АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Четверг, 9 июля 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Занавес поднимается
2007-10-29 Лёня Рифеншталь
Занавес поднимается
Заметки о политической режиссуре и игре

Череда спектаклей катится по России - начинается грандиозный театральный фестиваль «Выборы».

Собственно, официально он еще не открылся, но кое-кому невтерпеж засветиться.

Минувшая неделя дала богатую пищу для размышлений всем, кто к выборам так или иначе причастен: критикам, журналистам, сценаристам, режиссерам, политико-актерской братии и, конечно, жюри. Последнее на подобного рода фестивалях имеет беспрецедентный статус: организаторы мероприятия с утра до ночи наперебой говорят о том, насколько оно уважаемо, но на самом деле с ним, с жюри, никто не считается. Условно оно обозначено термином «народ», в документах под грифом «не для общего пользования» расшифровывается как «неадекватная абстракция разных омороченных дураков».

Богатой на предфестивальные премьеры выдалась среда, 24 октября. Наверно, не случайно так получилось - в канун круглой даты 90-летия Октябрьской революции, памятного шоу, положившего начало новой эпохе российского политического шоу-бизнеса.

На заре этой эпохи разрабатывались и успешно осуществлялись грандиозные проекты строительства масштабных театрально-зрелищных объектов при минимуме затрат. На строительстве использовалась самая дешевая рабочая сила в виде несознательных элементов общества, не понимавших задач построения российского шоу-бизнеса. Кто задач не понимал, должен был пройти процесс «перековки» в специальных зонах, организованных в местах возведения концертно-зрелищных комплексов.

Современная методика шоу-бизнеса органично использует лучшие наработки методик прошлых лет, но с учетом новейших технологий, характерных для начала 21 века. Вместо массовых выселений на неосвоенные территории применяется точечная депортация, когда в отдаленные поселения отправляются единичные представители несознательных элементов. С большинством же работа проводится прямо на местах. Профессионалы шоу-бизнеса всячески стараются подтянуть недостаточно созревшее население до понимания новых инновационных форм различных видов зрелищных искусств, в связи с чем и было определено, что население будет выполнять почетную роль жюри. При этом образовалась межцеховая договоренность - если жюри все-таки действительно начнет кое-что соображать – критики сразу же закидают камушками огород сценаристов, режиссеров и исполнителей: халтурите!

Минувшая неделя давала много поводов для «закидывания камушками».

Возьмем, к примеру, сюжет «Плохая партия», зачином к которому явился этюд «Отречение Тимофеева», разыгранный в Законодательном собрании Петербурга. В целом, участники этюда слабо справились с той важной составляющей любой роли, которая называется правдоподобием. По всему было видно, как они стараются его соблюсти, но правдоподобие обладает таким свойством, что при излишнем старании начинает выглядеть перебором. В данном случае перебором было со стороны пресс-центра ЗАКСа организовывать публичные комментарии заявления Тимофеева представителями разных партий. Пусть бы журналисты сами побегали, вылавливая ускользающих в перерывах депутатов то в буфете, то в курилке, то в сортире. Если бы депутаты повели себя так, будто ничего не случилось (подумаешь, «эсэр» предложил партии самораспуститься - на повестке дня был более насущный вопрос бюджета), то такое поведение вызвало бы у журналистов гораздо больший ажиотаж, а игровой момент, по закону жанра присутствующий в любом шоу, был бы абсолютно неразличим для посторонних глаз.

Но различили! Вот в чем беда.

Журналисты являются прослойкой между участниками фестиваля и жюри, и если они ничего не заметят, то жюри – подавно. Но заметили! Когда к ним вышел человек, играющий парламентария Евтухова, то, глядя на его самодовольное лицо, журналисты резонно поинтересовались: почему Тимофеев выскочил на трибуну сразу же, как только «Единая Россия» взяла десятиминутную паузу после выступления исполнителя роли начальника «справедливоросовцев» Миронова? Не заранее ли это подготовленная пауза? При профессиональной игре таких вопросов возникать не должно! Пресловутая же «указивка» с искусствоведческими комментариями сюжета, появившаяся во всех городских редакциях – совершенно грубая сценарная склейка. Это же запускание посторонних за кулисы! А как же таинство искусства? Скандал был совершенно не отыгран, а просто переброшен ленивцами на бумагу. Что такое: «Давать bаск-ground не по Тимофееву, а по скандалам в партии «СР»? Такое могло прокатить в 1937-м, но в 2007 может вызвать только желание дисквалифицировать господ шоуменов из Желтого дома. Смотрите, как бы вам bаск-ground не сделали! Не мешало бы внимательнее следить за формулировками и в письменной, и в устной речи. А то порой такими корявыми фразами сыплют – хорошо, что жюри уже столько столетий неопытное, но ведь когда-нибудь, как на Западе, придет и к нам просвещение. Тогда народу палец в рот не клади. Тогда исполнитель роли вице-губернатора Осеевского на вопрос «почему не принята поправка по питанию школьников» не ответит беззастенчиво: «Школьники не хотят питаться, не в деньгах счастье».

На худой конец, если господа «осеевские» крайне облажаются в сериале «Мудрая власть», то по типажу сойдут для героев «Крестного отца» - туда их и отправят. Но в отношении актрисы, претендующей на главную роль, непонятно: она-то чем займется в случае признания профнепригодности? А ведь лажает на каждом слове, вызывая неприкрытый хохот журналистов. Например, в любовном дуэте, призванном показать пример интимного общения «без посредников», выставилась – о, ужас! – вместо самостоятельной губернаторши полностью зависимой от «дяденьки» из Москвы – так переборщила в заискиваниях перед партией власти, которую представлял исполнитель роли председателя Госдумы. И все это отнюдь не «без посредников», как расписано в методичке из Желтого дома: зал был полон исполнителями ролей членов правительства и, опять же, журналистов. Если учесть, что все это происходило в день провального эпизода с Тимофеевым, то становится непонятным, чем занимаются господа, готовящие столь слабые актерские кадры. А ведь деньги получают немалые…

И как после этого им доверят фестивальные мероприятия? А ведь доверят! Но получается, фестиваль продемонстрирует не подъем, а упадок уровня общей культуры: и сценарии, и режиссура, и исполнительство значительно отстают от общемирового уровня. Все потому, что, как и встарь, у нас все причесывается и прилизывается вместо того, чтобы поддерживать яркую творческую индивидуальность. Истинные мастера своего дела возмущаются до глубины души.

«Сообщаем Вам, - пишут они в высочайшие инстанции, - что подписавшим это обращение Никите Михалкову, Зурабу Церетели и другим никто не давал права представлять все сообщество деятелей культуры (имеется в виду нижайшая челобитная исполнителю роли президента поиграть эту роль третий срок подряд – Л.Р.). Уже то, что они себе это позволили, – факт возмутительный, да и просто неприличный. Такое обращение бросает тень не только на тех, кто его подписал, но и на Вас как президента, за годы правления которого восстановились, к сожалению, многие проявления столь характерного для советских времен культа любого кремлевского властителя».

Вышеприведенная бумага нарушает данное в документах организаторов фестиваля под грифом «не для общего пользования» определение «народ» (см. начало статьи). А это чревато возникновением форсмажорных обстоятельств, которые потребуют от исполнителей не столько шаблонной игры, сколько умения импровизировать. Но под силу ли импровизация тем, кто плохо играет?

Посмотрите, какая досада случилась в воскресение в Петербурге возле памятника академику Сахарову! Подобное мероприятие не может входить в фестивальную афишу, поскольку не вписывается в формат шоу-бизнеса. Его организовали другие силы, не буду подробно останавливаться на том, какие именно – разговор сейчас не об этом. А о тех казусах, к которым рано или поздно приводит «звездная болезнь». Похоже, ею изрядно заразилась основная фестивальная команда - «Единая Россия». Не иначе, она так уверилась в своих сценических способностях, что решила вписаться в работу альтернативщиков. Но как же убого выглядело ее сиротское стояние в сторонке во время «Марша против ненависти» в оцеплении несметных правоохранительных сил. Уже знакомый нам поверхностно осваивающий актерское искусство исполнитель роли парламентария Евтухова слабо убедительно пытался уверить телевизионщиков, что едросовцев «не пускают». Наконец, зачем-то выждав глупейшую паузу, они гуськом робко возложили цветочки к подножию Сахарова под разносившиеся окрест через динамики характеристики: «Разве можно не ненавидеть этих сволочей, которые солдат в армии гробят не за что, которые от людей отгородились в кабинетах и гребут нефтедоллары, льющиеся на страну бешеным потоком, и пытаются обмануть всех, что в стране изобилие и согласие…»

Позор! Разоблачение! Так не играют, господа! Фестивальная команда «ЕР», пользуясь привилегированным положением приближенности к власти, дискредитирует всю кампанию, не говоря о законах.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Театр абсурда
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
8.7.2020 Андрей Дмитриев
Расследование. Помощника капитана Юрия Скока «выживают» с учебного парусного судна судна «Юный Балтиец». Он подает к руководству иск о защите чести и достоинства. Неужели причиной стала готовящаяся к выходу книга о прошлых деяниях двух Владимиров Владимировичей – президента Путина и вице-губернатора Кириллова?

7.7.2020 Юрий Нерсесов
Щупальца олигархии. Британский философ Сэмюэль Джонсон назвал патриотизм последним прибежищем негодяя, имея в виду дельцов, прикрывающих свои гешефты патриотической демагогией. Похоже, некоторые отставные подруги олигархов идут тем же путём.

29.6.2020 Юрий Нерсесов
Эхо истории. С присоединением Крыма РВИО особенно охотно рожает монстров в области его истории. От больших и вонючих, как фильм Первого канала «Нулевая мировая война», который я разбирал два года назад. До маленьких и бесцветных, типа статьи «Балаклавская битва», опубликованной на сайте РВИО в нынешнем году. Переврано в ней всё возможное, причём по-разному.

26.6.2020 Сергей Лебедев
Apocalypse now. Что ж, в истории уже были примеры вырождения и гибели в результате гедонизма целых цивилизаций. Можно вспомнить классический пример Римской империи, В конце концов Римская цивилизация была сметена нашествием варваров, американской сильно везёт, что рядом с ней сильных варварских государств нет, но горит она всё равно красиво. Goodbye America, O!

23.6.2020 Юрий Нерсесов
Щупальца олигархии. О дружбе либерального вице-премьера и любителя шахмат Аркадия Дворковича с православно-консервативным министром сельского хозяйства и покровителем казачества Александром Ткачёвым россияне узнали уже после их отставки. Караоке с «Ах судьба моя, судьба!» Надежды Кадышевой в бизнес-джете вышло чрезвычайно задушевное. Но не придётся ли певцам исполнить «Таганку» или «Владимирский централ» в куда менее комфортном месте?

22.6.2020 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. Типа патриотических чучелок из "Единой России" продемонстрировали западной публике в качестве злобных империалистов и фашистов. Затем показали, что для Путина в отличие от подобного зверья осуждение «секретных протоколов» сомнению не подлежит. И напомнили: только действующий президент может держать дрессированных мишек на коротком поводке и загонять пинком в конуру.

15.6.2020 Юрий Нерсесов
Война и мир. Сверхдержавы будут делить мир, пока существует человечество. Независимо от того, кто эти сверхдержавы возглавляет: благословлённые церковью монархи, революционные диктаторы или демократически избранные премьеры. Если же вашу страну призывают покаяться в чудовищном преступлении, значит, делить на сферы готовятся её саму.

15.6.2020 Андрей Дмитриев
Эхо истории. Столичная подземка стала одним из ключевых проектов сталинской эпохи, а спустя десятилетия - и московской мэрии, которая в минувшем году получила контроль над основным пакетом акций АО «Мосметрострой». Разберемся на данном примере в разнице подходов и приоритетов сталинских выдвиженцев и путинских "эффективных менеджеров".

11.6.2020 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Шугалею сильно повезло, что создатели фильма о нём не столь талантливы, как адвокат из рассказа Тэффи. В противном случае узника, скорее всего, запытали бы до смерти, пытаясь выяснить, где находятся мифические атомные бомбы семьи Каддафи.

29.5.2020 Юрий Нерсесов
Властители дум. Главред журнала «Дилетант» Виталий Дымарский, редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов и их команда не пропадут, даже если «Газпром» отлучит их от своей щедрой груди. Хорошие моэли, то есть специалисты по обрезанию, в российских синагогах на вес золота. Православно-монархический канал «Царьград-ТВ» Константина Малофеева вроде бы идейно далёк от них, но действует точно так же.