АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Понедельник, 8 марта 2021 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
«Груз-2007»
2007-10-09 Евгений Полонский
«Груз-2007»

Apocalypse now. 1984 год, последний год перед началом конца советской цивилизации, был на самом деле годом Апокалипсиса. И в 2007-м, несмотря на всю позолоченную мишуру путинской стабильности, уже различимы контуры будущих потрясений.

Равнодушным «Груз-200» уж точно никого не оставляет. Когда я посмотрел его в первый раз, то сюжет у меня вызвал возмущение. История маньяка-мента, насилующего посреди бела дня в своей квартире дочку секретаря райкома, показалась, мягко скажем, слегка надуманной. Подумал - неужели Балабанов занимается политической конъюнктурой, стремясь очернить память о советской жизни в угоду нынешним антисоветским властям и элите? Смущало лишь то, что раньше он всегда обращался к проблемам современности, и с чего бы это сейчас его заинтересовало застойное время? Какая-то тут неувязка. Пытаясь ответить на этот вопрос, посмотрел фильм ещё раз. И тогда понял.

Картина пронизана ощущением конца эпохи, её распада, надвигающейся катастрофы. Она апокалиптична. Это объясняет и символизм даты выбранной Балабановым - 1984 год. С одной стороны, он обращается к оруэлловскому «1984». С другой - 1984 год, последний год перед началом конца советской цивилизации, был на самом деле годом Апокалипсиса. Но ведь 2007-ой, когда «Груз» вышел на экран, тоже год перелома, конца эпохи. И, несмотря на всю позолоченную мишуру путинской стабильности, уже различимы контуры будущих потрясений.

Итак, у Балабанова прослеживается чёткая связь - оруэлловский 1984 - 1984 в СССР - 2007 в РФ, как звенья единой цепи. Цепи Апокалипсиса. Но в таком случае «Груз -200» оказывается уже не психологическим триллером, не фильмом о застое и сексуальном маньяке, а своеобразным зашифрованным посланием, интеллектуальным лабиринтом, истинный смысл которого лежит за пределом конкретики его сюжета. Это картина не о СССР, а о нашем времени, о России 2007 года. Она иносказательна, за каждой её сюжетной линией стоит масса намёков и ассоциаций, у каждого персонажа имеется определённая символическая нагрузка. Однако являясь цельным, хорошо сделанным произведением, фильм вполне доступен расшифровке. А чтобы понять скрытое значение его смыслов, необходимо проанализировать символизм каждого персонажа в отдельности.

Итак, Анжела, главная героиня - молодая девушка, будущая жертва - символ России. Её отец - секретарь райкома - это КПСС, уходящая партийная власть. Сергей символизирует новый нарождающийся класс «новых русских», Алексей, напротив, есть индивидуализированный образ русского народа - мечтателя и анархиста. Фильм построен, как история путешествия Анжелы - России. Причём путешествие надо понимать в виде движения во времени. Оно начинается уходом от отца - компартии. На дворе заря перестройки и Россия хочет свободы. После неудавшегося романа с «новыми русскими» (Сергей), она попадает во власть инфернального капитана милиции Журова. Это центральный персонаж фильма, силовик - олицетворение власти, а конкретно - сегодняшней власти. Он эффективный работник, подчинённые его слушают беспрекословно. При этом, совершенно безжалостен, а мотивы его поступков также трудно воспринимаемы исходя из норм человеческой морали, как мотивы ВВП и Ко. В его поведении проступают контуры чистого, метафизического зла. В Журове Балабанов зашифровал не просто Власть, а самого ВВП. Об этом говорит и его внешность, и поведение. Такой же холодный, лишённый всякой рефлексии, даже малейшего намёка на доброту. Вылитый близнец Путина - невысокий, худощавый, с бесцветным голосом и ледяными глазами. К тому же родом из города Ленинска! Слишком много аналогий, чтобы это было случайным. С Россией-Анжелой, Журов-Путин ведёт себя как маньяк, сковывает её наручниками, спаивает, насилует. Правда не сам насилует, а уголовника подсовывает. В этом эпизоде Балабанов, кстати, тонко показывает как связь нынешней власти силовиков-путинцев с криминалом, так и её выхолощенность и бесплодность. Он уничтожает русский народ - с его подачи расстреляли Алексея.

В целом, взгляд на современное положение дел у Балабанова предельно критичен. Всё в картине пропитано разложением, гнилью, всё беспросветно. Важна, на мой взгляд, для понимания фраза, которую произносит старуха, мать Журова: « Мухи у нас». Известно, что в мифологии самых разных народов муха - символ нечистоты, носительница зла, воплощение сил нижнего мира демонов. Этой фразой чётко определено нынешнее положение страны и общества - мы в нижнем мире, в Аду. А роящиеся мухи это сонмы демонов, беснующихся в России.

Где же выход? Балабанов вроде бы показывает его сценой убийства Журова. Только насильственное действие, только уничтожение нынешней власти способно прервать бесконечно омерзительную агонию. Это революция, или вернее беспощадный бунт, изображенный в образе русской женщины с ружьём - очень яркий и точный образ. Она мстит за убитый русский народ и уничтожает силовика из города Ленина. Но, будучи социальным пессимистом, Балабанов не мог закончить свою картину хэппи-эндом. И его революция, совершив акт социальной мести, уходит, бросив Россию посреди гниющих трупов. Итак, в итоге, выхода нет. Что же в сухом остатке? Предупреждение о грядущей катастрофе? Призыв к оружию? Как бы там ни было, Балабанов чётко говорит - сегодняшняя ситуация в России нестерпима. Вина за это лежит на нас всех, и только от нас зависит, будет ли и дальше Россия под властью маньяков-силовиков, или освободится и станет по-настоящему Другой.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Apocalypse now
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
1.3.2021 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Давно известно: народ легче затягивает пояс, если видит победные знамёна над новыми городами и островами. С этим после Крыма тоже туго. Даже самые лояльные завсегдатаи политических телешоу признают провал украинской политики Кремля.

25.2.2021 Михаил Челноков
Apocalypse now. Сегодня Россия – это театр абсурда. Спектакли, которые идут в этом театре, далеко не безобидны. Репертуар театра весьма богат и разнообразен. Рассмотрим некоторые спектакли, которые производят очень сильное впечатление.

16.2.2021 От редакции
In memoriam. Великий руководитель Ким Чен Ир, создавая историю любви к народу, отдал всего себя для счастья народа. Он, считав дух «поклоняться народу, как небу» своим девизом, до последней минуты жизни оставлял следы самоотверженности. Они хранятся везде в стране – на заводах, в деревнях и даже на отдаленных островах.

1.2.2021 Юрий Котенок
Интервью. Редактор "АПН СЗ" Андрей Дмитриев беседует c военкором Юрием Котенком о том, как он едва не погиб в храме Христа Всеспасителя в Шуши, почему преступника Алиева тянет на место преступления, о причинах поражения Армении в войне, опасности пантюркизма и других угрозах для России.

1.2.2021 Юрий Нерсесов
Реваншизм. Ростовская область - идеальное место для международных съездов поклонников Гитлера. По крайней мере, именно такой вывод можно сделать глядя на памятники в её Цимлянском и Шолоховских районах. Оба российских монумента его прихвостням установлены именно здесь и многократные попытки снести их проваливаются.

30.1.2021 Михаил Челноков
Они и мы. Когда-то Герострат, чтобы войти в историю, сжег храм. И США, и Россия также вошли в историю благодаря штурму парламентов. Американцы словно стремились повторить историю РФ, но куда им до наших масштабов! США явно не смогли превзойти Россию, они проиграли в этом споре.

23.1.2021 Сергей Беляк
Интервью. Украина, ЕС и сами США давно доказали миру, что на эти и прочие должности в правительстве любой страны можно назначить кого угодно и без всякого профильного образования. Ну а, простите, обделается, что ж: мы ему доверили, думали, что после лечения в ФРГ парень поумнел, хотели как лучше... И пусть бы цэрэушники офигели от такой неожиданности.

21.1.2021 От редакции
Знамя сонгун. VIII съезд ТПК проходил с 5 по 12 января в столице КНДР – Пхеньяне. Во имя дальнейшего развития кимирсенско-кимченирской партии и нового победоносного продвижения вперед революционного дела чучхе, по единодушной воле и желанию всех делегатов съезда и членов партии, всех жителей страны и воинов Народной Армии съезд избрал Ким Чен Ына Генеральным секретарем ТПК.

12.1.2021 Сергей Лебедев
Прибалтийский фронт. Если появятся Нарвская народная республика, Виленская польская республика, независимая Латгалия, или вольный город Колывань, то это не будет юридическим препятствием для воссоединения этих территорий с основной Россией. И не надо двигать туда танки. Все сами местные жители сделают, все сами.

7.1.2021 Юрий Нерсесов
Политический зоосад. Ручные либералы для Кремля - пакостливые, но любимые киски, которые беззаботно дерут обои и царапают мебель на виду у соседей. Чтобы видели: в России свобода и коты гуляют сами по себе, как во всех цивилизованных странах. Дрессированные патриоты - злобные мелкие моськи. При конфликте с соседями их науськивают тявкать из окна и напускать лужу перед вражеской дверью, а когда наступает мир, загоняют в чулан.