АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Вторник, 1 апреля 2025 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
За кулисами французской цензуры
2016-02-05 Александр Сивов
За кулисами французской цензуры
Каким образом на крупнейший телеканал страны попал антимайдаунский фильм?

По крупнейшему частному телевизионному каналу Франции Канал+ (Canal+) показали фильм «Маски революции» об украинских фашистах, их роли в киевском майдане и погроме в Одессе 2 мая 2014 г. Протест украинских властей против его будущей трансляции во Франции – в не самое удобное время – только добавил ему зрителей. Теперь его собираются ещё и повторить 8 февраля. Я, как франкоязычный, смотрел его в оригинале.

Фильм получился достаточно мягкий и снисходительный по отношению к киевскому режиму. Касательно событий в Одессе, в частности, ни словом не было упомянуто, что большинство «правосеков» было перевезено в город украинским руководством из других городов. Или что подавляющее большинство жертв в Доме профсоюзов погибли не от дыма, а были зарублены топорами – преднамеренные убийства таким образом предстали как непреднамеренные. Не было упомянуто про то, что, согласно циркулирующей в кругах одесского Сопротивления информации, порядка 60-70 наиболее изуродованных топорами трупов были тайно кремированы СБУ, и жертвы сегодня фигурируют как «без вести пропавшие». Но спасибо и на таком освещении событий, пусть даже урезанном и куцем. И это лучше, чем то, что ранее крутили по французским каналам.

Но более интересно сегодня другое: как такой фильм смог пробиться сквозь джунгли французской цензуры? Что это может значить? Чья «длинная мохнатая рука» дала добро французскому Канал+ так резко сменить освещение событий на Украине?

Сказки про «свободу» на французских СМИ оставим для наивных российских простачков. Я, как франкоязычный журналист, иногда и пишущий и для их СМИ, лучше, чем кто-либо, в курсе реалий французской цензуры. Официальных, но чаще негласных запретов на освещение тех или иных тем во Франции всегда было множество. Экскурс в историю.

История побоища, которое организовали в 1871 году «версальцы» над участниками Парижской коммуны, для кого-то лишь информация из школьных учебников. Но для меня она – семейная история, передаваемая из поколения в поколение, мне её пересказывала моя франкоязычная бабушка в том виде, в каком она её слышала в семье, истоки её рассказа – от очевидцев. Я с раннего детства знал от неё, как в Париже во время блокады Коммуны ели крыс, про последовавшую затем бойню и «Стену коммунаров» на кладбище Пер-Ляшез.

Общую цифру расстрелянных коммунаров в течение одной недели тогдашние историки чётко определили в тридцать тысяч, из них на баррикадах погибло едва ли более трех - пяти тысяч. Остальные расстрелянные - пленные и схваченные по доносам.

Но всякий, кто бывал в Париже, знает, что эта тема отсутствует в туристских маршрутах и путеводителях. «Стену коммунаров» туристам не показывают никогда. Говоря о парке Монсо, туристские путеводители всегда упоминают о его красивых резных решетках, скульптурах, «Наумахие» и имитации египетской пирамиды, но вовсе не о том, что этот парк после разгрома Коммуны стал местом массовых казней. Тридцать тысяч казнённых после Коммуны парижан упоминаются куда реже, чем гильотинированные во время революции Людовик XVIII и его жена, Мария Антуанетта. Французские историки уже полтора столетия стараются замолчать те события и преуменьшить число жертв – согласно ревизионистскому историческому обзору в последнем номере журнала Экспресс, их было лишь от 6 до 10 тысяч.

О французской цензуре про войну за освобождение Алжира я узнал, будучи студентом 4-го курса. В одесском Интерклубе, специально созданном для прибывающих в Одессу иностранных моряков, я впервые в своей жизни заговорил с французами о политике. С чего начинал тогда каждый француз, прибывший тогда в СССР? Со стандартного: «Сталин, Сталин, миллионы и миллионы жертв Сталина…».

Я тогда был молодой и глупый, и полагал, что я имею право ответить французам в том же ключе. У нас на курсе учились алжирцы, от которых знал настоящую правду о войне в Алжире, весьма обтекаемо и осторожно упоминаемую в поздний этап СССР в официальных СМИ. Я знал, что если Вьетнамская войны, которую вели американцы, была лишь войной с многочисленными «побочными жертвами», то Алжирская война была просто бойней. Я хорошо знал, что французы – в отличие от американцев – традиционно рассматривали тамошних жителей не как людей, а как «бесхвостых обезьян». И я, по глубокой наивности своей, начал спор с фразы: «А у вас в Алжире из семи миллионов арабского населения было истреблено полтора миллиона…».

Что тут началось! Я до сих пор помню эти вытаращенные глаза и звериную ненависть в мой адрес. У меня были потом неприятности с руководством Интерклуба: «ну, нельзя с ними так говорить…» Им можно, а нам нельзя? Это эпизод меня многому научил как по отношению к цензуре на Западе, так и пресмыкательству перед ним со стороны наших властей.

Кстати, итальянский фильм «Битва за Алжир» (1966) – множество премий, включая Оскар – был во Франции официально запрещён.

С годами цензура по отношению к алжирской войне несколько смягчилась, и с 1999 года во французской историографии разрешено называть её уже «войной», а не «событиями», как раньше. Но и сегодня по французскому телевидению не показывают фильмы об этой войне с другой – алжирской – стороны. Цензура. Число жертв алжирской войны, вопреки историческим свидетельствам, сильно занижается, как и в случае Парижской коммуны. Тот же Экспресс сегодня пишет лишь о 300-400 тысячах убитых. Про массовые пытки в Алжире писать уже можно, но особо вопиющие вещи, вроде отрезания голов арабам во время бойни в Сетифе в мае 1945 г., стыдливо умалчиваются. То же - о выполнении французской армией, по приказу командования, поголовного изнасилования женщин в охваченных восстанием сёлах как карательной меры мужьям и братьям, ушедшим в партизаны.

Жесточайшая цензура имела в место и во время войны НАТО во имя расчленения Югославии. То же - во время войны 2003 года против Ирака, в которой Франция напрямую не была замешана. То же - во время войны, развязанной Францией против Ливии и Каддафи. У меня стоит спутниковое телевидение с пиратской декодировкой (шарингом) французских закрытых каналов, и по поводу «железного занавеса» французской цензуры я знаю не понаслышке.

Во время Ливийской войны Франция сумела чрезвычайно эффективно контролировать даже публикации в Интернете. Одним из важных источников информации от сторонников Каддафи тогда был блогер Аллен Жюль, который внезапно стал знаменит, а его блог стал, вследствие этого, феноменально посещаемым. Я встречался с ним в Париже, и о методах запугивания слышал и от него лично. Среди прочего, он отказался быть мною сфотографированным – боялся. Сейчас ему, вроде, полегчало. Каддафи давно уже мёртв…

Так что стоит за трансляцией «Масок революции»? Это можно понять между строк.

Во-первых, фильм создали как откровенно антиамериканский. Настолько антиамериканский, насколько это вообще возможно во Франции. Косвенно бичующий американское влияние в Европе на фоне их вмешательства в события на Украине.

Во-вторых, он выражает позицию влиятельных кругов Евросоюза, не желающих дальнейшего его расширения – никаких Марокко, Турции, Украины и прочих. «Нам бы суметь справиться с нынешними проблемами в ЕС, в его современном виде, а тут ещё всякие к нам лезут…».

Александр Сивов

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Электронная власть
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
27.3.2025 Николай Волынский
Общество зрелищ. Фильм этот якобы о Пушкине Александре Сергеевиче. Так было объявлено. И нужно сказать сразу: фильм – знаковый для нашего времени. И весьма замечательный. Как замечательной может быть граната с выдернутым кольцом, но в яркой конфетной упаковке. Вам говорят: «Вкусно, угощайтесь». Вы доверчиво берете и в течение 12 сеансов так же доверчиво, как последний олух, ее разворачиваете. И бум! – мозги набекрень

24.3.2025 Андрей Дмитриев
Наследие предков. Кумарская битва, случившаяся в 1655 году на берегах реки Амур, – событие, которое вспомнит далеко не каждый даже из знатоков отечественной истории. Если произошедшие тогда же, в царствование Алексея Михайловича, войны с Польшей и Турцией из-за Украины подробно описаны в учебниках, то события на далекой восточной «украине» (то есть окраине) вниманием обойдены. И совершенно напрасно.

21.3.2025 Петр Баранов
Общество зрелищ. Мы не пираты и потому не имеем права уподобляться хохлам и англосаксам. Мы должны играть исключительно по их правилам, а свои правила придумывать не должны. Ну а совпадение интересов отечественных кинохалтурщиков и их покровителей в госструктурах с интересами наших заклятых друзей из Лондона и прочих притонов пиратства и разврата тут совершенно не причём!

18.3.2025 Борис Костин
Общество зрелищ. Вдруг в культурную жизнь Москвы и Петербурга врывается Игорь Матвиенко со своей этно-оперой «Князь Владимир», на которую Президентский фонд отвалил за три года ни много ни мало почти 200 миллионов рублей! Это потрясающее сценическое безобразие было высоко оценено экспертами, гранты были получены, а то, что результат — пшик, так это, как говорится, tastes differ.

17.3.2025 Юрий Нерсесов
Их нравы. Нежная любовь к соплеменникам Макфола прорывается у Маркова и сейчас. Уже в разгар украинского кризиса, после массовых поставок Киеву американского оружия и санкций, наложенных на Россию, он трогательно поздравлял заокеанских друзей с Днём независимости. Ну а блок НАТО воспевал ещё незадолго до наступления ВСУ в Курской области.

15.3.2025 Андрей Дмитриев
Политический портрет. «Будь ты проклят, Горбачёв!» – Cпел Михаил Елизаров, и, наверное, большинство наших соотечественников с такой оценкой согласны. Особенно глядя на ту же СВО, когда за последствия распада СССР приходится расплачиваться кровью поколениям русских людей, которые родились уже после 1991 года.

13.3.2025 Андрей Дмитриев
ЖЗЛ. Вячеслав Михайлович Молотов – он же Скрябин, 9 марта исполнилось 135 лет со дня его рождения, – одна из знаковых фигур отечественной истории. Но толком не поймешь, как его охарактеризовать – удачливый политик он или не очень.

12.3.2025 Анатолий Кантор
Дефективный менеджмент. Сергей Семёнович как заправский идеолог цирковой жизни столицы порадовал население Москвы своим видением задач, стоящих перед страной в области мировой (а может быть даже и межгалактической) цирковой жизни столицы Российской Федерации. Как следует из блога градоначальника принято решение: «…построить здание Московского цирка в новой удобной локации в Мнёвниковской пойме на северо-западе Москвы».

27.2.2025 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Моряки» - единственная в мире лента, где наши корабли эпохи пара и железа громят вражеский флот. После Великой Отечественной о больших победах на море картины снимали, но исключительно парусных кораблей Ушакова и Нахимова.

27.2.2025 Анатолий Кантор
Дефективный менеджмент. Потренировавшись на бордюрах, Собянин решил замахнуться на более грандиозный проект под кодовым названием «ЦИРК». Постоянного «цирка» от московского мэра и так хватает в обычной жизни столицы, но тут вопрос не о повседневном «бытовом цирке», а о реконструкции Большого Московского цирка, то есть о строительном проекте с грандиозным бюджетом.