АПН
Загрузка...
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Понедельник, 27 января 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Конец «Прекрасной Франции» - 3
2017-12-06 Александр Сивов
Конец «Прекрасной Франции» - 3

Париж тогда Париж, когда он вырывает
Из мостовых своих булыжник баррикад.
Л. Арагон: «Та, что прекраснее слез» (1942)

Об истории революционного Сент-Антуанского предместья Парижа, которое примыкает с востока к площади Бастилии. Репутация его начала создаваться с 6 мая 1750 года. Тогда полицейский вёл ребенка, совершившего незначительные шалости, с улицы Неннен-д'Иер в полицейский участок. Мать, в слезах, подняла весь район. Распространился слух, что для Людовика XV похищали детей в возрасте от 5 до 10 лет, чтобы их принести в жертву, а их кровь использовали для бани этого короля-педофила и его бесчисленных любовниц-малолеток. Некоторые основания для подобных, на первый взгляд, чудовищных предположений имелись. Во время расследования знаменитого «дела отравительниц» во времена его предшественника, Людовика XIV, следователями полиции было полностью доказаны не только отравления, но и проведения отравительницами «чёрных месс» для аристократок с перерезанием горла младенцам и обтиранием их кровью. В частности, подобные сеансы «якобы колдовства» (именно так написано в сохранившихся протоколах следователей), исполнялись и для фаворитки Людовика XIV мадам де Монтеспан, не желавшей терять сердце короля. Людовика XIV, инициатор тщательного расследования по делу отравительниц, пришёл тогда в ужас от того, что творится в его королевстве, и собственноручно сжёг некоторые самые страшные документы «для вечного забвения», и дал указание полиции далее не ворошить далее это всё более разраставшееся грязное дело, пачкавшее престиж его королевства.

Волнения в Сент-Антуанском предместье в 1750-м году переросли в мятеж. Хотя он и был подавлен, Людовик XV решил в отместку лишить парижан своего присутствия в городе и жил с тех пор только в пригородных дворцах. Но с тех пор за этим предместьем прочно установилась репутация главного бунтарского центра Парижа.

В конце XVIII века, к началу Французской революции, Сент-Антуанское предместье представляло собой наполовину сельский район, в особенности та его часть, которая примыкала к землям, недавно присоединенным к городу новыми таможенными заставами. Здесь еще возделывались большие участки земли и жили садовники и огородники. Сплошная урбанизация района была еще делом будущего. За исключением нескольких главных улиц, Сент-Антуанское предместье даже при Наполеоне выглядело во многих местах совсем по-деревенски. Ко времени Великой французской революции до половины населения работало в мебельной промышленности, в частности, столярами-краснодеревщиками.

Отсюда 14 июля 1789 г. толпы народа двинулись на штурм Бастилии. 70% участников взятия тюрьмы (в начале 1830-х их учли поименно и дали им льготы и пособия) были из трех секций Сент-Антуанского предместья. Здесь 10 августа 1792 г. началась демонстрация, участники которой захватили дворец Тюильри и свергли монархию, а сам район был переименован в «предместье Славы». Во время революций 1830 и 1848 гг. жители Сент-Антуанского предместья шли в первых рядах революционных борцов и сражались на баррикадах. Предместье являлось одним из оплотов Парижской коммуны.

И вот я решил посмотреть, как выглядит сегодня это легендарный район Парижа, который, вопреки названию, давно уже включён в границы города.

Площадь Бастилии, на границе Сент-Антуанского предместья. При президенте Миттеране выходящий от площади Бастилии в сторону огромный квартал предместья был снесён и там было построено грандиозное уродливое здание «новой оперы». Говорят, замечательная акустика, верю. Новейшие механизмы для смены сцен и декораций – без сомнений. Вопрос в другом. Почему это здание нельзя было построить чуть дальше от центра, возле какой-нибудь удобной станции метро, без разрушения массы красивейших зданий XVIII и XIX веков? И кто именно получил откаты за размещение строительства именно здесь? Или наивный российский читатель полагает, что подобные стройки в ЕС осуществляются без откатов?

Традиционно на площади Бастилии, как и по всей Франции, по выходным и праздникам устраивали так называемые «народные балы», бесплатно или почти. Обычно с гармонистами, что-то вроде танцплощадок для молодёжи в советское время. Там парижане танцевали под гармошку, молодёжь знакомилась, и так продолжалось ещё после войны. Но сегодня всё изменилось.

Власть постепенно отучила желающих развлекаться «на дурняк» – это снижало цифры ВВП Франции. Начало положил ещё Наполеон III (1848-1870), официально запретивший уличным певцам петь на рынках и в других местах на открытом воздухе. Из-за этого в Париже вынужденно возникли так называемые кафе-шантаны: «хочешь послушать певцов – плати за вход и за выпивку». Сегодня и площадь Бастилии, и Сент-Антуанское предместье, и весь Париж стали предельно скучными. У работающих на грани рентабельности многочисленных маленьких ресторанчиков нет возможности нанимать ещё и артистов. Рестораны, кафе или кабаре с хоть какой-нибудь вечерней программой (обязательное требования к ресторанам во времена СССР) сегодня в Париже большая редкость. Хорошо покушать в городе можно, но хочешь послушать музыку – иди в огромные залы Мулен или Лидо на вульгарные шоу с голыми девками с перьями (от 120 евро) или смотри дома телевизор. Хотя есть ещё субсидированные государством парижские театры, и некоторые из них весьма хороши. Но нормальных ресторанов как мест отдыха – почти нет. Пиано-бар, который я нашел (профессиональный тапёр плюс певица с хорошо поставленным голосом), и в котором потом часто бывал, как позже оказалось, был один из нескольких на весь город и, судя по отзывам в Интернете, лучший из них.

Иду по главной улице бывшего предместья от площади Бастилии. Справа и слева дешёвые рюмочные и харчевни с хотдогами, пирожками и пиццами, которыми я питаться во Франции брезгую, предпочитая не портить желудок. Один за другим идут магазинчики, куда шикарные «фирменные» магазины центральной части города сбывают за бесценок «старые коллекции престижных марок». Парижане, «не вписавшиеся в рынок», активно покупают там шмотки, среди них много смуглых эмигрантов, которые тоже страсть как любят разные «престижные марки». Я тоже кое-чего купил. Все нищие Парижа, все бомжи ходят сегодня в этих «марках», которые вначале были представлены на роскошных стендах в «фирмах», потом были жестоко уценены и достались представителям парижского дна практически за бесценок.

Вдруг я увидел фабричную заводскую трубу. Здесь, как свидетельствуют памятные знаки, вплоть до 20-х годов прошлого века работала основанная в 1825 году престижнейшая фабрика художественно бронзового литья для мебели и не только, чья тонкая художественная работа многократно награждалась главными призами международных выставок. Но фабрика давно закрылась, сегодня там что-то перестраивают под «торговый ряд». В Париже и пригородах вообще все производство остановилось, не осталось, в частности, ни одного из знаменитых когда-то парижских автомобильных заводов.

В Париже много уличных панно, где можно увидеть фото одного и того же места раньше и теперь. Столетие назад там сфотографированы заводы и фабрики с дымящимися трубами, ныне демонтированные, а также исторические строения XIX века. Сегодня – офисные здания из стекла и бетона. Французов уверяют, что это прекрасно.

И вот, удача! Я увидел мастерскую по реставрации мебели и её хозяина, «последнего из могикан». Зашёл, представился как российский журналист.

- Тут у вас, в традиционно производственном районе мебели, уже почти ничего не производится. Виновата конкуренция из Китая, или политика властей?
- И то, и другое. Власти Парижа считают, что наши мастерские занимают слишком много места, и создают слишком много шума. Если их ликвидировать, то на их месте можно построить много новой недвижимости. Власти хотя превратить Париж в мировой центр моды, а всё прочее – убрать из города. Процесс идёт следующим образом: ремесленники или производственники дорабатывают до пенсии, закрывают дело и продают свои производственные мастерские.
- Я только что приехал в Париж из Прованса, там тоже полный крах. Я, как журналист, многое видел в своей жизни, и носом чую: добром это всё для Франции не закончится.
- Похоже на то.

Уехал я этого предместья с трудом. Из туннеля метро Faidherbe-Chaligny, на его грязную платформу, куда я спустился, из темноты выбирались масса людей – поезд остановился между станциями, его заклинило, как мне сказали. Вся линия была, таким образом, блокирована, и надолго. Чтобы выбраться в центр, мне пришлось идти пешком до станции пересадки Бастилия, а это достаточно далеко. В Париже подобная чехарда на транспорте дело привычное, что в метро, что на пригородных электричках. Инженерная инфраструктура и вообще техническая мысль во Франции в крахе, и это хорошо заметно, когда живёшь в Париже. Зато столица Франции стала, если верить рекламе, мировым центром моды. Тут французам положено, хлопая в ладоши, пронзительно закричать: как это здорово!

Александр Сивов

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Закат Европы
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
22.1.2020 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. Едва президент заклеймил Польшу за сговор с нацистской Германией, как товарищи учёные оформили специальную таблицу с завлекательным названием «Рейтинг предательства». Где предложили оценить страны Европы по доле личного состава воинских формирований на стороне Гитлера. Овчинка, однако, оказалась жульнической, причем совершенно без какой-либо необходимости.

20.1.2020 Сергей Лебедев
Эхо истории. Польша отмечала как праздник начало Второй мировой войны, но не отмечает юбилей освобождения свой столицы и не будет отмечать день Победы 9 мая. Недаром экс-кандидат в президенты от партии «Национальное движение» Мариан Ковальский сказал: «Этих торжеств вообще не должно быть. Полякам нечего праздновать. Польша проиграла Вторую мировую войну». Их право. Зато Россия не отмечает начало войн. Она отмечает их победное завершение.

18.1.2020 Андрей Дмитриев
Медведеведение. Вспомним, как скакнул вверх рейтинг Дмитрия Анатольевича после Пятидневной войны. Сейчас такого на горизонте не видно, да и, похоже, не рискует Кремль досаждать уважаемым западным партнёрам до такой степени, что даже народные республики Донбасса не признает. Но зато Медведев может дать приказ вдарить по очередным «бармалеям» хоть в Сирии, хоть в Ливии, хоть в ЦАР, и это будет воспринято на ура.

14.1.2020 Саид Гафуров
Интервью. США очень сильно облажались. Когда они узнали, что в результате удара погиб Сулеймани, то пришли в ужас, потому что ни в коем случае не хотели убивать политика такого уровня. Трамп почувствовал себя виноватым и в ходе шедших в закрытом режиме переговоров передал – «можете бомбить нашу базу, мы людей выведем, вам ничего не будет».

13.1.2020 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Вы будете смеяться, но обнаружен очередной источник, откуда черпает информацию коллектив авторов, известный под псевдонимом Владимир Мединский. Сравнив подписанный тогда ещё скромным депутатом Госдумы от «Единой России» трактат «О русской угрозе и секретном плане Петра I» и не менее внушительный талмуд «Франция. Большой исторический путеводитель» некоего Аркадия Дельнова, я сразу заметил сходство отдельных фрагментов.

10.1.2020 Андрей Дмитриев
Петербург+Ленобласть. Беглов больше не пристает к детям и собачкам на улицах, анонсированные чистки и кадровые перестановки в целом обернулись пшиком, и сам он стал похож на вечно спящего Полтавченко. Более энергичный дядя Саша - Дрозденко - хочет баллотироваться в губернаторы 47-ого региона, но не факт, что имеет такое право по закону, а до кучи засветился с коллекцией роскошных часов.

7.1.2020 Владислав Шурыгин
Интервью. Были иллюзии, что можно договориться, сегодня ясно, что никто с нами договариваться не собирается. Ситуация 1935-36 годов перед Путиным стоит в полный рост. Он для себя мучительно ищет вопросы, кто же он в истории, и поэтому обращается к Сталину.

5.1.2020 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Актёрам пофиг - вот они и отрабатывают номер без всякого энтузиазма. Трудно сделать красиво, когда на тебя напяливают офицерский мундир и требуют изображать хипстера, бегущего на митинг Навального под несуразные для XIX века мелодии «Наутилуса» и «Мумий Тролля».

29.12.2019 Михаил Трофименков
Интервью. В своих представлениях о соотношении кино и реальности Сталин был гениальным продюсером и, прежде всего, гениальным зрителем, смотревшим кино глазами «простого» советского человека – не идеального, а ещё не свободного от простых человеческих слабостей. Например, облизнуться на ножки Любови Орловой или во вторую годовщину Победы сходить не на военную монументалку, а на милую «Золушку».

26.12.2019 Юрий Нерсесов
Политический зоосад. Конечно, некоторая разница между шимпанзе Майком, моим приятелем и господином Мантуровым, имеется. Первые поднялись из низов – один, используя канистры, второй, поигрывая золотой цепью. У министра биография иная: он прошёл во власть как потомственный советский аристократ.