020 Юрий Нерсесов
Их нравы. Весь липовый «антифашизм» главной блондинки российского МИДа - не более, чем политическая технология, в которой Гитлер и Нжде играют роль резиновых дубинок. Когда требуется, прелестное создание достаёт их из косметички, чтобы треснуть по лбу оппонента, а потом бережно укладывает обратно.

29.11.2020 Сергей Лебедев
Эхо истории. Польская война 1830−31 гг. была на редкость тяжелой и кровопролитной. Русская армия потеряла 63 тысячи человек убитыми, польская - вдвое больше. Дорогая цена была уплачена за снисходительность Александра I и полонофильство Константина Павловича. И все же эта война завершилась победой русского оружия.

23.11.2020 Юрий Нерсесов
Литература. Поэт, литературовед, защитник Украины от москальской агрессии и поклонник проворовавшейся начальницы департамента имущественных отношений минобороны Евгении Васильевой Дмитрий Быков (по отцу Зильбертруд, по деду со стороны матери Лотерштейн), похоже, серьёзно болен. Обитающие в его голове творческие личности решительно не согласны друг с другом.

14.11.2020 Юрий Нерсесов
Война и мир. Жестокая муза истории Клио не просто опозорила Пашиняна. Она позаботилась приурочить его разгром к 100-летнему юбилею предыдущего поражения страны. Армяно-турецкая война 24 сентября - 2 декабря 1920 года - копия нынешней в Карабахе.

8.11.2020 Юрий Нерсесов
Правильные выборы. Думаю, ни 74-летний Трамп, ни 78-летный Байден друг друга мочить не станут и танки на избирательные участки не пошлют. Зато от их более молодых и энергичных преемников в перспективе можно ждать много интересного. История американских выборов куда экстравагантней и романтичней, чем кажется на первый взгляд.

30.10.2020 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. Переступив порог екатеринбургского «Ельцин-Центра» на улице Ельцина, я едва не расплакался от умиления. Благостность экспозиции о первом президенте России поневоле заставляла вспомнить слащавые рассказы советских писателей о дедушке Ленине. За вычетом освоенного, всё до копейки из 7,5 млрд. рублей ушло на прославление первого президента России и промывание мозгов россиянам, не заставшим его эпоху.

29.10.2020 Сергей Лебедев
Эхо истории. Летом 1940 года вся Европа от Португалии до Финляндии разделяла общеевропейские ценности. Среди них были - приоритет прав сверхчеловека (иначе говоря, представители высшей расы были по ту сторону добра и зла), политические свободы (каждый унтерменш совершенно свободно мог работать на господина), а также полная свобода предпринимательства (то есть каждый сверхчеловек имел полное право забрать все материальные ценности недочеловеков).

28.10.2020 Юрий Нерсесов
Святая церковь. Среди духоскрепных патриотов немало чрезвычайно трепетных и ранимых, причём склонных к мазохизму. Неутомимо рыщут они по интернету, отслеживая: не сказал ли кто про русский народ чего-то пакостное?