АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Четверг, 27 января 2022 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Мы карьяла - нам похъола!
2006-12-05 Вадим Штепа
Мы карьяла - нам похъола!
Вторая половина уходящего года неожиданно сделала Карелию одним из центров российской политики. Вряд ли можно сказать, что местные жители сами стремились к этому. Карельский менталитет – традиционно неторопливый и отстраненный, он весьма образно выражается вынесенным в заголовок слоганом на этикетке одного из популярных местных напитков – водки «Похъола» («Северная»).

…В 1998 году, когда Сергей Катанандов впервые избирался в губернаторы, одним из главных девизов его предвыборной кампании была фраза, сказанная в интервью о межнациональных отношениях: «Все мы здесь карелы». И это был фактически беспроигрышный сценарий. Несмотря на подавляющее (более 85 %) большинство славянского населения, многие из них воспринимают и даже охотно называют себя «карелами» – не в этническом, а в географическом смысле. В этом сказывается и общая зачарованность неповторимой карельской природой, и многовековое переплетение культур. Местные русские бабушки, к примеру, часто балуют своих внуков традиционной карельской выпечкой – не особо задумываясь о происхождении этих рецептов.   

Карелия вообще уникально отличалась от множества российских регионов, да и от прибалтийских стран, тем, что здесь до недавнего времени фактически не знали межнациональных конфликтов. Особенно это относилось (да и продолжает относиться) к взаимоотношениям между коренными народами региона. Однако кондопожские события прочертили резкую грань между «карелами» и «некарелами» (в упомянутом географически-психологическом смысле). 

Конечно, в первую очередь это коснулось отношения к чеченской диаспоре. К ней также до недавнего времени относились вполне терпимо – пока она не перешла к формированию и шокировавшему всю республику применению этно-криминальных группировок. Масла в огонь подлило и коммюнике карельского МВД по итогам кондопожских событий – с благодарностью этой диаспоре за добровольную выдачу нескольких подозреваемых в этом убийстве. Интересно, у какой диаспоры милиция спрашивает разрешения, если надо задержать, к примеру, русских бандитов? Этот случай наглядно показал, что чеченцы – не просто «равноправные граждане России», но «равноправнее» некоторых других… 

Кондопожские события не были каким-то «антикавказским погромом», как их подают в официальных версиях. Да и какой-то странный это «погром», жертвами которого оказались несколько местных жителей, а с кавказской стороны пострадали лишь пустые ларьки и магазинные витрины. Более того – по итогам этих событий более 100 кондопожан было привлечено к судебной ответственности, тогда как суд над бандой чеченских убийц так до сих пор и не начался… 

Другим, не менее, а быть может, даже более важным содержанием кондопожских событий, была их отчетливо антивластная направленность. Это до сих пор если и не замалчивается властями (что уже невозможно), то, во всяком случае, старательно обходится и не акцентируется. Хотя народное восстание в городе началось именно с наплевательства наиболее зримого представителя власти - милиции - на свои профессиональные обязанности. За кровавым визитом чеченской «бригады» в «Чайку» преспокойно наблюдала патрульная милицейская машина, никак не вмешиваясь в события. Для горожан именно это стало нагляднейшим доказательством срастания этно-криминальных группировок и коррумпированной власти. А когда граждане стали явочным порядком брать власть в городе в свои руки, их встретили кордоны ОМОНа… 

Это, пожалуй, ключевое слово для понимания состоявшихся событий – граждане. Затертое советско-милицейским сленгом, в Кондопоге оно вдруг явило свой исконный, республиканский смысл. В собрании граждан этого северного города на общенародный сход словно бы проснулась новгородская вечевая традиция. Граждане Новгородской республики не считали власть некоей сакральной самоценностью, но лишь своим служебным аппаратом, который всегда жестко контролировали. Вот и на кондопожском сходе они фактически заставили мэра города А. Туркеничева подписать составленную ими резолюцию.  

Хотя к Туркеничеву у кондопожан накопилась масса понятных претензий, но именно за это подписание он впоследствии и был отстранен от своей должности С. Катанандовым. Вместо него по «вертикали власти» мэром был назначен петрозаводский чиновник В. Бессонов, что вызвало очередное недовольство граждан, которых лишили права выбирать и контролировать свою власть. А глава Карелии тем самым фактически отрекся от своего давнего «общекарельского» девиза.  

В Карелии, как и на всем Севере, издавна ценят демократическую традицию выборов. Поэтому нынешнее издевательство над этой традицией, с «вертикальным» назначением губернаторов и мэров, вызывает понятный бойкот. На состоявшихся 8 октября выборах Законодательного Собрания Карелии едва удалось преодолеть минимальный 20%-ный порог явки. Причем наименьшее число избирателей пришло на участки как раз в Кондопожском районе. Ибо «выбирать» предлагалось лишь из двух «рукавов» партии власти – ЕдРосов и СпРосов. Оппозиционное «Яблоко» местный избирком вообще снял с выборов. Правда, «яблочники» затем неприятно удивили поддерживавших их граждан, призвав голосовать на этих выборах за «Справедливую Россию». Так что судьба (и «оппозиционный» имидж) этой партии теперь в Карелии вообще под вопросом… 

Однако в ноябре в Петрозаводске состоялось куда более значимое общеоппозиционное событие, с трудом представимое в российских столицах. В день милиции 10 ноября представители КПРФ, ОГФ, НБП, СКМ, а также анархический «Клуб Радикальных Оптимистов» провели нашумевшую конференцию под названием «Против полицейского государства». Публике были представлены многочисленные отчеты разных организаций о том, как нынешние «правоохранительные» органы старательно препятствуют осуществлению гражданами своих конституционных прав. Завершилась конференция принятием обращения к властям с требованием создать Общественную комиссию, которая вела бы независимый мониторинг этих милицейских правонарушений. И хотя нынешняя власть уже давно не слышит общество, резонанс от этой конференции в оппозиционных (преимущественно сетевых) СМИ был существенным.  

И наоборот: в Карелии вряд ли было бы возможно событие, доминантное в ноябре для Москвы и Питера, – «Русский марш». Прежде всего, по причине упомянутого переплетения здесь национальных культур. Показательно, что на кондопожском и петрозаводском общенародных сходах лозунги заезжих активистов ДПНИ (как, впрочем, и «Наших») не особо «зажигали» публику. Люди просто уже не хотят быть послушной «провинциальной» массовкой для пиара столичных политиков. Кондопожские события неожиданно привели к воскрешению в общественном сознании популярных в 1990-е годы тем республиканского суверенитета и «еврорегиона Карелии». Раз уж нынешнее государство не оставляет своим гражданам никакого выбора – граждане вправе выбрать перспективу создания иного, своего государства… 

Кстати говоря, даже стилистически участники кондопожских событий были совсем не похожи на пресловутых «скинхедов», которыми запугивают публику московские и питерские СМИ. Это в основном была современная северноевропейская молодежь. Неслучайно главным источником независимой информации об этих событиях стал клубный портал Кондопоги – www.cityk.ru. Традиционное северное миролюбие кондопожан проявилось и в их своеобразном «гандизме». Когда через месяц-другой после этих событий в Кондопогу стала возвращаться кавказская диаспора, не было зафиксировано ни одного случая насилия по отношению к ней. У кавказцев просто ничего не покупают и не сдают им жилье. Чем ненавязчиво подвигают их к идее возвращения в более теплые, родные для них края. Просто «все мы здесь карелы»… 

Этот спонтанный взлет общественных инициатив и общественного самоуправления может со временем перерасти в возрождение Карельского Народного Фронта – неофициальной гражданской организации, которая была весьма популярна здесь в «перестроечные» времена. Но в 1991 году она самораспустилась, с победой «августовской революции» ее лидеры посчитали свою миссию выполненной. Видимо, тогда северяне напрасно и непривычно для себя поторопились…    

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Национальный характер
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
25.1.2022 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Погружаясь в историю, Мария Захарова путается в очевидных вопросах. Например, гордо заявляет: «Мы воевали много раз с немцами. Но каждый раз они на нас нападали. Мы воевали с французами, но это они на нас нападали. Когда мы были агрессором?»

20.1.2022 Дмитрий Костенко
Эхо истории. Проповедь пролетарского интернационализма, которую вели среди забастовщиков коммунисты и левые лейбористы, была понята своеобразно. Шахтёры выступали под лозунгом "Трудящиеся всего мира, боритесь за Белую Южную Африку!" Зато идею о том, что не стоит торговаться с англичанами за автономию, а надо создавать собственную республику Советов, была усвоена намного лучше.

19.1.2022 Сергей Лебедев
Общество зрелищ. В фильме «Не время умирать» Бонд сражается со злодеями, разумеется, русскими, с именами Люцифер Сафин и Валдо Обручев. Разумеется, есть здесь феминизм, экология, однополые браки и чернокожие положительные герои. Британского в фильме нет ничего. Все усреднённо западное.

7.1.2022 Юрий Нерсесов
Apocalypse now. На решение Путина-666 повлияли как украинский провал, так и записка, позаимствованная из аналитического центра запрещённой Национал-Большевистской партии. Разрешать партию и тем более делиться с ней славой собирателя русских земель он не собирался. Напротив, лучше задавить на корню, а тех кто посговорчивее перекупить, как этого лысого писателя с липучей фамилией... Но почему бы не использовать краденные наработки?

6.1.2022 Юрий Нерсесов
Рамзанизация. Лично мне происходящее напоминает события двухвековой давности в Польше, которую Александр I присоединил к России после участия польской армии в походе Наполеона на Москву. Император даровал полякам либеральную конституцию, о которой русские и мечтать не смели, позволил им иметь собственную армию, да ещё и демонстративно высказывал её офицерам своё благоволение, пренебрегая российскими.

22.12.2021 Алексей Рафалович
Дефективный менеджмент. Исходя из полученного «сертификата» выходит, что Ка-62 создавался исключительно для «покатушек» экипажа из двух человек? Сертификат-то выдали, но ограничение, по части использования этого вертолёта, делают его совершенно непригодным для решения заявленных задач – это ли не подтверждение тезиса о том, что программа Ка-62 была придумана исключительно для освоения российского бюджета?!

16.12.2021 От редакции
In memoriam. При жизни товарищ Ким Чен Ир для руководства на месте делами 1647 раз ездил на поезде, преодолевая путь общей протяженностью более 398 тыс. км. Для него вагон поезда сразу был движущимся рабочим кабинетом. И скончался в мчащемся поезде 17 декабря 2011 г. С тех пор прошло уже 10 лет.

16.12.2021 Алексей Рафалович
Деградация. Определенную славу Владимир Кехман приобрёл как руководитель сначала Михайловского театра в Санкт-Петербурге, театра оперы и балета в Новосибирске, а теперь и МХАТа имени Горького в Москве – и в каждом случае устраивал форменный разгром с радикальным уничтожением репертуара, скандальными увольнениями именитых актёров, режиссёров и мегаломанскими проектами по реконструкции и техническому оснащению зданий театров.

12.12.2021 Юрий Нерсесов
Властители дум. Интересно, попаду ли я под 282-ю, предложив государству прекратить финансировать фильмы Сокурова, которые проваливаются по причине отказа зрителей их смотреть? И если после призыва отделить Кавказ зовут поболтать с президентом, за что наказаны Заваркин, Кашапов, Крылов и Полюдова? За то, что любимый режиссёр царя-батюшки в феодальной табели о рангах не менее графа, а они жалкие плебеи?

8.12.2021 Борис Костин
Деградация. В одной из популярных советских песен поется: «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором». Однако в идеологической борьбе, навязанной Западом России, деятельность чиновничьего «хора» Комитета Saint-P по молодежной политике звучит откровенным диссонансом и плохо сокрытым пособничеством бездарям и прохиндеям. Не пора ли положить этому the end?