АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 2 апреля 2025 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Национализм присущ любому
2014-09-10 Сергей Кагадеев
Национализм присущ любому

9 сентября на 50-ом году жизни в Петербурге скоропостижно скончался один из основателей культовой группы НОМ, музыкант, актёр и телепродюсер Сергей Кагадеев. Выражаем соболезнования родным, близким и многочисленным поклонникам таланта Сергея, к которым редакция относит и себя, и републикуем интервью с ним. Его взял лидер петербургских нацболов и основатель "АПН Северо-Запад" Андрей Дмитриев осенью 1999 года. Текст вышел в газете "Завтра".

Коллектив НОМ существует с 1987 года. За период 1989-1996 годы было выпущено 7 альбомов, вряд ли поддающихся каким-то определенным жанровым характеристикам. Основной упор был сделан на ироничные тексты и шоу, которое зачастую воспринималось неадекватно неподготовленными слушателями. Тем не менее, музыкантам удалось завоевать достаточно широкую популярность. Постепенно они достигли хорошего уровня игры (что в России редкость): можно вспомнить хотя бы, что с группой некоторое время выступали такие мастера, как саксофонист А. Рахов и клавишник И. Соколовский. Бывший вокалист НОМа А. Ливер сейчас поет в женевской опере.

В 1997 году в группе происходит раскол. Организуются два коллектива с одинаковым названием НОМ, но абсолютно разные по сути. Это интервью взято у вокалиста "Euro-НОМ" Сергея Кагадеева, при участии бессменного (с 1989 года) звукорежиссера Андрея Новожилова и автора НОМовских клипов ("Укрблюз", "Жаба") Дениса Ларионова. Как у всех русских людей, в эти дни разговор у нас сначала зашел о Чечне, Дагестане и исламе.

Сергей КАГАДЕЕВ. Ввиду сложившейся обстановки с мусульманством, мы решили отдать дань исламу в своем творчестве. Наш следующий альбом, предположительно, будет называться "Меджун и Лейли". Это такие восточные персонажи вроде Ромео и Джульетты, постоянно присутствующие в народных восточных эпосах и лирике средневековых арабских потов. Их тексты, положенные на нашу музыку, и составят этот альбом, который будет логическим продолжением грузинских римейков. Можно воспринимать обращение к мусульманской теме как поддержку федеральных сил в чеченской операции.

- Как ты вообще относишься к кавказцам?

Сергей КАГАДЕЕВ. Разные люди на Кавказе живут. Дагестанцы, например, отлично показали себя в последних событиях. Что касается чеченцев, могу рассказать следующую историю: когда я был в стройотряде, были у нас в части украинцы, азербайджанцы, — словом, люди разных национальностей, в том числе и чеченцы. Все вели себя нормально, но только чеченцы пытались наводить свои порядки, доставали всех ужасно. А когда их стали мочить, они убежали в отделение МВД под защиту ментов. У меня был друг, с которым один из этих чеченов побратался. И когда они в драке встретились, он решил дипломатично обойти "брата", за что чуть не поплатился жизнью, получив от него сильный удар сзади по голове.

- Что ты думаешь о национализме?

Сергей КАГАДЕЕВ. Есть такое понятие "национализм". Оно присуще в какой-то степени каждому человеку, и подавлять его не надо. По крайней мере, когда чувство принадлежности к своей нации у человека отсутствует, это полная фигня.

Денис ЛАРИОНОВ. Я видел несколько раз новые паспорта, где нет графы "национальность". Зато там зачем-то есть пол. Стыдно ходить с этим паспортом, хочется маркером там жирно написать "русский".

- После выхода альбома "Еuro", где вы наплевали на всякую политкорректность, о которой так заботятся наши музыкальные журналисты, к вам изменилось отношение со стороны масс-медиа и музыкальной среды?

Сергей КАГАДЕЕВ. У нас толком нет ни музыкальной среды, ни масс-медиа. Есть какая-то группа лиц со своими интересами. Журналисты сидят в ожидании того, что придет их звездный час, и они будут получать много денег, как Отар Кушанашвили и прочее дерьмо, которое из себя вообще ничего не представляет, а почему-то является популярным. Культура музыкальной журналистики у нас отсутствует. Особого изменения отношения с их стороны мы не заметили, мы ведь и раньше не думали о политкорректности и нас всегда спрашивали о национализме... Клип "Жаба" почему-то признали политнекорректным и не взяли на некоторых каналах, крутят его мало, в отличие, скажем, от "Убили негра"...

- Не возникало желания стать более доступными для массового слушателя, попытаться завоевать всенародную популярность, как "Запрещенные барабанщики"?

Сергей КАГАДЕЕВ. Придет популярность, и хорошо. Но чем-то для этого жертвовать, изучать конъюнктуру, формат музыкальных радиостанций не будем. Кому надо — тот придет на наш концерт, купит кассету. А остальное не от нас зависит.

- Каковы впечатления от совместного концерта с Laibach? (НОМ выступал в качестве разогревающей группы на концерте словенцев в Питере 11.10.97 г.)

Сергей КАГАДЕЕВ. Ощущение от Laibach — разочарование. Изначально они выступали как расшатывающий фактор в системе мирового шоу-бизнеса. В конечном итоге они в эту систему были приняты, и очень довольны, что находятся там. Концерт — практически стопроцентная фонограмма. Вообще этот концерт напоминал выступление доктора Копперфильда по уровню одурачивания публики. "Страна во времени" NSK, которую Laibach активно пропагандирует, открыта для всех, у кого есть 20 долларов. Никаких критериев к новым гражданам не предъявляется. В конечном итоге получается, что все это — обман. К тому же мне очень не понравилось отсутствие самоиронии и чувства юмора.

- Для НОМа ирония, провокация — это самое главное?

Андрей НОВОЖИЛОВ. Провокация — основной принцип нашего творчества, мы провоцируем людей на какие-то чувства.

Сергей КАГАДЕЕВ. Например, сейчас у нас выходит серия футболок с карикатурами на Гитлера, Геринга, Гиммлера и Муссолини работы Кукрыниксов. Это здоровый советский юмор, крайне актуальный в нынешних условиях.

Андрей НОВОЖИЛОВ. Люди смотрят — портрет Гитлера на футболке, с другой стороны, это известная карикатура Кукрыниксов. То есть непонятно: то ли ты фашист, то ли наоборот, против фашистов, и как на это реагировать. Вот как мы их провоцируем.

- Как у вас складываются отношения со вторым НОМом — это здоровая конкуренция или вражда?

Сергей КАГАДЕЕВ. История единого НОМа закончилась с альбомом "Во имя разума". Теперь существует два разных коллектива, и никакой конкуренции между ними нет и быть не может. В истории НОМа было восемь альбомов, каждый из них не имел ничего общего с предыдущим. НОМ-"Жир" имеет сходство с ранним НОМом, с альбомом "Брутто". Он, скорее, ностальгический. А мы продолжаем работать в том же духе, пропагандируя новые идеи на новом музыкальном уровне. В последнем альбоме использовали больше электроники, звук стал более жестким.

- Какая музыка вдохновляет группу НОМ на создание новых композиций?

Сергей КАГАДЕЕВ. Начиналось все когда-то с Led Zeppelin, Deep Purple, а сейчас слушаем KMFDM, UNDERWORLD, разную электронную музыку.

- НОМ — достаточно популярный коллектив. Продажа пластинок приносит хорошую прибыль?

Сергей КАГАДЕЕВ. Никаких денег мы с продаж нашей продукции не получаем — все держится на голом альтруизме. При этом работать становится все тяжелее. Раньше мы хотели снять фильм — шли на студию, брали камеру и делали это. После того, как все студии были приватизированы, съемка стала стоить таких денег, которых у нас нет. И все — больше ничего снять мы не можем.

- Насколько мне известно, ваш барабанщик принимал участие в конференции питерских хакеров, развернувших настоящую информационную войну против США во время американской агрессии в Югославии. Что вы думаете по поводу этих событий?

Сергей КАГАДЕЕВ. Наша позиция по этому поводу такая же, как у всех нормальных людей, мы абсолютно согласны с тем, что писала тогда газета "Завтра", и внесли свой посильный вклад в борьбу с америкосами.

Денис ЛАРИОНОВ. Я ходил на пикеты к американскому консульству в Москве.

- Существует устойчивое представление, что в русском роке всегда на первый план выходит текст, музыка вторична. Что для вас важнее — музыка, тексты, шоу?

Сергей КАГАДЕЕВ. Мы по отдельности все это не рассматриваем, мы выдаем готовый продукт. В конечном итоге важнее всего нам реакция. То есть у нас не было проходных альбомов. Любой альбом будоражил общественность, был так или иначе костью в горле.

- Группа НОМ имеет свою устойчивую аудиторию в некоторых странах Запада: Германии, Франции... Там слушатели текстов, конечно, не понимают. Что их привлекает?

Сергей КАГАДЕЕВ. Привлекает общая концепция, многим нравится само звучание русской речи, ее мелодика. На Западе русский язык традиционно связывается с романсами, эмигрантским шансоном, лирикой. От русских музыкантов ждут самобытности, а ее нет. В нашей современной музыке все подражательно. С другой стороны — совершенно омерзительный опопсованный фольклор (Бабкина, "Золотое кольцо" и др.), в котором из русского народа делают каких-то индейцев и ряженых.

В последнее время в силу огромного количества информации человеку не дают опомниться, задуматься о том, что происходит. Он как будто постоянно стоит у конвейера. Безусловно, что все это плоды так называемой "демократии" во всех ее гадостных проявлениях. При нашей "демократии" во всех областях жизни наверх всплывает дерьмо и составляет наверху толстый слой, которое ничем не прошибить. Так в политике, так в шоу-бизнесе. Достаточно взглянуть на наши топ-листы, чтобы проблеваться.

- Безрадостная картина...

Сергей КАГАДЕЕВ. Это картина с позиций здравого смысла. Когда ты точно знаешь диагноз, можно определить метод лечения. Я надеюсь, что людей, не переваривающих то, что происходит, с каждым днем становится все больше. Когда-то это недовольство разорвется, как нарыв, и сметет существующие порядки. С другой стороны, я надеюсь, что люди вспомнят, что был у нас и свой кинематограф, и своя литература, и свое искусство. Пока что 90 % фильмов в нашем прокате — американские, а современные русские — хилый закос под Тарантино и Копполу. Все это — копание в мусорных кучах, не назову это искусством.

Мы же занимаемся своим делом, у нас, у НОМа-Еuro, есть уверенность в том, что мы делаем, уверенность в своих силах. И мы не одиноки. То есть никакого пессимизма. НОМ-Еuro смотрит в будущее с оптимизмом, так же, как в прошлое и настоящее.

Андрей Дмитриев

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
In memoriam
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
27.3.2025 Николай Волынский
Общество зрелищ. Фильм этот якобы о Пушкине Александре Сергеевиче. Так было объявлено. И нужно сказать сразу: фильм – знаковый для нашего времени. И весьма замечательный. Как замечательной может быть граната с выдернутым кольцом, но в яркой конфетной упаковке. Вам говорят: «Вкусно, угощайтесь». Вы доверчиво берете и в течение 12 сеансов так же доверчиво, как последний олух, ее разворачиваете. И бум! – мозги набекрень

24.3.2025 Андрей Дмитриев
Наследие предков. Кумарская битва, случившаяся в 1655 году на берегах реки Амур, – событие, которое вспомнит далеко не каждый даже из знатоков отечественной истории. Если произошедшие тогда же, в царствование Алексея Михайловича, войны с Польшей и Турцией из-за Украины подробно описаны в учебниках, то события на далекой восточной «украине» (то есть окраине) вниманием обойдены. И совершенно напрасно.

21.3.2025 Петр Баранов
Общество зрелищ. Мы не пираты и потому не имеем права уподобляться хохлам и англосаксам. Мы должны играть исключительно по их правилам, а свои правила придумывать не должны. Ну а совпадение интересов отечественных кинохалтурщиков и их покровителей в госструктурах с интересами наших заклятых друзей из Лондона и прочих притонов пиратства и разврата тут совершенно не причём!

18.3.2025 Борис Костин
Общество зрелищ. Вдруг в культурную жизнь Москвы и Петербурга врывается Игорь Матвиенко со своей этно-оперой «Князь Владимир», на которую Президентский фонд отвалил за три года ни много ни мало почти 200 миллионов рублей! Это потрясающее сценическое безобразие было высоко оценено экспертами, гранты были получены, а то, что результат — пшик, так это, как говорится, tastes differ.

17.3.2025 Юрий Нерсесов
Их нравы. Нежная любовь к соплеменникам Макфола прорывается у Маркова и сейчас. Уже в разгар украинского кризиса, после массовых поставок Киеву американского оружия и санкций, наложенных на Россию, он трогательно поздравлял заокеанских друзей с Днём независимости. Ну а блок НАТО воспевал ещё незадолго до наступления ВСУ в Курской области.

15.3.2025 Андрей Дмитриев
Политический портрет. «Будь ты проклят, Горбачёв!» – Cпел Михаил Елизаров, и, наверное, большинство наших соотечественников с такой оценкой согласны. Особенно глядя на ту же СВО, когда за последствия распада СССР приходится расплачиваться кровью поколениям русских людей, которые родились уже после 1991 года.

13.3.2025 Андрей Дмитриев
ЖЗЛ. Вячеслав Михайлович Молотов – он же Скрябин, 9 марта исполнилось 135 лет со дня его рождения, – одна из знаковых фигур отечественной истории. Но толком не поймешь, как его охарактеризовать – удачливый политик он или не очень.

12.3.2025 Анатолий Кантор
Дефективный менеджмент. Сергей Семёнович как заправский идеолог цирковой жизни столицы порадовал население Москвы своим видением задач, стоящих перед страной в области мировой (а может быть даже и межгалактической) цирковой жизни столицы Российской Федерации. Как следует из блога градоначальника принято решение: «…построить здание Московского цирка в новой удобной локации в Мнёвниковской пойме на северо-западе Москвы».

27.2.2025 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Моряки» - единственная в мире лента, где наши корабли эпохи пара и железа громят вражеский флот. После Великой Отечественной о больших победах на море картины снимали, но исключительно парусных кораблей Ушакова и Нахимова.

27.2.2025 Анатолий Кантор
Дефективный менеджмент. Потренировавшись на бордюрах, Собянин решил замахнуться на более грандиозный проект под кодовым названием «ЦИРК». Постоянного «цирка» от московского мэра и так хватает в обычной жизни столицы, но тут вопрос не о повседневном «бытовом цирке», а о реконструкции Большого Московского цирка, то есть о строительном проекте с грандиозным бюджетом.