АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 4 декабря 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Занавес поднимается
2007-10-29 Лёня Рифеншталь
Занавес поднимается
Заметки о политической режиссуре и игре

Череда спектаклей катится по России - начинается грандиозный театральный фестиваль «Выборы».

Собственно, официально он еще не открылся, но кое-кому невтерпеж засветиться.

Минувшая неделя дала богатую пищу для размышлений всем, кто к выборам так или иначе причастен: критикам, журналистам, сценаристам, режиссерам, политико-актерской братии и, конечно, жюри. Последнее на подобного рода фестивалях имеет беспрецедентный статус: организаторы мероприятия с утра до ночи наперебой говорят о том, насколько оно уважаемо, но на самом деле с ним, с жюри, никто не считается. Условно оно обозначено термином «народ», в документах под грифом «не для общего пользования» расшифровывается как «неадекватная абстракция разных омороченных дураков».

Богатой на предфестивальные премьеры выдалась среда, 24 октября. Наверно, не случайно так получилось - в канун круглой даты 90-летия Октябрьской революции, памятного шоу, положившего начало новой эпохе российского политического шоу-бизнеса.

На заре этой эпохи разрабатывались и успешно осуществлялись грандиозные проекты строительства масштабных театрально-зрелищных объектов при минимуме затрат. На строительстве использовалась самая дешевая рабочая сила в виде несознательных элементов общества, не понимавших задач построения российского шоу-бизнеса. Кто задач не понимал, должен был пройти процесс «перековки» в специальных зонах, организованных в местах возведения концертно-зрелищных комплексов.

Современная методика шоу-бизнеса органично использует лучшие наработки методик прошлых лет, но с учетом новейших технологий, характерных для начала 21 века. Вместо массовых выселений на неосвоенные территории применяется точечная депортация, когда в отдаленные поселения отправляются единичные представители несознательных элементов. С большинством же работа проводится прямо на местах. Профессионалы шоу-бизнеса всячески стараются подтянуть недостаточно созревшее население до понимания новых инновационных форм различных видов зрелищных искусств, в связи с чем и было определено, что население будет выполнять почетную роль жюри. При этом образовалась межцеховая договоренность - если жюри все-таки действительно начнет кое-что соображать – критики сразу же закидают камушками огород сценаристов, режиссеров и исполнителей: халтурите!

Минувшая неделя давала много поводов для «закидывания камушками».

Возьмем, к примеру, сюжет «Плохая партия», зачином к которому явился этюд «Отречение Тимофеева», разыгранный в Законодательном собрании Петербурга. В целом, участники этюда слабо справились с той важной составляющей любой роли, которая называется правдоподобием. По всему было видно, как они стараются его соблюсти, но правдоподобие обладает таким свойством, что при излишнем старании начинает выглядеть перебором. В данном случае перебором было со стороны пресс-центра ЗАКСа организовывать публичные комментарии заявления Тимофеева представителями разных партий. Пусть бы журналисты сами побегали, вылавливая ускользающих в перерывах депутатов то в буфете, то в курилке, то в сортире. Если бы депутаты повели себя так, будто ничего не случилось (подумаешь, «эсэр» предложил партии самораспуститься - на повестке дня был более насущный вопрос бюджета), то такое поведение вызвало бы у журналистов гораздо больший ажиотаж, а игровой момент, по закону жанра присутствующий в любом шоу, был бы абсолютно неразличим для посторонних глаз.

Но различили! Вот в чем беда.

Журналисты являются прослойкой между участниками фестиваля и жюри, и если они ничего не заметят, то жюри – подавно. Но заметили! Когда к ним вышел человек, играющий парламентария Евтухова, то, глядя на его самодовольное лицо, журналисты резонно поинтересовались: почему Тимофеев выскочил на трибуну сразу же, как только «Единая Россия» взяла десятиминутную паузу после выступления исполнителя роли начальника «справедливоросовцев» Миронова? Не заранее ли это подготовленная пауза? При профессиональной игре таких вопросов возникать не должно! Пресловутая же «указивка» с искусствоведческими комментариями сюжета, появившаяся во всех городских редакциях – совершенно грубая сценарная склейка. Это же запускание посторонних за кулисы! А как же таинство искусства? Скандал был совершенно не отыгран, а просто переброшен ленивцами на бумагу. Что такое: «Давать bаск-ground не по Тимофееву, а по скандалам в партии «СР»? Такое могло прокатить в 1937-м, но в 2007 может вызвать только желание дисквалифицировать господ шоуменов из Желтого дома. Смотрите, как бы вам bаск-ground не сделали! Не мешало бы внимательнее следить за формулировками и в письменной, и в устной речи. А то порой такими корявыми фразами сыплют – хорошо, что жюри уже столько столетий неопытное, но ведь когда-нибудь, как на Западе, придет и к нам просвещение. Тогда народу палец в рот не клади. Тогда исполнитель роли вице-губернатора Осеевского на вопрос «почему не принята поправка по питанию школьников» не ответит беззастенчиво: «Школьники не хотят питаться, не в деньгах счастье».

На худой конец, если господа «осеевские» крайне облажаются в сериале «Мудрая власть», то по типажу сойдут для героев «Крестного отца» - туда их и отправят. Но в отношении актрисы, претендующей на главную роль, непонятно: она-то чем займется в случае признания профнепригодности? А ведь лажает на каждом слове, вызывая неприкрытый хохот журналистов. Например, в любовном дуэте, призванном показать пример интимного общения «без посредников», выставилась – о, ужас! – вместо самостоятельной губернаторши полностью зависимой от «дяденьки» из Москвы – так переборщила в заискиваниях перед партией власти, которую представлял исполнитель роли председателя Госдумы. И все это отнюдь не «без посредников», как расписано в методичке из Желтого дома: зал был полон исполнителями ролей членов правительства и, опять же, журналистов. Если учесть, что все это происходило в день провального эпизода с Тимофеевым, то становится непонятным, чем занимаются господа, готовящие столь слабые актерские кадры. А ведь деньги получают немалые…

И как после этого им доверят фестивальные мероприятия? А ведь доверят! Но получается, фестиваль продемонстрирует не подъем, а упадок уровня общей культуры: и сценарии, и режиссура, и исполнительство значительно отстают от общемирового уровня. Все потому, что, как и встарь, у нас все причесывается и прилизывается вместо того, чтобы поддерживать яркую творческую индивидуальность. Истинные мастера своего дела возмущаются до глубины души.

«Сообщаем Вам, - пишут они в высочайшие инстанции, - что подписавшим это обращение Никите Михалкову, Зурабу Церетели и другим никто не давал права представлять все сообщество деятелей культуры (имеется в виду нижайшая челобитная исполнителю роли президента поиграть эту роль третий срок подряд – Л.Р.). Уже то, что они себе это позволили, – факт возмутительный, да и просто неприличный. Такое обращение бросает тень не только на тех, кто его подписал, но и на Вас как президента, за годы правления которого восстановились, к сожалению, многие проявления столь характерного для советских времен культа любого кремлевского властителя».

Вышеприведенная бумага нарушает данное в документах организаторов фестиваля под грифом «не для общего пользования» определение «народ» (см. начало статьи). А это чревато возникновением форсмажорных обстоятельств, которые потребуют от исполнителей не столько шаблонной игры, сколько умения импровизировать. Но под силу ли импровизация тем, кто плохо играет?

Посмотрите, какая досада случилась в воскресение в Петербурге возле памятника академику Сахарову! Подобное мероприятие не может входить в фестивальную афишу, поскольку не вписывается в формат шоу-бизнеса. Его организовали другие силы, не буду подробно останавливаться на том, какие именно – разговор сейчас не об этом. А о тех казусах, к которым рано или поздно приводит «звездная болезнь». Похоже, ею изрядно заразилась основная фестивальная команда - «Единая Россия». Не иначе, она так уверилась в своих сценических способностях, что решила вписаться в работу альтернативщиков. Но как же убого выглядело ее сиротское стояние в сторонке во время «Марша против ненависти» в оцеплении несметных правоохранительных сил. Уже знакомый нам поверхностно осваивающий актерское искусство исполнитель роли парламентария Евтухова слабо убедительно пытался уверить телевизионщиков, что едросовцев «не пускают». Наконец, зачем-то выждав глупейшую паузу, они гуськом робко возложили цветочки к подножию Сахарова под разносившиеся окрест через динамики характеристики: «Разве можно не ненавидеть этих сволочей, которые солдат в армии гробят не за что, которые от людей отгородились в кабинетах и гребут нефтедоллары, льющиеся на страну бешеным потоком, и пытаются обмануть всех, что в стране изобилие и согласие…»

Позор! Разоблачение! Так не играют, господа! Фестивальная команда «ЕР», пользуясь привилегированным положением приближенности к власти, дискредитирует всю кампанию, не говоря о законах.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Театр абсурда
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
4.12.2020 Юрий Нерсесов
Гримасы либерализма. Тридцать лет назад зампред исполнительного комитета Ленинградского горсовета Анатолий Чубайс опубликовал в журнале «Век XX и мир» статью с заголовком «Жёстким курсом». Он предупредил, что рыночные реформы существенно ухудшат жизнь населения и людишки станут не только проявлять недовольство, но и сопротивляться. Значит, потребуется разгонять первые за 70 лет демократические советы, разгонять профсоюзы и разбираться с неугодными средствами массовой информации.

3.12.2020 Павел Ковригин
Рецензия. Книга «Боевая экология» экономиста Саида Гафурова и бывшего коммунистического депутата Государственной Думы Дарьи Митиной посвящена современным «регрессорам». Точнее, одному из их главных орудий — крупнейшим экологическим организациям, включая знаменитый Greenpeace. Парадоксальным образом Гафуров и Митина обнаруживают общие идеологические источники у экологов и фашистов.

1.12.2020 Эльберд Гаглоев
Война и мир. Ни у одного из участников нет ни одного однозначного бонуса, вот обязательно какая-то дрянь в подарочке имеется. Похоже, все они следуют по коридору, который им кто-то очень умный выстроил. Очень не хотелось бы чтобы Армения сыграла роль Сербии в первой мировой войне.

30.11.2020 Юрий Нерсесов
Их нравы. Весь липовый «антифашизм» главной блондинки российского МИДа - не более, чем политическая технология, в которой Гитлер и Нжде играют роль резиновых дубинок. Когда требуется, прелестное создание достаёт их из косметички, чтобы треснуть по лбу оппонента, а потом бережно укладывает обратно.

29.11.2020 Сергей Лебедев
Эхо истории. Польская война 1830−31 гг. была на редкость тяжелой и кровопролитной. Русская армия потеряла 63 тысячи человек убитыми, польская - вдвое больше. Дорогая цена была уплачена за снисходительность Александра I и полонофильство Константина Павловича. И все же эта война завершилась победой русского оружия.

23.11.2020 Юрий Нерсесов
Литература. Поэт, литературовед, защитник Украины от москальской агрессии и поклонник проворовавшейся начальницы департамента имущественных отношений минобороны Евгении Васильевой Дмитрий Быков (по отцу Зильбертруд, по деду со стороны матери Лотерштейн), похоже, серьёзно болен. Обитающие в его голове творческие личности решительно не согласны друг с другом.

14.11.2020 Юрий Нерсесов
Война и мир. Жестокая муза истории Клио не просто опозорила Пашиняна. Она позаботилась приурочить его разгром к 100-летнему юбилею предыдущего поражения страны. Армяно-турецкая война 24 сентября - 2 декабря 1920 года - копия нынешней в Карабахе.

8.11.2020 Юрий Нерсесов
Правильные выборы. Думаю, ни 74-летний Трамп, ни 78-летный Байден друг друга мочить не станут и танки на избирательные участки не пошлют. Зато от их более молодых и энергичных преемников в перспективе можно ждать много интересного. История американских выборов куда экстравагантней и романтичней, чем кажется на первый взгляд.

30.10.2020 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. Переступив порог екатеринбургского «Ельцин-Центра» на улице Ельцина, я едва не расплакался от умиления. Благостность экспозиции о первом президенте России поневоле заставляла вспомнить слащавые рассказы советских писателей о дедушке Ленине. За вычетом освоенного, всё до копейки из 7,5 млрд. рублей ушло на прославление первого президента России и промывание мозгов россиянам, не заставшим его эпоху.

29.10.2020 Сергей Лебедев
Эхо истории. Летом 1940 года вся Европа от Португалии до Финляндии разделяла общеевропейские ценности. Среди них были - приоритет прав сверхчеловека (иначе говоря, представители высшей расы были по ту сторону добра и зла), политические свободы (каждый унтерменш совершенно свободно мог работать на господина), а также полная свобода предпринимательства (то есть каждый сверхчеловек имел полное право забрать все материальные ценности недочеловеков).