АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 2 апреля 2025 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Политический фрейдизм от кремлёвского вельможи
2019-02-22 Олег Миронов
Политический фрейдизм от кремлёвского вельможи

Первым в статье Суркова «Долгое государство Путина» в глаза бросается то, что он использует терминологию Гумилёва, он вспомнил про «людей длинной воли». Напомню, что первыми в политический лексикон этот изначально историософский термин ввели нацболы - Лимонов и Дугин. До них этот термин был исключительно философским, они же сделали его термином политической жизни. Это нормально. Мир так и существует: сначала умники, условные брахманы, много думают, создают мысленные конструкции, придумывают новый язык, затем очаровывают им класс воинов и бюрократии, условных кшатриев, а те, в свою очередь навязывают новую реальность остальному народу. Так во всём. Учёные и философы придумывают идею, создают для неё язык, поэты и художники, самые гениальные из них, придумывают эстетику, потом воины и бюрократы впитывают идеи, язык и эстетику и транслируют их уже в материальном мире: создают архитектуру, политические конструкции, способы экономической жизни, в которых живёт весь остальной народ. Так было всегда: философы придумали идею «Москва - третий Рим», бюрократы и воины воплотили эту идею в политическую жизнь. Пётр Первый, восприняв идеи технологического прогресса, идеи «позднего ренессанса» в немецкой слободе, перенёс их на русскую почву. Социалисты, восприняв идеи Маркса и Энгельса, которые суть логическое завершение идей французских просветителей, создали СССР. Но это прошлая, уже, эпоха.

Сегодняшний западный мир живёт в эпоху фрейдизма, именно он задал парадигму сегодняшнего человека.

Язык определяет сознание, то как человек говорит, так он и думает. Это аксиома. Факт есть факт: Гумилёв создал язык, Дугин и Лимонов сделали этот язык политическим, а самые умные во власти пытаются его перенять и сделать его «своим» языком. Потому как нашей власти явно не хватает субъектности. Наш «класс кшатриев» говорить в политике научился на языке западных демократий и теперь, войдя в конфронтацию с этим самым западным миром, пытается найти «свой» язык. Тот, который будет более полно и насыщенно отражать наше политическое бытие. В принципе, эти попытки начались ещё в нулевых: и суверенная демократия и «скрепы» и попытка взять на вооружение евразийство. Беда в том, что современная политическая элита полностью осознаёт себя как часть западной элиты, она не хочет быть вне её. Вспомните, например, выказывания Лаврова о «большой Европе», пространстве европейских ценностей от Гибралтара до Владивостока. Даже вот это вот «недоевразийство» стыдливо прячется и преподносится как продолжение европейской цивилизации. Сурков пытается в парадигму фрейдистского мира впихнуть героические идеи гумилёвского языка.

Наша политическая элита пытается противостоять Западу на его же поле. Без изменения подхода в сути своей, эти попытки заведомо обречены на провал.

Напоминает мне жизнь подростков на самом деле. Когда группе популярных особей непопулярные готовы преданно заглядывать в глаза, ждать, когда позовут, «шестерить», в общем, хотя могли бы тусоваться на своей, пусть не самой тёплой и удобной, но своей, части двора. А если бы поскребли затылок и взялись за работу, то сделали бы свою часть двора гораздо притягательнее, чем та, где тусуются «эуропейцы». Так, кстати, уже бывало в истории России, когда на нашу страну из Европы смотрели как провинциалы смотрят на столичную жизнь.

Отсюда и новый термин «глубинный народ», калькированное от «глубинного государства», «deep state», термина, появившегося в западной политической жизни. И если образ deep state скорее всего похож на агента Смита, то наш «глубинный народ» - это тот самый легендарный muzhik, который появляется в «Капитанской Дочке» Пушкина в лице Емельяна Пугачёва, тот самый типаж, о котором так много говорили и говорят то с ненавистью, то с любовью, то и с тем и другим одновременно все умники России. Тогда зачем плодить сущности и давать ещё один термин тому, что уже существует в русском языке под словом «народ»? А это как раз дань европейской генетике. Раз есть «глубинное государство» у «них», то должно быть и «глубинное нечто» у нас. По сути, речь во всех этих «глубинах» идёт о бессознательном в том понимании, в каком его ввели фрейдисты, только перенесённое в политическую жизнь.

Были «массовое бессознательное», «психология толпы», теперь вот появился «глубинное государство» и «глубинный народ», при этом Сурков как аналогию приводит dark net, то есть «тёмный интернет» и dark state, то есть «тёмное государство». Нечто мрачное, тёмное, в общем. Наш muzhik — это бородатый косноязычный валенок с топором. Тот, который не будет рассуждать о гомоэстетике древней Греции, а башку снесёт и дело с концом. Хотя, ради исторической справедливости, надо отметить, что исторический Емельян Пугачёв был вполне образованным и культурным человеком своего времени. Одевался, наверное, просто, не так... А может, воплощал идеалы того самого «глубинного народа», который «недосягаемый для социологических опросов, агитации, угроз и других способов прямого изучения и воздействия». Это он в европейской парадигме «недосягаемый», а для нас, русских — это вполне понятное и адекватное явление. Это наш мир, наша жизнь. Это Амиран Георгадзе, мотивы и действия которого вполне ясны и понятны нам, русским. Это Тихон Евсюков из города Инта, застреливший сотрудницу горадминистрации. Это Руслан Тапаев из города Никополя на Днепропетровщине, вполне себе понятный человек. И даже без соцопросов, агитации и методов воздействия понятны нам эти люди.

А вот современной российской элите непонятны. Им, выращенным на фрейдистской парадигме мира более понятны керченский стрелок, подростки, что устроили стрельбу из окна в Пскове, да даже архангельский анархист. А вот Георгадзе, Тапаев и Евсюков не понятны. Поэтому о последних трёх слышали все, а вот о первых трёх не так уж и много помнит и знает. Хотя, безусловно, такие как Георгадзе, Тапаев и Евсюков гораздо более опасны для нынешней системы. Это и есть те хмурые и угрюмые мужики с топорами, а не трагические идиоты-подростки. Страшнее наверное только «Приморские Партизаны», потому как они соединяют в себе и осознанность хмурых мужиков и трагическую жертвенность молодёжи.

Если совсем просто, то фрейдизм подразумевает, что человеком в своей основе управляют самые низменные инстинкты: секс, потребление, убийство. Но эти инстинкты человек вынужден скрывать за рамками приличий, а от необходимости «быть хорошим для всех» и реализовать свои животные потребности и рождаются психозы и вывихи сознания. Фрейд, по сути, автор, архитектор всей современной поп-культуры, то есть, по большому счёту, автор сознания всей западной цивилизации. История культуры 20го века — это история нарушений запретов, наложенных эпохой модерна. История психологического и культурного эксгибиоционизма. Величайшие культурные явления 20го века — это история о выводе на свет Божий своих бесов. Начиная от Элвиса Пресли, через эпоху рок-н-ролла и панка до Кончиты Вурст. И это время подходит к концу. Горбатую Гору и бородатую женщину уже показали не в качестве анекдота, а в качестве трагедии - дальше куда? Либо западная цивилизация найдёт новые подходы к осознанию человека, либо просто-напросто погибнет. Нации не воспроизводятся, политическая жизнь топчется на месте: от Евросоюза до Брекзита. Существование современной западной модели общества, сформированной в 60хх годах, подходит к концу. Развития на этом направлении уже нет и быть не может.

И в своём понимании «глубинного народа» Сурков исходит именно из этого фрейдистского понимания: мол, существует некий «глубинный народ», по его выражению «всегда себе на уме, недосягаемый для социологических опросов, агитации, угроз и других способов прямого изучения и воздействия», то бессознательное, что стали пытаться осознать при помощи метода свободных ассоциаций, гипноза и употребления психоактивных препаратов, то, что стали пытаться уже позже Фрейда осознать не методом анализа, а методом откровения. Сурков — автор неплохих декадентских стихов и даже Агата Кристи под его патронажем записала альбом. Любопытно, что там есть такие слова: «Наш хозяин — Денница». Денница — это Люцифер, если вы не поняли. Сатанизм, в общем-то, чистой воды. Думаю, что он применял методы добиться откровения в попытках понять, прочувствовать «русское бессознательное». Там, в этом состоянии, в этих практиках, вполне вероятно, и встретился с тем самым «хозяином». Ну тут уж у кого какой хозяин...

По сути, эта статья Суркова — это признание своей беспомощности, это крик отчаяния. Наверное так же кричал Борис Годунов: «ну чего тебе ещё нужно, народ?!» А народ-то безмолвствует. Грех убийства царевича из народного сознания не вынешь. Хоть тресни.

Олег Миронов

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Apocalypse now
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
27.3.2025 Николай Волынский
Общество зрелищ. Фильм этот якобы о Пушкине Александре Сергеевиче. Так было объявлено. И нужно сказать сразу: фильм – знаковый для нашего времени. И весьма замечательный. Как замечательной может быть граната с выдернутым кольцом, но в яркой конфетной упаковке. Вам говорят: «Вкусно, угощайтесь». Вы доверчиво берете и в течение 12 сеансов так же доверчиво, как последний олух, ее разворачиваете. И бум! – мозги набекрень

24.3.2025 Андрей Дмитриев
Наследие предков. Кумарская битва, случившаяся в 1655 году на берегах реки Амур, – событие, которое вспомнит далеко не каждый даже из знатоков отечественной истории. Если произошедшие тогда же, в царствование Алексея Михайловича, войны с Польшей и Турцией из-за Украины подробно описаны в учебниках, то события на далекой восточной «украине» (то есть окраине) вниманием обойдены. И совершенно напрасно.

21.3.2025 Петр Баранов
Общество зрелищ. Мы не пираты и потому не имеем права уподобляться хохлам и англосаксам. Мы должны играть исключительно по их правилам, а свои правила придумывать не должны. Ну а совпадение интересов отечественных кинохалтурщиков и их покровителей в госструктурах с интересами наших заклятых друзей из Лондона и прочих притонов пиратства и разврата тут совершенно не причём!

18.3.2025 Борис Костин
Общество зрелищ. Вдруг в культурную жизнь Москвы и Петербурга врывается Игорь Матвиенко со своей этно-оперой «Князь Владимир», на которую Президентский фонд отвалил за три года ни много ни мало почти 200 миллионов рублей! Это потрясающее сценическое безобразие было высоко оценено экспертами, гранты были получены, а то, что результат — пшик, так это, как говорится, tastes differ.

17.3.2025 Юрий Нерсесов
Их нравы. Нежная любовь к соплеменникам Макфола прорывается у Маркова и сейчас. Уже в разгар украинского кризиса, после массовых поставок Киеву американского оружия и санкций, наложенных на Россию, он трогательно поздравлял заокеанских друзей с Днём независимости. Ну а блок НАТО воспевал ещё незадолго до наступления ВСУ в Курской области.

15.3.2025 Андрей Дмитриев
Политический портрет. «Будь ты проклят, Горбачёв!» – Cпел Михаил Елизаров, и, наверное, большинство наших соотечественников с такой оценкой согласны. Особенно глядя на ту же СВО, когда за последствия распада СССР приходится расплачиваться кровью поколениям русских людей, которые родились уже после 1991 года.

13.3.2025 Андрей Дмитриев
ЖЗЛ. Вячеслав Михайлович Молотов – он же Скрябин, 9 марта исполнилось 135 лет со дня его рождения, – одна из знаковых фигур отечественной истории. Но толком не поймешь, как его охарактеризовать – удачливый политик он или не очень.

12.3.2025 Анатолий Кантор
Дефективный менеджмент. Сергей Семёнович как заправский идеолог цирковой жизни столицы порадовал население Москвы своим видением задач, стоящих перед страной в области мировой (а может быть даже и межгалактической) цирковой жизни столицы Российской Федерации. Как следует из блога градоначальника принято решение: «…построить здание Московского цирка в новой удобной локации в Мнёвниковской пойме на северо-западе Москвы».

27.2.2025 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Моряки» - единственная в мире лента, где наши корабли эпохи пара и железа громят вражеский флот. После Великой Отечественной о больших победах на море картины снимали, но исключительно парусных кораблей Ушакова и Нахимова.

27.2.2025 Анатолий Кантор
Дефективный менеджмент. Потренировавшись на бордюрах, Собянин решил замахнуться на более грандиозный проект под кодовым названием «ЦИРК». Постоянного «цирка» от московского мэра и так хватает в обычной жизни столицы, но тут вопрос не о повседневном «бытовом цирке», а о реконструкции Большого Московского цирка, то есть о строительном проекте с грандиозным бюджетом.