АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Вторник, 16 июля 2024 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
За кулисами французской цензуры
2016-02-05 Александр Сивов
За кулисами французской цензуры
Каким образом на крупнейший телеканал страны попал антимайдаунский фильм?

По крупнейшему частному телевизионному каналу Франции Канал+ (Canal+) показали фильм «Маски революции» об украинских фашистах, их роли в киевском майдане и погроме в Одессе 2 мая 2014 г. Протест украинских властей против его будущей трансляции во Франции – в не самое удобное время – только добавил ему зрителей. Теперь его собираются ещё и повторить 8 февраля. Я, как франкоязычный, смотрел его в оригинале.

Фильм получился достаточно мягкий и снисходительный по отношению к киевскому режиму. Касательно событий в Одессе, в частности, ни словом не было упомянуто, что большинство «правосеков» было перевезено в город украинским руководством из других городов. Или что подавляющее большинство жертв в Доме профсоюзов погибли не от дыма, а были зарублены топорами – преднамеренные убийства таким образом предстали как непреднамеренные. Не было упомянуто про то, что, согласно циркулирующей в кругах одесского Сопротивления информации, порядка 60-70 наиболее изуродованных топорами трупов были тайно кремированы СБУ, и жертвы сегодня фигурируют как «без вести пропавшие». Но спасибо и на таком освещении событий, пусть даже урезанном и куцем. И это лучше, чем то, что ранее крутили по французским каналам.

Но более интересно сегодня другое: как такой фильм смог пробиться сквозь джунгли французской цензуры? Что это может значить? Чья «длинная мохнатая рука» дала добро французскому Канал+ так резко сменить освещение событий на Украине?

Сказки про «свободу» на французских СМИ оставим для наивных российских простачков. Я, как франкоязычный журналист, иногда и пишущий и для их СМИ, лучше, чем кто-либо, в курсе реалий французской цензуры. Официальных, но чаще негласных запретов на освещение тех или иных тем во Франции всегда было множество. Экскурс в историю.

История побоища, которое организовали в 1871 году «версальцы» над участниками Парижской коммуны, для кого-то лишь информация из школьных учебников. Но для меня она – семейная история, передаваемая из поколения в поколение, мне её пересказывала моя франкоязычная бабушка в том виде, в каком она её слышала в семье, истоки её рассказа – от очевидцев. Я с раннего детства знал от неё, как в Париже во время блокады Коммуны ели крыс, про последовавшую затем бойню и «Стену коммунаров» на кладбище Пер-Ляшез.

Общую цифру расстрелянных коммунаров в течение одной недели тогдашние историки чётко определили в тридцать тысяч, из них на баррикадах погибло едва ли более трех - пяти тысяч. Остальные расстрелянные - пленные и схваченные по доносам.

Но всякий, кто бывал в Париже, знает, что эта тема отсутствует в туристских маршрутах и путеводителях. «Стену коммунаров» туристам не показывают никогда. Говоря о парке Монсо, туристские путеводители всегда упоминают о его красивых резных решетках, скульптурах, «Наумахие» и имитации египетской пирамиды, но вовсе не о том, что этот парк после разгрома Коммуны стал местом массовых казней. Тридцать тысяч казнённых после Коммуны парижан упоминаются куда реже, чем гильотинированные во время революции Людовик XVIII и его жена, Мария Антуанетта. Французские историки уже полтора столетия стараются замолчать те события и преуменьшить число жертв – согласно ревизионистскому историческому обзору в последнем номере журнала Экспресс, их было лишь от 6 до 10 тысяч.

О французской цензуре про войну за освобождение Алжира я узнал, будучи студентом 4-го курса. В одесском Интерклубе, специально созданном для прибывающих в Одессу иностранных моряков, я впервые в своей жизни заговорил с французами о политике. С чего начинал тогда каждый француз, прибывший тогда в СССР? Со стандартного: «Сталин, Сталин, миллионы и миллионы жертв Сталина…».

Я тогда был молодой и глупый, и полагал, что я имею право ответить французам в том же ключе. У нас на курсе учились алжирцы, от которых знал настоящую правду о войне в Алжире, весьма обтекаемо и осторожно упоминаемую в поздний этап СССР в официальных СМИ. Я знал, что если Вьетнамская войны, которую вели американцы, была лишь войной с многочисленными «побочными жертвами», то Алжирская война была просто бойней. Я хорошо знал, что французы – в отличие от американцев – традиционно рассматривали тамошних жителей не как людей, а как «бесхвостых обезьян». И я, по глубокой наивности своей, начал спор с фразы: «А у вас в Алжире из семи миллионов арабского населения было истреблено полтора миллиона…».

Что тут началось! Я до сих пор помню эти вытаращенные глаза и звериную ненависть в мой адрес. У меня были потом неприятности с руководством Интерклуба: «ну, нельзя с ними так говорить…» Им можно, а нам нельзя? Это эпизод меня многому научил как по отношению к цензуре на Западе, так и пресмыкательству перед ним со стороны наших властей.

Кстати, итальянский фильм «Битва за Алжир» (1966) – множество премий, включая Оскар – был во Франции официально запрещён.

С годами цензура по отношению к алжирской войне несколько смягчилась, и с 1999 года во французской историографии разрешено называть её уже «войной», а не «событиями», как раньше. Но и сегодня по французскому телевидению не показывают фильмы об этой войне с другой – алжирской – стороны. Цензура. Число жертв алжирской войны, вопреки историческим свидетельствам, сильно занижается, как и в случае Парижской коммуны. Тот же Экспресс сегодня пишет лишь о 300-400 тысячах убитых. Про массовые пытки в Алжире писать уже можно, но особо вопиющие вещи, вроде отрезания голов арабам во время бойни в Сетифе в мае 1945 г., стыдливо умалчиваются. То же - о выполнении французской армией, по приказу командования, поголовного изнасилования женщин в охваченных восстанием сёлах как карательной меры мужьям и братьям, ушедшим в партизаны.

Жесточайшая цензура имела в место и во время войны НАТО во имя расчленения Югославии. То же - во время войны 2003 года против Ирака, в которой Франция напрямую не была замешана. То же - во время войны, развязанной Францией против Ливии и Каддафи. У меня стоит спутниковое телевидение с пиратской декодировкой (шарингом) французских закрытых каналов, и по поводу «железного занавеса» французской цензуры я знаю не понаслышке.

Во время Ливийской войны Франция сумела чрезвычайно эффективно контролировать даже публикации в Интернете. Одним из важных источников информации от сторонников Каддафи тогда был блогер Аллен Жюль, который внезапно стал знаменит, а его блог стал, вследствие этого, феноменально посещаемым. Я встречался с ним в Париже, и о методах запугивания слышал и от него лично. Среди прочего, он отказался быть мною сфотографированным – боялся. Сейчас ему, вроде, полегчало. Каддафи давно уже мёртв…

Так что стоит за трансляцией «Масок революции»? Это можно понять между строк.

Во-первых, фильм создали как откровенно антиамериканский. Настолько антиамериканский, насколько это вообще возможно во Франции. Косвенно бичующий американское влияние в Европе на фоне их вмешательства в события на Украине.

Во-вторых, он выражает позицию влиятельных кругов Евросоюза, не желающих дальнейшего его расширения – никаких Марокко, Турции, Украины и прочих. «Нам бы суметь справиться с нынешними проблемами в ЕС, в его современном виде, а тут ещё всякие к нам лезут…».

Александр Сивов

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Электронная власть
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
9.7.2024 Юрий Нерсесов
Правильные выборы. КПРФ и «Справедливая Россия» абсолютно лояльны режиму, однако на плюшки от него могут рассчитывать только сами Зюганов с Мироновым и очень узким кругом приближённых. Настолько узким, что даже мироновской племяннице не дали пойти на выборы губернатора Санкт-Петербурга.

21.6.2024 Андрей Дмитриев
Знамя сонгун. КНДР преследует сейчас две цели. Первая - это, как всегда, выживание при наличии ограниченного количества ресурсов. А вторая - это развитие, и её они будут ещё более успешно достигать с помощью России.

12.6.2024 Юрий Нерсесов
Властители дум. Будущее России от философа-самоучки Александра Дугина - марионеточная отсталая монархия, которая раздаёт более развитым соседям земли и скважины, а русских держит в качестве бессловесной рабочей скотины.

6.6.2024 Анатолий Кантор
Дефективный менеджмент. Именно на совести дуэта Денис Мантуров - Сергей Чемезов лежат проблемы с дронами у российских военных, которые с начла конфликта решали волонтёры, собирая средства у населения страны. В то время как богатейший российский министр и его деловой партнёр не испытывали особой нужды.

5.6.2024 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Россия должна не стыдиться завоевательных походов наших великих предков, а гордиться ими. К сожалению, пока всё наоборот и даже 200-летия вступления русских войск в Париж и Рим власти проигнорировали.

27.5.2024 Юрий Нерсесов
Занимательная конспирология. В случае отказа действовать в интересах протекторов любой камуфляж, типа болтовни про свободу бизнеса или права человека, спускается в толчок словно использованная туалетная бумага. Точно так же, как и законы, исполнения которых требует само «мировое сообщество».

11.5.2024 Юрий Нерсесов
Пропагандоны. На таких успешных людей, как Соловьев, Киселёв и Пушков и следует ориентироваться истинным мастерам патриотических фейков. И на столь же успешных градоначальников, типа Козупицы-старшего и пересиживающего войну в арабских оазисах Козупицы-младшего. На кого ещё-то? Не на тех же, кто гибнет в окопах и получает похоронки в затопленных домах?

11.5.2024 Александр Чанцев
Литература. Пусть эта книга останется таким небольшим документом той эпохи – с отзвуком зарисовок свободы 90-х, странной межеумочности нулевых, с некоторыми ее констатациями тенденций и прогнозов, которые сбылись ли, не сбылись, но тоже тем самым говорят о тех и нынешних временах. В конце концов, в теме красоты у Юкио Мисимы и Эдуарда Лимонова ничего не изменилось, слава ками и они.

2.5.2024 Юрий Нерсесов
Россия и Европа. Считается, что Швеция поставляет оружие Украине и вступила в блок НАТО из-за страха перед Россией. Вдруг русские солдаты, взяв Киев, решат пойти на Стокгольм? Например, для того чтобы отобрать домик Карлсона, который живёт на крыше, и виллу «Курица» у Пеппи Длинныйчулок.

22.4.2024 Юрий Нерсесов
Акулы пера. Защитники нелегальной миграции, этнический криминал и суровые бородатые террористы просто обязаны обратить внимание на столь ценный ресурс. Если, конечно, уже не обратили.