АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 4 декабря 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Нетрадиционный Путин
2008-02-11 Лёня Рифеншталь
Нетрадиционный Путин

В Петербурге прошла премьера фильма «Незримое». Показ был эксклюзивным в небольшом зале, но, очевидно, среди любителей документалистики (у нас, оказывается, еще есть такие) задолго до сеанса прошел слух, что будет показано нечто. Скорее всего, шепотом было сказано, что именно. Многие захотели убедиться, что будет показано именно это, поэтому любопытство заставило их прийти. Скажем прямо, редко у нас показы документального кино собирают полные залы. Для этого должна быть особая причина.

Ею стал…Путин. Путин нетрадиционный. Основа зрительного ряда – саммит «восьмерки» в Константиновском дворце летом 2006 года. Были выбраны репортажные кадры, которые забраковали центральные каналы. Забраковали по причине того, что мировые лидеры выглядели в них не «по протокольному». Вот, к примеру, наш «Путяра» выходит из вертолета, а протокольные съемки еще не начались. Он это знает, поэтому вышагивает так, как ему естественней, а не как нужно для телеканалов по созданному ими образу
«скромняги». То есть идет вразвалочку, напоминая что-то медвежье (какая еще ассоциация может прийти по поводу президента, возглавившего список «медведей» и выдвинувшего в преемники Медведева? Ну, разве что ассоциация с паханом банды, чувствующим, что он пахан).

Далее камера ненавязчиво блуждает по сервировке стола. Выносится сверкающая белизной посуда на открахмаленные скатерти. Работа молоденькой официанточки, очевидно, недавно получившей столь блатное место, проверяется строгим менеджером. Та говорит: «Все нормально, только приборы надо ставить симметрично». А если не симметрично, Меркель что ли обидится? Наконец, появляются восемь пар избранных. Съемки опять непротокольные, потому как выступления закончились, избранные шествуют к жратве. Зрители в зале начинают шушукаться. Дело в том, что у всех лидеров и их жен на лицах почему-то крайне идиотские выражения. Долгим кадром камера останавливается на том, что сталось с лицом жены Буша при виде русских яств. Ее глаза как-то странно выкатились и застыли под углом к тарелке. Затем камера беспардонно глазеет, как Путин многократно тыкается попой в мякоть сидения, присаживаясь напротив бушевской четы и выбирая для пятой точки наиболее удобное положение.

Кстати, вполне естественное движение для садящегося человека, хоть он и президент. Но мы за годы путинизма об этом как-то уже забыли – настолько над нашим сознанием стараются TV-иконописцы. Так стараются, что создается впечатление, что наш президент, извините, даже в туалет не ходит.

Возникают крамольные мысли, что у него все это как-то иначе происходит…

Всех потряс кадр аудиенции ВВП с Жаком Шираком. Камера продолжала работать в тот момент, когда двум лидерам говорить было уже не о чем, но они продолжали сидеть в протокольных позах. При этом у того и у другого физиономии приобрели выражение крайне «не президентское» - они были похожи на растерянных пенсионеров, у которых вдруг отобрали льготы.

Если вспомнить, что Ширак прибыл на саммит с глобальными предложениями по проблемам изменения климата, борьбы с бедностью и даже переходу к постнефтяной эре, то в этом кадре он выглядит как собеседник, которого только что круто обломали («Ну, ты че, Ширак, да у нас и бабла на это нема…Сам посуди, сколько всего на саммите сожрали»).

Зал покатился со смеху, когда главы государств выстроились на лужайке для прощального кадра. Сначала мы увидели постепенно выстраивающуюся шеренгу, к центру которой пытается пробраться низкорослый Путин. Затем «zoom» камеры уменьшается, и мы видим эту же шеренгу издалека. Представьте: огромнейший вылизанный до травинки зеленый ковер перед Константиновским дворцом и на нем восемь маленьких сиротливых фигур в полукольце телекамер и фотообъективов…

Но главная изюминка фильма в том, что сюжеты непротокольной съемки чередуются с блужданиями камеры по соседствующему с президентской резиденцией южному петербургскому кладбищу. Взлет и посадка вертолетов на площадку Константиновского, нескончаемые правительственные автоэскорты по Петергофскому шоссе – все это снято с разных точек кладбища, из-за могильных плит. Иногда надгробные плиты даются крупным планом, и тогда на зрителя взирают те, чей след растаял на этой земле.

Метафора становится основным выразителем темы изначального равенства людей на планете: высокопоставленный ты или нет, жрешь черную икру со сверкающих белизной тарелок или скребешься по помойкам - смерть не спросит. Так или иначе, итог у всех один – органическое растворение в земле. Отсюда еще одна тема: напоминание об этом все-таки раздражает высокопоставленных, им приятнее тешить себя иллюзиями, что они - что-то вроде божеств.

Поэтому в кадре появляется странное мистическое объявление о том, что в течение трех дней не к месту оказавшееся кладбище не работает. Поэтому антиглобалистов, посмевших в святые дни саммита вылезти на площадь с плакатом «Главы государств, когда вы будете жрать землю?», наш доблестный ОМОН бесцеремонно забирает в кутузку.

Но авторы фильма настойчиво пытаются восстановить справедливость в человеческой комедии положений, поэтому кадры демонтажа всего того, что было заготовлено в Константиновском для саммита, чередуются со сценами выбора гробов в бюро похоронных услуг.

В финале картины надгробия на кладбище плачут – камера застала начинающийся дождь. Затем появляется надпись «Два месяца спустя», и очень долгим кадром в стиле Сокурова по Дворцовой набережной движется длиннющая навороченная похоронная процессия, сопровождаемая немыслимым количеством милицейских мигалок. Так в Северной столице провожают в последний путь почившую очередную бонзу…

Вот такой вот нетрадиционный для нашей эпохи фильмец… Заметим, зал довольно бурно реагировал каждый раз при появлении на экране ВВП. Зрительский успех работы предопределила, прежде всего, нетрадиционность в подаче отечественной «иконы». Публичная демонстрация картины явилась своеобразной разрядкой для пришедших на сеанс, будто они побывали в Гайд-парке, где проходят выступления по-разному политически ориентированных ораторов. Или на киевском Майдане эпохи оранжевой революции.

Реакция зрительного зала говорит о том, что имиджмейкеры, как они не старались в течение последних восьми лет оболванить российское общество до полного и единодушного «одобрям-с», могут получить прямо противоположный результат – общероссийскую ржаху и свист: «А король-то голый!»

Эх, если бы у нас все, кто держит в руках профессиональные и непрофессиональные камеры, снимали подобные репортажи, а не ту чушь, которую их заставляют снимать за хорошую жратву, когда серость надоизображать «планом Путина», а внутрикремлевские договоренности за чашкой чая или за рюмкой чего-то - ни много, ни мало - борьбой двухпартийной системы…Тогда бы вся эта шушера, пролезшая во власть, вприпрыжку побежала бы вдоль кремлевской стены туда, где ее настоящее место – чистить сортиры. Потому-то они и подложили все СМИ под себя, что не хотят чистить сортиры, а хотят только жрать и с…ть.

А еще появляются несбыточные мечты о том, чтобы побыстрее спала с глаз «СМИшная» пелена у большинства россиян, которые в скором времени уже в который раз бездумно проголосуют. Но жаль, мало пока таких фильмов. Не успеет народ раскачаться.

 

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Театр абсурда
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
4.12.2020 Юрий Нерсесов
Гримасы либерализма. Тридцать лет назад зампред исполнительного комитета Ленинградского горсовета Анатолий Чубайс опубликовал в журнале «Век XX и мир» статью с заголовком «Жёстким курсом». Он предупредил, что рыночные реформы существенно ухудшат жизнь населения и людишки станут не только проявлять недовольство, но и сопротивляться. Значит, потребуется разгонять первые за 70 лет демократические советы, разгонять профсоюзы и разбираться с неугодными средствами массовой информации.

3.12.2020 Павел Ковригин
Рецензия. Книга «Боевая экология» экономиста Саида Гафурова и бывшего коммунистического депутата Государственной Думы Дарьи Митиной посвящена современным «регрессорам». Точнее, одному из их главных орудий — крупнейшим экологическим организациям, включая знаменитый Greenpeace. Парадоксальным образом Гафуров и Митина обнаруживают общие идеологические источники у экологов и фашистов.

1.12.2020 Эльберд Гаглоев
Война и мир. Ни у одного из участников нет ни одного однозначного бонуса, вот обязательно какая-то дрянь в подарочке имеется. Похоже, все они следуют по коридору, который им кто-то очень умный выстроил. Очень не хотелось бы чтобы Армения сыграла роль Сербии в первой мировой войне.

30.11.2020 Юрий Нерсесов
Их нравы. Весь липовый «антифашизм» главной блондинки российского МИДа - не более, чем политическая технология, в которой Гитлер и Нжде играют роль резиновых дубинок. Когда требуется, прелестное создание достаёт их из косметички, чтобы треснуть по лбу оппонента, а потом бережно укладывает обратно.

29.11.2020 Сергей Лебедев
Эхо истории. Польская война 1830−31 гг. была на редкость тяжелой и кровопролитной. Русская армия потеряла 63 тысячи человек убитыми, польская - вдвое больше. Дорогая цена была уплачена за снисходительность Александра I и полонофильство Константина Павловича. И все же эта война завершилась победой русского оружия.

23.11.2020 Юрий Нерсесов
Литература. Поэт, литературовед, защитник Украины от москальской агрессии и поклонник проворовавшейся начальницы департамента имущественных отношений минобороны Евгении Васильевой Дмитрий Быков (по отцу Зильбертруд, по деду со стороны матери Лотерштейн), похоже, серьёзно болен. Обитающие в его голове творческие личности решительно не согласны друг с другом.

14.11.2020 Юрий Нерсесов
Война и мир. Жестокая муза истории Клио не просто опозорила Пашиняна. Она позаботилась приурочить его разгром к 100-летнему юбилею предыдущего поражения страны. Армяно-турецкая война 24 сентября - 2 декабря 1920 года - копия нынешней в Карабахе.

8.11.2020 Юрий Нерсесов
Правильные выборы. Думаю, ни 74-летний Трамп, ни 78-летный Байден друг друга мочить не станут и танки на избирательные участки не пошлют. Зато от их более молодых и энергичных преемников в перспективе можно ждать много интересного. История американских выборов куда экстравагантней и романтичней, чем кажется на первый взгляд.

30.10.2020 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. Переступив порог екатеринбургского «Ельцин-Центра» на улице Ельцина, я едва не расплакался от умиления. Благостность экспозиции о первом президенте России поневоле заставляла вспомнить слащавые рассказы советских писателей о дедушке Ленине. За вычетом освоенного, всё до копейки из 7,5 млрд. рублей ушло на прославление первого президента России и промывание мозгов россиянам, не заставшим его эпоху.

29.10.2020 Сергей Лебедев
Эхо истории. Летом 1940 года вся Европа от Португалии до Финляндии разделяла общеевропейские ценности. Среди них были - приоритет прав сверхчеловека (иначе говоря, представители высшей расы были по ту сторону добра и зла), политические свободы (каждый унтерменш совершенно свободно мог работать на господина), а также полная свобода предпринимательства (то есть каждый сверхчеловек имел полное право забрать все материальные ценности недочеловеков).