2018-03-19
Александр Сивов
Постыдные страницы «Прекрасной Франции»
Начало - в статьях про "Прекрасную Францию" - 1, 2, 3, 4.
Франция считает себя демократической страной. Это понятие означает там не только банальное опускание бюллетеней в урны или формальную контролируемую многопартийность, как в России. Демократия в понимании французского общества – чрезвычайно сложное понятие, включающее в себя как писаные, так и неписаные принципы, которыми нельзя поступиться. Это только в России фраза Нины Андреевой «не могу поступиться принципами» вызывала негодование, а Франция держится их уже более двух столетий, пусть и с некоторыми перерывами, причём некоторые из принципов ни в каких законах не фигурируют.
Одним из краеугольных камней французской демократии является право на свободу публикаций. В России сажают за безобидные тексты в социальных сетях, но во Франции печатать можно всё, по крайней мере, во второразрядных СМИ. В России могли посадить Лимонова, к голосу которого в мире прислушиваются. А в своё время во Франции после задержания Жан-Поль Сартра президент дал приказ госбезопасности отпустить его немедленно, заявив: «Во Франции Вольтеров не сажают!» При том, что в текстах и выступлениях Сартра «пропаганду терроризма», причём вполне однозначную, можно найти во множестве.
И если внимательно и вдумчиво походить по французским улицам и музеям, то можно увидеть множество открыто выставляемых свидетельств странного, спорного и позорного прошлого этой страны, которое власти хотели бы замолчать, но нельзя: демократия, и её принципами поступиться невозможно. Да, не на самом видном месте, не в самых престижных залах, не в пиковые часы трансляции, но тем не менее.
Интересно посмотреть старые рисунки антинемецкой и пророссийской пропаганды перед и во время Первой мировой войны. Обращает на себя внимание ряд моментов. Во-первых, примитивизм, рассчитанный на малограмотных и зачастую совершенно неграмотных тогдашних французов – всеобщее начальное образование в стране было введено только в конце XIX века, да и то со всякого рода исключениями. Во-вторых, рассматривая лубочные картины братства французского и русского народов и военных, нужно всё время держать в уме страшную голодную блокаду, организованную Францией после нашей революции, и вопреки, кстати, протестам США. Причем нас травили голодом те же самые люди и силы, которые стояли у истоков создания этих благостных лубочных картинок, упомяну, хотя бы, Клемансо. Одессу, где я живу, из-за организованного Францией голодной блокады к 1922 году покинуло почти всё её население.
Живописное изображение немецких репрессий 1914-18 годов, которые на оккупированных территориях Бельгии и Франции кое-где действительно имели место, надо всегда оценивать, помня, что творила Франция в своих колониях. И тогда немецкие оккупанты времён Первой мировой покажутся мальчиками из церковного хора.
Не менее интересны и свидетельства колониальной политики Франции. Благостные плакаты единства Франции и её колоний, реклама колониальной выставки и вербовки в колониальные войска выглядят дико для нынешнего поколения французов, знающих «художества» метрополии в колониях.
О разгроме немцами французско-британской коалиции. Рисунок, без сомнения, точно отражающий имевшую место ситуацию, можно было купить у букиниста на берегу Сены, причём недорого. Но мне предстояла дальняя сложная дорога, и я не купил, но сфотографировал. Хотя пахло дождём и рисунок был прикрыт отсвечивающей пленкой, разобрать сюжет на фото несложно: Дюнкерк 1940 – успешно эвакуировавшиеся англичане не хотят брать с собой французских военных, среди которых видно и характерное негритянское лицо, оставляя их на расправу наступающим немцам.
О немецкой оккупации Франции, плакаты времён правления прогитлеровского маршала Петена. На первом из них требования огородить молодёжь от сторонников Шарля де Голля, франкмасонов, евреев и вредных слухов. Забавно, но сегодня в России идут аналогичные требования, с проклятиями в адрес Навального, мигрантов и зловредного Интернета. Но особенно меня впечатлил плакат, где маршал Петен спит, спустившиеся со звезд феи шепчут ему во сне истину, а на стене в спальне висит его же собственный портрет. Степень подхалимажа, конечно, зашкаливает, но я припоминаю схожие сюжеты и в отношении некоей российской политической фигуры, догадайтесь сами, о ком речь.
Во время войны за освобождение Алжира несколько десятков тысяч арабов и кабилов за деньги участвовали в боях или исполняли те или иные функции на стороне французской армии, многие из них были ранены и награждены французскими орденами и медалями, - их называли «харки». После соглашения о независимости Алжира они взмолились: «Эвакуируйте нас во Францию с семьями, это море крови нам никто тут не простит!» К тому времени во Франции уже было под миллион алжирцев, их специально вербовали для работы на предприятиях: «присылайте нам самых диких, с гор, которые бы даже слова забастовка не знали.» Но из Парижа пришел приказ: «харки» с собой на корабли не брать. Зачастую их высаживали прямо с судов, на которых эвакуировали армию в 1962-м, хотя некоторые французские военные нарушили приказ и тайно их забирали. Сегодня перед экранами телевизоров бывшие французские военнослужащие подробно рассказывают, что творилось, когда их боевых товарищей оставляли в Алжире, как именно расправлялись местные жители с ними и их семьями, иногда прямо на пристани в порту, на глазах тех, кто попал на корабли. И вот теперь, много десятилетий спустя Франция признала свою ответственность за эту трагедию и в музее Армии появилась мемориальная доска в честь харки, датированная... 2001 годом.
Сейчас, когда много миллионов выходцев из всех стран мира живут во Франции, кто легально, кто нет, французские историки вдруг «обнаружили» решающую роль, которые сыграли жители колоний и протекторатов в войнах, которые вела Франция против Германии.
До миллиона негров, арабов и индокитайцев воевали за деньги, чтобы не умереть у себя дома от голода. На фронтах Первой мировой войны из них погибло 100 тысяч только числящихся «мусульманами». Большую часть из них, включая калек, после войны отправили обратно. Множество китайцев, опять же, за гроши, рыли окопы, хотя напрямую в боевых действиях они и не участвовали. Историки вдруг припомнили подвиг так называемых «сенегальских стрелков» (негры), которые насмерть стояли против гитлеровцев в 1940-м, нанося им большие потери, уже тогда, когда Петен объявил о капитуляции – и все они там полегли. Отголоски этой истории есть в романе Ильи Эренбурга, но до недавнего времени она была малоизвестна рядовым французам. Сегодня во Франции ставятся всё новые мемориальные доски в знак признательности «туземным формированиям», без которым Франция вряд ли сохранилась до наших дней. И не только доски: уже в XXI веке было решено проживающим у себя на родине и не умершим ещё по старости «туземным» ветеранам Второй мировой войны выплачивать пособие на том же уровне, что и французам, с перечислением пенсии в их страну. Прогресс французской демократии, однако же, налицо.
Александр Сивов