АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 27 ноября 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Западно-скоростная уступка
2006-12-15 Марина Славкина
Западно-скоростная уступка

Это сладкое слово «концессия»

Разговор о государственно-частном партнерстве (ГЧП) ведется далеко не первый год. Что такое должно сделать государство, если у него не хватает средств для развития и поддержания на плаву запущенной с советских времен инфраструктуры? И что может сделать бизнес для реализации своих амбиций в этой сфере, если у него нет соответствующего правового статуса и гарантий прибыльности его инвестиций? Будет ли совместная работа государства и бизнеса в рамках конкретного проекта убыточных отраслей эффективной? Или от этого союза, как от брака глупой красавицы и умного уродца, стоит ожидать слияния их худших качеств?

Опыт Европы, где последнее время наблюдается настоящий бум государственно-частного сотрудничества на основе концессий, кажется настраивает на лучшее За одиннадцать лет, с 1994 по 2005 год стоимость подобных проектов, превысила там 120 миллиардов долларов. Одновременно практика концессионных договоров по реализации крупномасштабных проектов стала развиваться в Бразилии, Китае, Аргентине. Всего же в мире за 2004 - 2005 гг. было заключено свыше 200 сделок ГЧП на сумму около 52 миллиардов долларов.

Самый крупный из проектов реализованных по этой схеме – строительство и эксплуатация Евротоннеля через Ла-Манш, обошедшийся в 15 миллиардов долларов. Еще масштабнее выглядит инвестиционная программа по созданию трансъевропейских сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур, в рамках которой намечено в течение 20 лет привлечь 400 миллиардов евро.

В России о ГЧП всерьез заговорили, лишь в ноябре 2004 года. Тогда делегация Министерства транспорта РФ презентовала в Испании несколько перспективных проектов, включая платную автомагистраль Москва - Санкт-Петербург, и нескольких платных же автодорог пролегающих по Москве и Московской области. Предполагалось также, наконец, построить высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва – Санкт-Петербург, что уже который год не может вылезти из знаменитой ямы у московского вокзала. Правительство Испании согласилось финансировать разработку технико-экономического обоснования и исследований по проектам развития транспортной инфраструктуры в России, но только на условиях концессии, по части которых испанцы изрядно преуспели. Из 10 крупнейших концессионных компаний в мире – семь являются испанскими, а суммарная стоимость объектов, находящихся под их управлении – концессионеров превышает 73 миллиардов евро.

 

Победитель известен заранее

События в этом направления сменяют друг друга с поразительной быстротой. 30 ноября нынешнего года Инвестиционный фонд РФ принял заявку на финансирование проекта ЗСД. Неделю спустя, 6 декабря депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга одобрили в первом чтении первый в своем роде по России законопроект «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». Едва на нем высохли чернила, как 11 декабря вице-губернатор Юрий Молчанов рапортует из Лондона, что договор концессии обсуждается аж с четырнадцатью компаниями. И, наконец, на следующий день, словно долгожданный подарок ко Дню конституции, мы узнаем, что правительство Михаила Фрадкова успело создать образцы типового договора концессии по различным отраслям транспорта и ЖКХ, а участвовать в квалификационном отборе претендентов на ведение работ готово не менее пяти зарубежных компаний.

Правда, о том, что компаний этих будет не меньше пяти, вице-губернатор говорил еще в начале ноября, когда губернатор Валентина Матвиенко и министр Герман Греф решили «придать максимальное ускорение» проекту. И не это ли странное совпадение имел в виду глава Российского союза промышленников и предпринимателей экс-вице-премьер Александр Шохин, выступая 21 декабря на конференции «Инвестиционные возможности в России. Принципы и риски государственно-частного партнерства». Деликатно, не называя конкретных фирм, Александр Николаевич сетовал, что хотя решения по проектам Инвестфонда создаются на конкурсной основе, впечатление все равно зачастую складывается, что конкурс проводится по принципу «победитель известен заранее». А 28 ноября (хотя предложение о конкурсе было разослано 20 компаниям, а прием заявок закончится лишь 15 января) Валентина Матвиенко, прибыв с инспекцией на юго-западный участок будущего ЗСД, заявила, что победить в конкурсе могут инвесторы из Франции и Испании. Ну и стоило после всего этого рассуждать о честной конкуренции?! Может лучше прикинуть, не имеет ли семейство некоей приятной во всех отношениях дамы соответствующего отката от заранее объявленных победителей?

Секреты административного производства

В ноябре 2004-го, после встречи с послом Испании в России Хавьером Кавенгтом, Валентина Матвиенко заявила, что строительство Западного скоростного диаметра может стать одним из совместных проектов Санкт-Петербурга и Испании и первой в России платной скоростной магистралью, построенной на условиях концессии. Через месяц после визита в Москву короля Испании Хуана Карлоса I, в июле 2005-го, появился и долгожданный федеральный закон «О концессионных соглашениях», а также законы «Об особых экономических зонах» и «Об инвестиционном фонде», положившие начало государственно-частному партнерству.

Концессионное соглашение по Западному скоростному диаметру предполагает завершение строительства объекта до 2011 года и его совместную эксплуатацию до 2037 года. Эксплуатацией займутся иностранная компания (на правах собственника с пакетом акций 49%, инвестирующего в проект сумму до 1,5 миллиарда долларов) и правительство РФ и администрации Санкт-Петербурга с (на правах собственника с блокирующим пакетом в 51%, инвестирующего в проект 476 миллионов долларов из городского бюджета и 1037 миллионов долларов из Инвестиционного фонда). Общая протяженность ЗСД - 46,4 километров, в том числе 28 километров внутри города. Первая в Петербурге платная автомагистраль категории В -1 должна пройти вдоль берегов Васильевского и Крестовского островов, соединив их эстакадами с портовой зоной и Петроградской стороной, с выходом на Кольцевую автодорогу на стыковке с трассой Москва - Санкт-Петербург севере и в районе Белоострова, при стыковке с международной трассой Е-18 («Скандинавия»), на юге.

Среди компаний претендующих на участие в конкурсе – австрийская STRABAG AG, французские EGIS PROJECTS и VINCI Construction Grands Projets, испанская Itinere Infrae-structuras S.A. и японская Marubeni Corporation. В качестве консультанта привлечена американская фирма «Morgan Stanley». Имеются предложение о кредитовании проекта со стороны Всемирного Банка, Европейского Банка реконструкции и развития и Международной Финансовой корпорации.

Жители Васильевского острова, а также экологи, обеспокоенные судьбой Юнтоловского заказника, протестующим против строительства ЗСД и требующим общественных слушаний по проекту, не понимают: почему эти слушания не проводятся? Но, кто из концендентов или правообладателей будущей трассы – Росавтодор, Минэкономразвития или Правительство Петербурга – должен взять на себя эту обязанность? Согласно распоряжению правительства РФ от 30 октября 2006 года, в процессе заключения концессионного соглашения будущая трасса ЗДС рассматривается как объект общей долевой собственности Российской Федерации и Санкт-Петербурга. А по новому закону «О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга», принятому в июле в рамках приведения его в соответствие с Жилищным Кодексом РФ, локальные стройки больше не являются предметом публичных обсуждений, проектная документация не предоставляется по запросу граждан. Как-то по существу принять участие в обсуждении того или иного градостроительного проекта теперь можно лишь в случае внесения поправок в Генплан.

В то же время концессионное соглашение в модели ГЧП, как и любая концессии, пусть даже на уровне малого бизнеса – прежде всего договор франчайзинга, то бишь коммерческой концессии. А потому в соответствии со статьей 1032 Гражданского Кодекса РФ концессионер обязуется не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию. Точно также в соответствии со статьей 11, главы 1 Федерального закона «О концессионных соглашениях», исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения (включая по умолчанию и проектная документация!), принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением. А кто бы сомневался, что в данном случае иное не установлено!

Назад к НЭПу

Можно сколько угодно возмущаться тем, что грузовики свозят мусор в залив, вместо обещанного использования высоких технологий намыва; гадать в отсутствии достоверной информации, будут или не будут построены те или иные мосты, путепроводы и развязки в ходе его строительства, требовать их строительства. Можно добиваться всевозможных, в том числе экологических экспертиз. Или сомневаться в том, что проект не будет убыточным для города, поскольку в итоге заключения концессионного соглашения по ЗСД город обязуется компенсировать упущенную прибыль компании-концессионеру в случае, если инвестиции не оправдаются в расчетный срок – ориентировочно за 20 лет при 30 годах действия концессии. Все это справедливо! Но петербургское метро тоже до сих пор убыточно, тоже не во всем удобно (особенно без кольцевой), тоже местами некрасиво и не без аварий... А как без него?

Можно сказать, что с запуском этой скоростной модели уступки, за которой веером посыпались прочие предположения о концессиях, у нас начинается нэп в сфере инфраструктуры. Со всеми прелестями и гримасами подобных политик. Просто потому что государство не в состоянии самостоятельно справиться с этой проблемой. Потому что разруха, потому что деваться некуда. Потому и решили, что пора идти на уступки.

Между прочим, пик раздачи концессий в России приходился именно на годы НЭПа. По количеству концессий и по вложенному капиталу тогда среди отраслей первое место занимала обрабатывающая промышленность (24 концессии, 29 миллионов рублей). Второе – добывающая (14 концессий и 28 миллионов рублей). На третьем и четвертом местах, с небольшим разрывом, соответственно сельское хозяйство и торговля (по 7 концессий, 2 и 1,5 миллиона рублей). И появились даже прожекты, с помощью которых добиться сбалансированного развития различных секторов экономики. Изначально предполагалось, что концессии будут способствовать технологическому оснащению соответствующих отраслей, а главное общей индустриализации страны. Технического подъема внутри отдельных отраслей достичь и вправду удалось, но издержки оказались столь высоки, что в итоге советская власть отказалась от концессий, перейдя к пятилеткам и ГУЛАГу.

Сегодня и в Европе, трансформировавшейся в Европейский Союз, и на развалинах советского наследства, трансформировавшихся в Российскую Федерацию – с помощью концессий решаются по сути одни и те же проблемы развития инфраструктуры. Мы знаем недостатки концессионного бизнеса европейского образца, связанные с ростом коррупции, перерасходами по части консалтинга, накруткой на кредитах, переводам средств в область пиар-услуг на обеспечение гласности и прозрачности. Нам известны последствия нэпа, проводившегося большевистскими методами... Мутная смесь с резким запахом того и другого, в упаковке с лейблом «управляемой демократии» – иного лекарства предложено в ближайшее время не будет. Только вот не придется ли следующему режиму решать вопрос методами характерными для СССР после НЭПа, когда в Кремле воцарился известный товарищ с усами?

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Стройки века
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.11.2020 Юрий Нерсесов
Литература. Поэт, литературовед, защитник Украины от москальской агрессии и поклонник проворовавшейся начальницы департамента имущественных отношений минобороны Евгении Васильевой Дмитрий Быков (по отцу Зильбертруд, по деду со стороны матери Лотерштейн), похоже, серьёзно болен. Обитающие в его голове творческие личности решительно не согласны друг с другом.

14.11.2020 Юрий Нерсесов
Война и мир. Жестокая муза истории Клио не просто опозорила Пашиняна. Она позаботилась приурочить его разгром к 100-летнему юбилею предыдущего поражения страны. Армяно-турецкая война 24 сентября — 2 декабря 1920 года — копия нынешней в Карабахе.

8.11.2020 Юрий Нерсесов
Правильные выборы. Думаю, ни 74-летний Трамп, ни 78-летный Байден друг друга мочить не станут и танки на избирательные участки не пошлют. Зато от их более молодых и энергичных преемников в перспективе можно ждать много интересного. История американских выборов куда экстравагантней и романтичней, чем кажется на первый взгляд.

30.10.2020 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. Переступив порог екатеринбургского «Ельцин-Центра» на улице Ельцина, я едва не расплакался от умиления. Благостность экспозиции о первом президенте России поневоле заставляла вспомнить слащавые рассказы советских писателей о дедушке Ленине. За вычетом освоенного, всё до копейки из 7,5 млрд. рублей ушло на прославление первого президента России и промывание мозгов россиянам, не заставшим его эпоху.

29.10.2020 Сергей Лебедев
Эхо истории. Летом 1940 года вся Европа от Португалии до Финляндии разделяла общеевропейские ценности. Среди них были - приоритет прав сверхчеловека (иначе говоря, представители высшей расы были по ту сторону добра и зла), политические свободы (каждый унтерменш совершенно свободно мог работать на господина), а также полная свобода предпринимательства (то есть каждый сверхчеловек имел полное право забрать все материальные ценности недочеловеков).

28.10.2020 Юрий Нерсесов
Святая церковь. Среди духоскрепных патриотов немало чрезвычайно трепетных и ранимых, причём склонных к мазохизму. Неутомимо рыщут они по интернету, отслеживая: не сказал ли кто про русский народ чего-то пакостное?

28.10.2020 Юрий Нерсесов
Война и мир. Вторая война в Нагорном Карабахе длится уже месяц и по данным российской разведки, озвученным Владимиром Путиным, унесла жизни уже 5 тысяч человек. Россия нейтральна, но многие из 1,2 млн. её граждан азербайджанцев и 600 тысяч армян внимательно следят за боями. В том числе и коммерсанты, которые составляют весомую часть российского бизнес-сообщества.

26.10.2020 Юрий Скок
Их нравы. Убийство авторитетного выборгского бизнесмена и политика Александра Петрова привлекло внимание к его прошлому. Исследователь истории приватизации в России Юрий Скок посвятил покойному немало эпизодов в своей готовящейся к изданию книге о событиях на Выборгском ЦБК 1999 года, отрывок из которой мы публикуем.

26.10.2020 Алексей Марков
In memoriam. Командир 14-го батальона территориальной обороны «Призрак» (бывшая бригада «Призрак» Алексея Мозгового) Алексей Марков («Добрый») трагически погиб в автомобильной катастрофе. Он воевал на Донбассе с 2014 года и был настоящим коммунистам. Редакция «АПН Северо-Запад» приносит соболезнования родным, близким и боевым товарищам Алексея и ещё раз публикует интервью, которое он давал нам в 2015 году.

23.10.2020 Семён Пегов
Интервью. Карабах на 99,9% ассоциирует себя с Россией, его жители говорят на чистом русском языке, думают, как русские, и являются последним настоящим союзником, родным и близким на Южном Кавказе. Да, и у нас в Армении стоит база военная. Мы хотим, чтобы это всё перекинулось на Армению и стало полыхать возле нашей военной базы? Я не думаю, что можно к этому относиться как не к своей войне.