АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Суббота, 23 марта 2019 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Национализм присущ любому
2014-09-10 Сергей Кагадеев
Национализм присущ любому

9 сентября на 50-ом году жизни в Петербурге скоропостижно скончался один из основателей культовой группы НОМ, музыкант, актёр и телепродюсер Сергей Кагадеев. Выражаем соболезнования родным, близким и многочисленным поклонникам таланта Сергея, к которым редакция относит и себя, и републикуем интервью с ним. Его взял лидер петербургских нацболов и основатель "АПН Северо-Запад" Андрей Дмитриев осенью 1999 года. Текст вышел в газете "Завтра".

Коллектив НОМ существует с 1987 года. За период 1989-1996 годы было выпущено 7 альбомов, вряд ли поддающихся каким-то определенным жанровым характеристикам. Основной упор был сделан на ироничные тексты и шоу, которое зачастую воспринималось неадекватно неподготовленными слушателями. Тем не менее, музыкантам удалось завоевать достаточно широкую популярность. Постепенно они достигли хорошего уровня игры (что в России редкость): можно вспомнить хотя бы, что с группой некоторое время выступали такие мастера, как саксофонист А. Рахов и клавишник И. Соколовский. Бывший вокалист НОМа А. Ливер сейчас поет в женевской опере.

В 1997 году в группе происходит раскол. Организуются два коллектива с одинаковым названием НОМ, но абсолютно разные по сути. Это интервью взято у вокалиста "Euro-НОМ" Сергея Кагадеева, при участии бессменного (с 1989 года) звукорежиссера Андрея Новожилова и автора НОМовских клипов ("Укрблюз", "Жаба") Дениса Ларионова. Как у всех русских людей, в эти дни разговор у нас сначала зашел о Чечне, Дагестане и исламе.

Сергей КАГАДЕЕВ. Ввиду сложившейся обстановки с мусульманством, мы решили отдать дань исламу в своем творчестве. Наш следующий альбом, предположительно, будет называться "Меджун и Лейли". Это такие восточные персонажи вроде Ромео и Джульетты, постоянно присутствующие в народных восточных эпосах и лирике средневековых арабских потов. Их тексты, положенные на нашу музыку, и составят этот альбом, который будет логическим продолжением грузинских римейков. Можно воспринимать обращение к мусульманской теме как поддержку федеральных сил в чеченской операции.

- Как ты вообще относишься к кавказцам?

Сергей КАГАДЕЕВ. Разные люди на Кавказе живут. Дагестанцы, например, отлично показали себя в последних событиях. Что касается чеченцев, могу рассказать следующую историю: когда я был в стройотряде, были у нас в части украинцы, азербайджанцы, — словом, люди разных национальностей, в том числе и чеченцы. Все вели себя нормально, но только чеченцы пытались наводить свои порядки, доставали всех ужасно. А когда их стали мочить, они убежали в отделение МВД под защиту ментов. У меня был друг, с которым один из этих чеченов побратался. И когда они в драке встретились, он решил дипломатично обойти "брата", за что чуть не поплатился жизнью, получив от него сильный удар сзади по голове.

- Что ты думаешь о национализме?

Сергей КАГАДЕЕВ. Есть такое понятие "национализм". Оно присуще в какой-то степени каждому человеку, и подавлять его не надо. По крайней мере, когда чувство принадлежности к своей нации у человека отсутствует, это полная фигня.

Денис ЛАРИОНОВ. Я видел несколько раз новые паспорта, где нет графы "национальность". Зато там зачем-то есть пол. Стыдно ходить с этим паспортом, хочется маркером там жирно написать "русский".

- После выхода альбома "Еuro", где вы наплевали на всякую политкорректность, о которой так заботятся наши музыкальные журналисты, к вам изменилось отношение со стороны масс-медиа и музыкальной среды?

Сергей КАГАДЕЕВ. У нас толком нет ни музыкальной среды, ни масс-медиа. Есть какая-то группа лиц со своими интересами. Журналисты сидят в ожидании того, что придет их звездный час, и они будут получать много денег, как Отар Кушанашвили и прочее дерьмо, которое из себя вообще ничего не представляет, а почему-то является популярным. Культура музыкальной журналистики у нас отсутствует. Особого изменения отношения с их стороны мы не заметили, мы ведь и раньше не думали о политкорректности и нас всегда спрашивали о национализме... Клип "Жаба" почему-то признали политнекорректным и не взяли на некоторых каналах, крутят его мало, в отличие, скажем, от "Убили негра"...

- Не возникало желания стать более доступными для массового слушателя, попытаться завоевать всенародную популярность, как "Запрещенные барабанщики"?

Сергей КАГАДЕЕВ. Придет популярность, и хорошо. Но чем-то для этого жертвовать, изучать конъюнктуру, формат музыкальных радиостанций не будем. Кому надо — тот придет на наш концерт, купит кассету. А остальное не от нас зависит.

- Каковы впечатления от совместного концерта с Laibach? (НОМ выступал в качестве разогревающей группы на концерте словенцев в Питере 11.10.97 г.)

Сергей КАГАДЕЕВ. Ощущение от Laibach — разочарование. Изначально они выступали как расшатывающий фактор в системе мирового шоу-бизнеса. В конечном итоге они в эту систему были приняты, и очень довольны, что находятся там. Концерт — практически стопроцентная фонограмма. Вообще этот концерт напоминал выступление доктора Копперфильда по уровню одурачивания публики. "Страна во времени" NSK, которую Laibach активно пропагандирует, открыта для всех, у кого есть 20 долларов. Никаких критериев к новым гражданам не предъявляется. В конечном итоге получается, что все это — обман. К тому же мне очень не понравилось отсутствие самоиронии и чувства юмора.

- Для НОМа ирония, провокация — это самое главное?

Андрей НОВОЖИЛОВ. Провокация — основной принцип нашего творчества, мы провоцируем людей на какие-то чувства.

Сергей КАГАДЕЕВ. Например, сейчас у нас выходит серия футболок с карикатурами на Гитлера, Геринга, Гиммлера и Муссолини работы Кукрыниксов. Это здоровый советский юмор, крайне актуальный в нынешних условиях.

Андрей НОВОЖИЛОВ. Люди смотрят — портрет Гитлера на футболке, с другой стороны, это известная карикатура Кукрыниксов. То есть непонятно: то ли ты фашист, то ли наоборот, против фашистов, и как на это реагировать. Вот как мы их провоцируем.

- Как у вас складываются отношения со вторым НОМом — это здоровая конкуренция или вражда?

Сергей КАГАДЕЕВ. История единого НОМа закончилась с альбомом "Во имя разума". Теперь существует два разных коллектива, и никакой конкуренции между ними нет и быть не может. В истории НОМа было восемь альбомов, каждый из них не имел ничего общего с предыдущим. НОМ-"Жир" имеет сходство с ранним НОМом, с альбомом "Брутто". Он, скорее, ностальгический. А мы продолжаем работать в том же духе, пропагандируя новые идеи на новом музыкальном уровне. В последнем альбоме использовали больше электроники, звук стал более жестким.

- Какая музыка вдохновляет группу НОМ на создание новых композиций?

Сергей КАГАДЕЕВ. Начиналось все когда-то с Led Zeppelin, Deep Purple, а сейчас слушаем KMFDM, UNDERWORLD, разную электронную музыку.

- НОМ — достаточно популярный коллектив. Продажа пластинок приносит хорошую прибыль?

Сергей КАГАДЕЕВ. Никаких денег мы с продаж нашей продукции не получаем — все держится на голом альтруизме. При этом работать становится все тяжелее. Раньше мы хотели снять фильм — шли на студию, брали камеру и делали это. После того, как все студии были приватизированы, съемка стала стоить таких денег, которых у нас нет. И все — больше ничего снять мы не можем.

- Насколько мне известно, ваш барабанщик принимал участие в конференции питерских хакеров, развернувших настоящую информационную войну против США во время американской агрессии в Югославии. Что вы думаете по поводу этих событий?

Сергей КАГАДЕЕВ. Наша позиция по этому поводу такая же, как у всех нормальных людей, мы абсолютно согласны с тем, что писала тогда газета "Завтра", и внесли свой посильный вклад в борьбу с америкосами.

Денис ЛАРИОНОВ. Я ходил на пикеты к американскому консульству в Москве.

- Существует устойчивое представление, что в русском роке всегда на первый план выходит текст, музыка вторична. Что для вас важнее — музыка, тексты, шоу?

Сергей КАГАДЕЕВ. Мы по отдельности все это не рассматриваем, мы выдаем готовый продукт. В конечном итоге важнее всего нам реакция. То есть у нас не было проходных альбомов. Любой альбом будоражил общественность, был так или иначе костью в горле.

- Группа НОМ имеет свою устойчивую аудиторию в некоторых странах Запада: Германии, Франции... Там слушатели текстов, конечно, не понимают. Что их привлекает?

Сергей КАГАДЕЕВ. Привлекает общая концепция, многим нравится само звучание русской речи, ее мелодика. На Западе русский язык традиционно связывается с романсами, эмигрантским шансоном, лирикой. От русских музыкантов ждут самобытности, а ее нет. В нашей современной музыке все подражательно. С другой стороны — совершенно омерзительный опопсованный фольклор (Бабкина, "Золотое кольцо" и др.), в котором из русского народа делают каких-то индейцев и ряженых.

В последнее время в силу огромного количества информации человеку не дают опомниться, задуматься о том, что происходит. Он как будто постоянно стоит у конвейера. Безусловно, что все это плоды так называемой "демократии" во всех ее гадостных проявлениях. При нашей "демократии" во всех областях жизни наверх всплывает дерьмо и составляет наверху толстый слой, которое ничем не прошибить. Так в политике, так в шоу-бизнесе. Достаточно взглянуть на наши топ-листы, чтобы проблеваться.

- Безрадостная картина...

Сергей КАГАДЕЕВ. Это картина с позиций здравого смысла. Когда ты точно знаешь диагноз, можно определить метод лечения. Я надеюсь, что людей, не переваривающих то, что происходит, с каждым днем становится все больше. Когда-то это недовольство разорвется, как нарыв, и сметет существующие порядки. С другой стороны, я надеюсь, что люди вспомнят, что был у нас и свой кинематограф, и своя литература, и свое искусство. Пока что 90 % фильмов в нашем прокате — американские, а современные русские — хилый закос под Тарантино и Копполу. Все это — копание в мусорных кучах, не назову это искусством.

Мы же занимаемся своим делом, у нас, у НОМа-Еuro, есть уверенность в том, что мы делаем, уверенность в своих силах. И мы не одиноки. То есть никакого пессимизма. НОМ-Еuro смотрит в будущее с оптимизмом, так же, как в прошлое и настоящее.

Андрей Дмитриев

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
In memoriam
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
20.3.2019 Юрий Нерсесов
Наследие предков. Современная глобальная цивилизация безжалостна к традициям и воспитанные ею безродные космополиты сплошь и рядом не знают об истории собственного народа. То, что Александр Борода и Адольф Шаевич делают с «Книгой Эсфири», даже обрезанием не назовёшь – перед нами чистой воды кастрация! Не менее противная, чем издевательство над русскими былинами министра культуры России Владимира Мединского.

16.3.2019 Юрий Нерсесов
Рамзанизация. «Падишах моего народа - чеченец. - Объявил в своём блоге бывший министр обороны масхадовской Ичкерии, а ныне депутат парламента кадыровской Чечни от «Единой России» Магомед Ханбиев. - Я с русскими никогда не разговариваю. Я русским никогда слово не говорю. Я никакому русскому не сдавался. У меня не было разговора ни с одним русским генералом, ни с офицером. И я их не люблю даже сегодня. Я сын Ичкерии!» После некоторой паузы уважаемого Магомеда стали отмазывать в стиле незабвенного «Рафик ни в чём не виноват!»

8.3.2019 Андрей Дмитриев
Политический портрет. Безусловно, главной задачей Совершаевой на сегодня является успешное проведение губернаторских выборов. С чем, как уже очевидно, имеются большие проблемы. Усиление клана Ковальчуков и то, что Совершаеву называют теперь их «полномочным представителем» в Смольном, вызывает недовольство других групп влияния федерального уровня. Возможно, расклад сил изменится уже в ближайшее время.

3.3.2019 Юрий Нерсесов
Властители дум. Так сам ли Быков пишет свои книги? Или за него литературные негры строчат, как за министра культуры России Владимира Мединского? Мне страшно даже думать про такую пакость, а потому предлагаю верить в лучшее. То есть в раздвоение Зильбертруда. Или в спорящих внутри его черепушки тараканов-мозгоедов.

22.2.2019 Олег Миронов
Apocalypse now. Сурков - автор неплохих декадентских стихов и даже Агата Кристи под его патронажем записала альбом. Любопытно, что там есть такие слова: «Наш хозяин - Денница». Денница — это Люцифер. Думаю, что он применял методы добиться откровения в попытках понять, прочувствовать «русское бессознательное». Там, в этом состоянии, в этих практиках, вполне вероятно, и встретился с тем самым «хозяином».

19.2.2019 Александр Сивов
Сопротивление. Толпа регулярно скандировала частушки с упоминанием слова «Беналла». Злые языки в СМИ намекают, что Александр Беналла – любовник президента Эммануэля Макрона. Сегодня он компрометирует его не меньше, чем когда-то Распутин компрометировал последнего русского царя...

4.2.2019 Александр Сивов
Сопротивление. То, что творилось в Париже в эту субботу, 2 февраля, на так называемом «Акт 12» (двенадцатая суббота протестов), - беспрецедентно. И это при том, что последние три субботы протестных акций происходили относительно спокойно по сравнению со столкновениями 5 января. Но всё по порядку.

24.1.2019 Андрей Дмитриев
Эхо истории. 75-летие полного снятия блокады – хороший повод вспомнить о тех, кто руководил в те годы жизнью города и его обороной. Речь пойдёт об одном из ближайших соратников главы Ленинграда Андрея Жданова – втором секретаре обкома партии, генерале Терентии Штыкове. Личность весьма примечательная, оставившая немалый след не только в отечественной, но и в мировой истории.

23.1.2019 Владислав Шурыгин
Социал-дарвинизм. Всячески поддерживая и одобряя (а как иначе!?) всё задумки «ОнВамнеДимона», я предлагаю назвать этот год работы в правительстве, годом Спасения и Сохранения электроэнергии (сокращённо СС). Медведеву присвоить звание почётного рейхсфюрера СС. А к названию страны Российская Федерация, если всё у них получится, добавить гордое Konzentrationslager…

21.1.2019 Юрий Нерсесов
Властители дум. С точки зрения левых тараканов Сёмина, Фридрих Энгельс на вопрос «Наш ли Шлезвиг-Гольштейн?» должен был ответить «Наш ли Крупп?», а затем разоблачить захватническую позицию прусского империализма. Он его и разоблачал, но строго по делу.