АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Понедельник, 27 мая 2019 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Национализм присущ любому
2014-09-10 Сергей Кагадеев
Национализм присущ любому

9 сентября на 50-ом году жизни в Петербурге скоропостижно скончался один из основателей культовой группы НОМ, музыкант, актёр и телепродюсер Сергей Кагадеев. Выражаем соболезнования родным, близким и многочисленным поклонникам таланта Сергея, к которым редакция относит и себя, и републикуем интервью с ним. Его взял лидер петербургских нацболов и основатель "АПН Северо-Запад" Андрей Дмитриев осенью 1999 года. Текст вышел в газете "Завтра".

Коллектив НОМ существует с 1987 года. За период 1989-1996 годы было выпущено 7 альбомов, вряд ли поддающихся каким-то определенным жанровым характеристикам. Основной упор был сделан на ироничные тексты и шоу, которое зачастую воспринималось неадекватно неподготовленными слушателями. Тем не менее, музыкантам удалось завоевать достаточно широкую популярность. Постепенно они достигли хорошего уровня игры (что в России редкость): можно вспомнить хотя бы, что с группой некоторое время выступали такие мастера, как саксофонист А. Рахов и клавишник И. Соколовский. Бывший вокалист НОМа А. Ливер сейчас поет в женевской опере.

В 1997 году в группе происходит раскол. Организуются два коллектива с одинаковым названием НОМ, но абсолютно разные по сути. Это интервью взято у вокалиста "Euro-НОМ" Сергея Кагадеева, при участии бессменного (с 1989 года) звукорежиссера Андрея Новожилова и автора НОМовских клипов ("Укрблюз", "Жаба") Дениса Ларионова. Как у всех русских людей, в эти дни разговор у нас сначала зашел о Чечне, Дагестане и исламе.

Сергей КАГАДЕЕВ. Ввиду сложившейся обстановки с мусульманством, мы решили отдать дань исламу в своем творчестве. Наш следующий альбом, предположительно, будет называться "Меджун и Лейли". Это такие восточные персонажи вроде Ромео и Джульетты, постоянно присутствующие в народных восточных эпосах и лирике средневековых арабских потов. Их тексты, положенные на нашу музыку, и составят этот альбом, который будет логическим продолжением грузинских римейков. Можно воспринимать обращение к мусульманской теме как поддержку федеральных сил в чеченской операции.

- Как ты вообще относишься к кавказцам?

Сергей КАГАДЕЕВ. Разные люди на Кавказе живут. Дагестанцы, например, отлично показали себя в последних событиях. Что касается чеченцев, могу рассказать следующую историю: когда я был в стройотряде, были у нас в части украинцы, азербайджанцы, — словом, люди разных национальностей, в том числе и чеченцы. Все вели себя нормально, но только чеченцы пытались наводить свои порядки, доставали всех ужасно. А когда их стали мочить, они убежали в отделение МВД под защиту ментов. У меня был друг, с которым один из этих чеченов побратался. И когда они в драке встретились, он решил дипломатично обойти "брата", за что чуть не поплатился жизнью, получив от него сильный удар сзади по голове.

- Что ты думаешь о национализме?

Сергей КАГАДЕЕВ. Есть такое понятие "национализм". Оно присуще в какой-то степени каждому человеку, и подавлять его не надо. По крайней мере, когда чувство принадлежности к своей нации у человека отсутствует, это полная фигня.

Денис ЛАРИОНОВ. Я видел несколько раз новые паспорта, где нет графы "национальность". Зато там зачем-то есть пол. Стыдно ходить с этим паспортом, хочется маркером там жирно написать "русский".

- После выхода альбома "Еuro", где вы наплевали на всякую политкорректность, о которой так заботятся наши музыкальные журналисты, к вам изменилось отношение со стороны масс-медиа и музыкальной среды?

Сергей КАГАДЕЕВ. У нас толком нет ни музыкальной среды, ни масс-медиа. Есть какая-то группа лиц со своими интересами. Журналисты сидят в ожидании того, что придет их звездный час, и они будут получать много денег, как Отар Кушанашвили и прочее дерьмо, которое из себя вообще ничего не представляет, а почему-то является популярным. Культура музыкальной журналистики у нас отсутствует. Особого изменения отношения с их стороны мы не заметили, мы ведь и раньше не думали о политкорректности и нас всегда спрашивали о национализме... Клип "Жаба" почему-то признали политнекорректным и не взяли на некоторых каналах, крутят его мало, в отличие, скажем, от "Убили негра"...

- Не возникало желания стать более доступными для массового слушателя, попытаться завоевать всенародную популярность, как "Запрещенные барабанщики"?

Сергей КАГАДЕЕВ. Придет популярность, и хорошо. Но чем-то для этого жертвовать, изучать конъюнктуру, формат музыкальных радиостанций не будем. Кому надо — тот придет на наш концерт, купит кассету. А остальное не от нас зависит.

- Каковы впечатления от совместного концерта с Laibach? (НОМ выступал в качестве разогревающей группы на концерте словенцев в Питере 11.10.97 г.)

Сергей КАГАДЕЕВ. Ощущение от Laibach — разочарование. Изначально они выступали как расшатывающий фактор в системе мирового шоу-бизнеса. В конечном итоге они в эту систему были приняты, и очень довольны, что находятся там. Концерт — практически стопроцентная фонограмма. Вообще этот концерт напоминал выступление доктора Копперфильда по уровню одурачивания публики. "Страна во времени" NSK, которую Laibach активно пропагандирует, открыта для всех, у кого есть 20 долларов. Никаких критериев к новым гражданам не предъявляется. В конечном итоге получается, что все это — обман. К тому же мне очень не понравилось отсутствие самоиронии и чувства юмора.

- Для НОМа ирония, провокация — это самое главное?

Андрей НОВОЖИЛОВ. Провокация — основной принцип нашего творчества, мы провоцируем людей на какие-то чувства.

Сергей КАГАДЕЕВ. Например, сейчас у нас выходит серия футболок с карикатурами на Гитлера, Геринга, Гиммлера и Муссолини работы Кукрыниксов. Это здоровый советский юмор, крайне актуальный в нынешних условиях.

Андрей НОВОЖИЛОВ. Люди смотрят — портрет Гитлера на футболке, с другой стороны, это известная карикатура Кукрыниксов. То есть непонятно: то ли ты фашист, то ли наоборот, против фашистов, и как на это реагировать. Вот как мы их провоцируем.

- Как у вас складываются отношения со вторым НОМом — это здоровая конкуренция или вражда?

Сергей КАГАДЕЕВ. История единого НОМа закончилась с альбомом "Во имя разума". Теперь существует два разных коллектива, и никакой конкуренции между ними нет и быть не может. В истории НОМа было восемь альбомов, каждый из них не имел ничего общего с предыдущим. НОМ-"Жир" имеет сходство с ранним НОМом, с альбомом "Брутто". Он, скорее, ностальгический. А мы продолжаем работать в том же духе, пропагандируя новые идеи на новом музыкальном уровне. В последнем альбоме использовали больше электроники, звук стал более жестким.

- Какая музыка вдохновляет группу НОМ на создание новых композиций?

Сергей КАГАДЕЕВ. Начиналось все когда-то с Led Zeppelin, Deep Purple, а сейчас слушаем KMFDM, UNDERWORLD, разную электронную музыку.

- НОМ — достаточно популярный коллектив. Продажа пластинок приносит хорошую прибыль?

Сергей КАГАДЕЕВ. Никаких денег мы с продаж нашей продукции не получаем — все держится на голом альтруизме. При этом работать становится все тяжелее. Раньше мы хотели снять фильм — шли на студию, брали камеру и делали это. После того, как все студии были приватизированы, съемка стала стоить таких денег, которых у нас нет. И все — больше ничего снять мы не можем.

- Насколько мне известно, ваш барабанщик принимал участие в конференции питерских хакеров, развернувших настоящую информационную войну против США во время американской агрессии в Югославии. Что вы думаете по поводу этих событий?

Сергей КАГАДЕЕВ. Наша позиция по этому поводу такая же, как у всех нормальных людей, мы абсолютно согласны с тем, что писала тогда газета "Завтра", и внесли свой посильный вклад в борьбу с америкосами.

Денис ЛАРИОНОВ. Я ходил на пикеты к американскому консульству в Москве.

- Существует устойчивое представление, что в русском роке всегда на первый план выходит текст, музыка вторична. Что для вас важнее — музыка, тексты, шоу?

Сергей КАГАДЕЕВ. Мы по отдельности все это не рассматриваем, мы выдаем готовый продукт. В конечном итоге важнее всего нам реакция. То есть у нас не было проходных альбомов. Любой альбом будоражил общественность, был так или иначе костью в горле.

- Группа НОМ имеет свою устойчивую аудиторию в некоторых странах Запада: Германии, Франции... Там слушатели текстов, конечно, не понимают. Что их привлекает?

Сергей КАГАДЕЕВ. Привлекает общая концепция, многим нравится само звучание русской речи, ее мелодика. На Западе русский язык традиционно связывается с романсами, эмигрантским шансоном, лирикой. От русских музыкантов ждут самобытности, а ее нет. В нашей современной музыке все подражательно. С другой стороны — совершенно омерзительный опопсованный фольклор (Бабкина, "Золотое кольцо" и др.), в котором из русского народа делают каких-то индейцев и ряженых.

В последнее время в силу огромного количества информации человеку не дают опомниться, задуматься о том, что происходит. Он как будто постоянно стоит у конвейера. Безусловно, что все это плоды так называемой "демократии" во всех ее гадостных проявлениях. При нашей "демократии" во всех областях жизни наверх всплывает дерьмо и составляет наверху толстый слой, которое ничем не прошибить. Так в политике, так в шоу-бизнесе. Достаточно взглянуть на наши топ-листы, чтобы проблеваться.

- Безрадостная картина...

Сергей КАГАДЕЕВ. Это картина с позиций здравого смысла. Когда ты точно знаешь диагноз, можно определить метод лечения. Я надеюсь, что людей, не переваривающих то, что происходит, с каждым днем становится все больше. Когда-то это недовольство разорвется, как нарыв, и сметет существующие порядки. С другой стороны, я надеюсь, что люди вспомнят, что был у нас и свой кинематограф, и своя литература, и свое искусство. Пока что 90 % фильмов в нашем прокате — американские, а современные русские — хилый закос под Тарантино и Копполу. Все это — копание в мусорных кучах, не назову это искусством.

Мы же занимаемся своим делом, у нас, у НОМа-Еuro, есть уверенность в том, что мы делаем, уверенность в своих силах. И мы не одиноки. То есть никакого пессимизма. НОМ-Еuro смотрит в будущее с оптимизмом, так же, как в прошлое и настоящее.

Андрей Дмитриев

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
In memoriam
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
22.5.2019 Вадим Левенталь
Интервью. По большому счёту понятно, что в 1980-90-е годы было очень много чего наврано про советскую эпоху, в том числе про 1930-е. Столько и в таких масштабах, что обратный шаг неизбежен. Вывод следующий: не надо было, товарищи либералы, так много врать. Вы врите, но меру-то знайте.

14.5.2019 Александр Матюшин
Новороссия. Настоящим первым боевым опытом я считаю всё же аэропорт. Когда над тобой летают мины, когда работают снайперы, все бегают, никто реально понять не может, что происходит, пули летают, ещё что-то бахающее... А ведь никто ещё боевого опыта не имел, даже в армии не все служили, в Counter-Strike, разве что, все играли.

10.5.2019 Андрей Дмитриев
Эхо истории. Фын Си по-китайски – западный ветер. Так в ходе Корейской войны подписывал свои письма Иосиф Сталин. Но ещё во времена Второй Мировой многие корейцы и китайцы служили Советскому Союзу, храбро дрались с гитлеровцами и их союзниками – японцами. Дунфэн (восточный ветер) имел значение для победных мая и сентября 1945-го.

5.5.2019 Сергей Лебедев
Дружба народов. Агрессия стран НАТО против Ливии сопровождалась истеричными разоблачениями страшных преступлениях ливийского лидера Муаммара Каддафи. В июне 2011 года Международный уголовный суд даже выдал санкцию на арест Каддафи, но одно напрашивающееся обвинение так и не прозвучало. Хотя казалось бы властям Италии сам Бог велел вспомнить об изгнании из Ливии десятков тысяч соотечественников.

3.5.2019 Александр Матюшин
Новороссия. В Одессе Антимайданом от и до руководила интеллигенция, и в итоге это привело к большой трагедии 2-ого мая. Если бы у них в Одессе, да и в Харькове тоже после формулировки всех основных идей, не стали бы размусоливать, спорить и заседать, а начали бы ставить блок-посты и штурмовать ОГА, как мы в Донецке, то всё было бы иначе. Я в этом уверен...

29.4.2019 Максим Калашников
Apocalypse now. То, что гром грянет, сомнений нет. Еще никогда застой и гниение не шли линейно, без резких обвалов. Изучайте закон перехода количества в качество. Исчерпанность всей прежней «модели» существования России налицо. Они даже нефть на экспорт гонят испорченную.

24.4.2019 От редакции
Знамя сонгун. Кто сегодня приковывает к себе наибольшее внимание мирового сообщества? На этот вопрос все, наверное, ответят, что это не кто иной, как высший руководитель КНДР Ким Чен Ын. Он общается с людьми фамильярно, свободно и великодушно. Поэтому перед ним каждый чувствует теплоту в душе и погружается в очарование.

19.4.2019 Андрей Дмитриев
Политический портрет. Объявлено, что прогрессивная общественность планирует выйти общей колонной на Первомай под лозунгом «Просвещённому Петербургу – просвещённую власть». Так и представляется, как в майском небе над строем мироновцев-титовцев-навальнистов-гудковцев-собчаковцев-ходорковцев-касьяновцев поплывёт в окружении радужных шариков большой портрет единого кандидата от демократических сил Максима Лазаревича Шишкина.

10.4.2019 Юрий Нерсесов
Властители дум. Министерству образования, рекомендуя труды Дмитрия Быкова для институтов и школ, надо помнить: речь идёт именно о событиях и книгах иных миров. Иначе детишки пострадать могут. Законспектируют лекции, а экзамены по литературе и истории пойдут сдавать угрюмому реалисту. Тот послушает, решит, что над ним издеваются, да и зарежет.

8.4.2019 Сергей Лебедев
Их нравы. В скором времени правительство Новой Зеландии, устыдившись гнусного поступка Брентона Тарранта, еще шире откроет двери для иммигрантов. Попутно откроют новые мечети и запретят «расистские» организации. Иммигрантские общины получат новые права и льготы, причем толерантность будет требоваться только от белых. Так выглядит закат Европы в ее заморском продолжении.