АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 2 апреля 2025 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Молитва эффективного вертолётчика
2016-11-19 Алексей Рафалович
Молитва эффективного вертолётчика
Провалив одну программу создания скоростного вертолёта, гендиректор компании «Вертолёты России» Александр Михеев готовится осваивать бюджет следующей

Практически каждое информационное сообщение, размещённое в разделе новостей на сайте компании «Вертолёты России» завершается стандартным набором слов. Это ритуальное заклинание мы без труда можем прочесть и в каждой новости за 17 ноября, и за 16 ноября, и за 15-е и ранее почти везде. Вот оно:

«АО «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) – один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Покупатели продукции холдинга – Министерство обороны России, МВД России, МЧС России, другие государственные заказчики, авиакомпании «Газпром авиа» и UTair, крупные российские и иностранные компании. В 2015 году выручка «Вертолетов России» по МСФО выросла на 29,5% и составила 220,0 млрд рублей, объем поставок составил 212 вертолетов.

Госкорпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входят 663 организации, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 6 – в гражданских отраслях промышленности, а также 32 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, «Вертолеты России», ВСМПО-АВИСМА и т. д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2014 г. составила 964,5 млрд рублей. Общая сумма налоговых отчислений составила 147,8 млрд руб».

Кто посоветовал эффективным вертолётчикам столь оригинальный сильный ход доподлинно неизвестно. Скорее всего, кто-то из нанятых пресс-службой дорогих пиарщиков. Которые считают, что таким образом смогут вдолбить в мозги клиентам, что образовавшаяся компания и вправду является «мировым лидером вертолётостроения».

Это, как говаривал товарищ Сухов, вряд ли, потому что подтасовка видна уже с первых строк. Юридическим собственником конструкторские бюро носящие имена Михаила Миля являются ОАО «ОПК Оборонпром» (80,71% акций) и американская компания Sikorsky (9,38%). В свою очередь 83,95% акций «Оборонпрома» - в собственности государственной корпорации «Ростех», которой принадлежит конструкторское бюро имени Николая Камова.

«Вертолёты России» в этой сложной структуре - не более, чем промежуточное паразитическое звено. Оно не разрабатывает летательные машины — это делают конструкторские бюро, оно не является источником финансирования, это «Ростех», Sikorsky и другие собственники. «Вертолёты России» нужны исключительно для попила и увода изрядной доли, как выделяемых, так и зарабатываемых от продажи машин средств. Недаром с недавних пор в Совет директоров введён признанный мастер освоения бюджетов — спасённый Владимиром Путиным от заслуженного срока бывший министр обороны Анатолий Сердюков.

Правительство, где заседает старинный покровитель «Вертолётов России» министр промышленности и торговли Денис Мантуров, и «Ростех», которым заправляет бывалый чекист Сергей Чемезов, разумеется, в доле. Поэтому там делают вид, что верят заклинанию, хотя реальность ему не соответствует ни в коей мере. До сих пор в производстве почти исключительно советские модели, да и те не все удаётся запустить в серию. Сроки начала производства Ми-38, разработка которого началась в 1981 году, в очередной раз перенесены — теперь на на 2017-ый! Та же ситуация и с Ка-62, который начали проектировать в 1990-ом.

Ещё веселее получилось с проектом скоростного вертолёта, о создании которого было заявлено в 2007 году. Два года спустя посулили создание не позднее 2017 года сразу двух машин — Ми-Х1 и Ка-92, но уже в 2014 году программа «Разработка и создание перспективного скоростного вертолета» тихо сдохла. Поскольку затраты на создание Ка-62 оказались на 62,1% выше первоначальных, а до сих пор не запущенный в серию Ми-38 обошёлся уже в 3,3 раза дороже чем планировалось, выкидывать очередные миллионы на явную авантюру не решилось даже без меры щедрое к гендиректору «Вертолётов России» Александру Михееву правительство.

Ну а чтобы хоть как-то отчитаться, придумали совершенно безумную отмазку. Взяли у минобороны старенький Ми-24, отпилили у него морду и сделали нечто, названное сначала «Перспективным скоростным вертолётом», а потом, когда все начали смеяться, переименовали в лётную лабораторию. Всего на это чудо-юдо, заваленные проекты и сопутствующие исследования с легкой руки главы минпромторга Мантурова и его зама Юрия Слюсаря выделено 7,5 миллиардов рублей, а воз и ныне там.

Однако, похоже, бесперебойно впихуемое в новости компании заклинание работает и новый бюджет на подходе. Очередная программа создания скоростного вертолёта должна завершиться в 2025 году, когда господин Михеев уже на законном основании отправится на пенсию. Налицо старая разводка Ходжи Насреддина, который обещал за мешок золота за 20 лет научить ишака эмира Бухары богословию, справедливо считая, что за это время помрёт или он сам, или эмир, или ишак. Михееву даже проще. В отличие от Насреддина, у него есть и пиарщики, владеющие могущественным заклинанием, и покровители, имеющие немалую долю с каждого провала «Вертолётов России», и даже орден Александра Невского, который президент России Владимир Путин вручил эффективному менеджеру в знак признания его великих талантов срывать и проваливать всё, что только можно, и выходить сухим из воды.

Чем наградили Михеева иностранные партнёры пока неизвестно. Но, думается, что ударное «импортозамещение» в виде организации на российских предприятиях отвёрточной сборки конкурентов Ка-62 - итальянских AW189, а также американских Bell-407 должно быть оценено чрезвычайно щедро. Как и перемещение в Китай производства самого мощного в мире тяжёлого вертолёта Ми-26 с почти гарантированным переходом к китайцам всех сопутствующих технологий. Возможно, не появляйся на сайте ежедневно могущественное заклинание, не миновать гендиректору изрядных неприятностей, но чёрная магия всемогуща.

Алексей Рафалович

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Дефективный менеджмент
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
27.3.2025 Николай Волынский
Общество зрелищ. Фильм этот якобы о Пушкине Александре Сергеевиче. Так было объявлено. И нужно сказать сразу: фильм – знаковый для нашего времени. И весьма замечательный. Как замечательной может быть граната с выдернутым кольцом, но в яркой конфетной упаковке. Вам говорят: «Вкусно, угощайтесь». Вы доверчиво берете и в течение 12 сеансов так же доверчиво, как последний олух, ее разворачиваете. И бум! – мозги набекрень

24.3.2025 Андрей Дмитриев
Наследие предков. Кумарская битва, случившаяся в 1655 году на берегах реки Амур, – событие, которое вспомнит далеко не каждый даже из знатоков отечественной истории. Если произошедшие тогда же, в царствование Алексея Михайловича, войны с Польшей и Турцией из-за Украины подробно описаны в учебниках, то события на далекой восточной «украине» (то есть окраине) вниманием обойдены. И совершенно напрасно.

21.3.2025 Петр Баранов
Общество зрелищ. Мы не пираты и потому не имеем права уподобляться хохлам и англосаксам. Мы должны играть исключительно по их правилам, а свои правила придумывать не должны. Ну а совпадение интересов отечественных кинохалтурщиков и их покровителей в госструктурах с интересами наших заклятых друзей из Лондона и прочих притонов пиратства и разврата тут совершенно не причём!

18.3.2025 Борис Костин
Общество зрелищ. Вдруг в культурную жизнь Москвы и Петербурга врывается Игорь Матвиенко со своей этно-оперой «Князь Владимир», на которую Президентский фонд отвалил за три года ни много ни мало почти 200 миллионов рублей! Это потрясающее сценическое безобразие было высоко оценено экспертами, гранты были получены, а то, что результат — пшик, так это, как говорится, tastes differ.

17.3.2025 Юрий Нерсесов
Их нравы. Нежная любовь к соплеменникам Макфола прорывается у Маркова и сейчас. Уже в разгар украинского кризиса, после массовых поставок Киеву американского оружия и санкций, наложенных на Россию, он трогательно поздравлял заокеанских друзей с Днём независимости. Ну а блок НАТО воспевал ещё незадолго до наступления ВСУ в Курской области.

15.3.2025 Андрей Дмитриев
Политический портрет. «Будь ты проклят, Горбачёв!» – Cпел Михаил Елизаров, и, наверное, большинство наших соотечественников с такой оценкой согласны. Особенно глядя на ту же СВО, когда за последствия распада СССР приходится расплачиваться кровью поколениям русских людей, которые родились уже после 1991 года.

13.3.2025 Андрей Дмитриев
ЖЗЛ. Вячеслав Михайлович Молотов – он же Скрябин, 9 марта исполнилось 135 лет со дня его рождения, – одна из знаковых фигур отечественной истории. Но толком не поймешь, как его охарактеризовать – удачливый политик он или не очень.

12.3.2025 Анатолий Кантор
Дефективный менеджмент. Сергей Семёнович как заправский идеолог цирковой жизни столицы порадовал население Москвы своим видением задач, стоящих перед страной в области мировой (а может быть даже и межгалактической) цирковой жизни столицы Российской Федерации. Как следует из блога градоначальника принято решение: «…построить здание Московского цирка в новой удобной локации в Мнёвниковской пойме на северо-западе Москвы».

27.2.2025 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Моряки» - единственная в мире лента, где наши корабли эпохи пара и железа громят вражеский флот. После Великой Отечественной о больших победах на море картины снимали, но исключительно парусных кораблей Ушакова и Нахимова.

27.2.2025 Анатолий Кантор
Дефективный менеджмент. Потренировавшись на бордюрах, Собянин решил замахнуться на более грандиозный проект под кодовым названием «ЦИРК». Постоянного «цирка» от московского мэра и так хватает в обычной жизни столицы, но тут вопрос не о повседневном «бытовом цирке», а о реконструкции Большого Московского цирка, то есть о строительном проекте с грандиозным бюджетом.