ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Пятница, 11 октября 2024 | » Расширенный поиск |
2008-05-07
Алексей Рафалович
Мусорный апокалипсис для Петербурга
Две оплаты одного бачка
Ежегодно в Санкт-Петербурге образуется около 8 миллионов кубометров твердых коммунальных отходов. (Данные достаточно приблизительны, потому что значительная часть отходов просто не подлежит учету). Сбор и вывоз этих отходов оплачивает население города, а размещение и переработку - городской бюджет. Из 8 млн. кубометров отходов более 2,5 млн. - отходы, образованные коммерческими и другими организациями, расположенными в нежилых помещениях жилых домов и на близлежащих территориях и сбрасывающими отходы в те же бачки, что и жители. При этом практически все эти организации заключили договоры на вывоз своих отходов с теми же автопарками, которые вывозят отходы, образованные жителями. Основными перевозчиками отходов, образованных в системе ЖКХ города, являются акционерные общества «Автопарк №1 «Спецтранс» и «Автопарк №6 Спецтранс». Большую часть отходов вывозит «Автопарк №1», который возглавляет генеральный директор А.В. Язев. Таким образом, действующая система сбора и вывоза отходов в ЖКХ позволяет этим автопаркам дважды получать плату за вывоз одних и тех же объемов отходов. При сегодняшнем тарифе 247 рублей 80 копеек за 1 кубометр население города излишне оплачивает ежегодно за вывоз отходов 619,5 млн. рублей. Компания по управлению помойками Можно долго рассуждать о причинах сложившейся практики сбора и вывоза отходов в ЖКХ Санкт-Петербурга, но главное – понять, кому это выгодно. Проблема отсутствия реального учета количества отходов в зависимости от их образователей, а также необходимость прекращения оплаты вывоза «воздушных кубов» мусора с разной периодичностью поднимаются уже много лет. Еще в бытность губернатором Владимира Яковлева было принято решение об оснащении полигонов и мусороперерабатывающих заводов специальными весами для учета отходов ЖКХ в весовых единицах. При этом перевозчикам должны были оплачивать за фактически доставленные тонны отходов к «специализированным местам размещения и переработки». Все предприятия и организации города должны были заключить договора с полигонами и мусороперерабатывающими заводами и отправлять свои отходы через перевозчиков только по специально приобретенным талонам. Казалось, вот она - система, апробированная во многих странах Европы и Скандинавии. Но не тут-то было. Весы на полигонах и заводах построили, деньги на их строительство потратили, а система сбора и вывоза мусора осталась неизменной. Как платило население за взмах пустым бачком во дворе, так и платит. Как платило население и бюджет города за вывоз мусора от арендаторов и собственников нежилых помещений, так и платит. Ответственным за сбор, вывоз, размещение и переработку коммунального мусора в системе ЖКХ города являются Жилищный Комитет и его председатель Юнис Лукманов, выше по вертикали городской власти стоит вице-губернатор Александр Полукеев. «Если в Петербурге будет создана управляющая компания, то мы будем точно знать, сколько мы получили отходов от жителей в том или ином районе, сколько мы получили отходов от любого торгово-бытового комплекса, куда этот мусор развезли и т.д.» - заявил Лукманов газете «Деловой Петербург». Что мешает Юнису Халитовичу все это знать уже сегодня? Как можно управлять системой обращения с отходами в ЖКХ, тратить миллиарды народных денег на вывоз мусора, не зная при этом, ни сколько этого мусора, ни куда его повезли? Видимо поэтому в нашем городе так стремительно растут коммунальные платежи, а качество содержания жилья только ухудшается. В структуре Жилищного Комитета создано целое управление по обращению с отходами, назначен заместитель председателя комитета по этому направлению. Это полтора десятка работников с хорошим бюджетным содержанием. Какая еще «управляющая» компания нужна, чтобы навести элементарный порядок с мусором в ЖКХ? Нельзя, конечно, сказать, что Жилищный Комитет совсем не занимается «мусорными» вопросами. Достаточно заглянуть в закон «О бюджете Санкт-Петербурга» за последние 2-3 года. Сотни миллионов рублей бюджетных средств потрачено Жилищным Комитетом на всякого рода ПИРы и НИРы, разработки концепций, программ, организацию селективного сбора, организацию весового учета и т.д. и т.п. Вот только ощутимых результатов от потраченных средств жители города не наблюдают. Да и откуда возьмутся результаты, если большая часть потраченных бюджетных средств зависла по бухгалтерии Жилищного Комитета в виде «незавершенки»? Этот вопрос уже не в нашей компетенции. Пусть им займутся органы, контролирующие расходование и использование бюджетных средств. Мусорное рейдерство Особую активность в «мусорном» вопросе проявили работники Жилищного Комитета Агуренков, Нинциев, Бучин и Бардашев во главе с председателем комитета Лукмановым при организации скандального вооруженного захвата мусороперерабатывающего завода на Волхонском шоссе и его полигона в Новоселках. O «рейдерском захвате», организованном питерскими чиновниками, тогда писали многие СМИ. В июле 2006 г. мусорный завод (ЗАО «Опытный завод МПБО») был окулирован отрядом ОМОН, вооруженным автоматами и служебными собаками, милицией, УБЭП. Работники ЗАО были выдворены с территории завода, имущество ЗАО (здания, оборудование, документы) были захвачены. По этому же сценарию в сентябре 2007 года был захвачен полигон в Новоселках. Судебное разбирательство продолжается до сих пор, а господин Лукманов объясняет свои действия «интересами города». Мол, «мусороперерабатывающие заводы и полигоны должны быть собственностью города». Так ли это? Из интервью Лукманова газете «Деловой Петербург» от 6 ноября 2007 года следует, что управление инфраструктурой для сбора и вывоза отходов, комплексами по сортировке (построенными за бюджетные деньги), мусороперерабатывающими заводами и полигонами планируется передать частным компаниям. Вот так легко Юнис Халитович подменяет «интересы города» частными интересами. Выходит, что организованное им «бряцание автоматами» для захвата чужого имущества, - не что иное, как «зачистка площадки» для частной компании. Короче говоря, примитивный передел собственности. Если до настоящего времени инфраструктура и мусороперерабатывающие заводы еще не переданы в частные руки, то это, видимо, только потому, что в лукмановском комитете боятся продешевить при выборе той самой частной компании. Да и здравомыслящие инвесторы вряд ли рискнут вкладывать деньги в захваченное имущество и покупать «кота в мешке». Чиновники меняются, рынок развивается, и завтра образователи отходов могут не повезти их на заводы по таким ценам. А тут еще ужесточение природоохранного законодательства, категорические и справедливые возмущения общественности, выступающей против мусоросжигания и других опасных технологий!
В то время как работники Жилищного Комитета занимались «освоением» бюджетных средств и переделом собственности в мусорной сфере, другие участники этого процесса внедряли «новую» технологию сбора и вывоза мусора. Генеральный директор АО «Автопарк №1 «Спецтранс» Язев с поддержкой вице-губернатора Полукеева решили «совершенствовать» технологию вывоза мусора. Для этого за счет бюджета города были закуплены установки итальянской фирмы «Балла-Пресс» стоимостью более 1 миллиона долларов США каждая. Эти чудо-установки прессуют мусор в тюки весом около 1 т. и заворачивают их в полиэтиленовую пленку. Одну из машин смонтировали на улице Ташкентской, на станции перегруза мусора, принадлежащей «Спецтрансу». Теперь коммунальный мусор со станции перегруза в виде завернутых в полиэтилен тюков отправляется на свалку в поселок Новый Свет Гатчинского района и укладывается там по периметру свалки. Вторая установка работает на том самом заводе по адресу Волхонское шоссе, 116. Там опасные тюки с мусором складируются прямо на территории завода (вблизи жилых домов на городской земле!) Если бы речь шла о каком-то единичном эксперименте, можно было бы не уделять этому такого внимания. Но есть информация, что в городе планируется закупить 9 таких машин, построить еще 6 станций перегруза и почти весь коммунальный мусор заворачивать в полиэтиленовую пленку и укладывать на свалке. Для этого отведен участок земли в районе Мги Кировского района Ленинградской области. Коль эта технология пришла к нам из-за рубежа, мы поинтересовались опытом эксплуатации и назначения этих установок. Оказалось, что установки предназначены для упаковки и временного (не более 2-х лет) хранения мусора под навесом, защищающем тюки от атмосферных осадков и солнечных лучей. Применение установок в отдельных странах обосновано требованием непрерывности загрузки печей некоторых мусоросжигающих заводов. Для этого на территории заводов создается 2-3 суточный запас мусора на случай перебоев в его доставке, который регулярно обновляется. Таким образом, эти установки не предназначены для упаковки мусора и укладки его на длительное хранение или захоронение. Нет положительного опыта применения их для захоронения мусора и в России. Что же будет происходить с мусором, упакованным в тюки и уложенным на открытой площадке? Допустим, на площадку в районе Мги ежегодно будут складировать 7 млн. кубометров коммунальных отходов, что составляет 1,4 млн. тонн. За три года на площади 50 га сооружение из тюков мусора поднимется на высоту примерно 12-15 метров. По поверхности этого сооружения не сможет передвигаться тяжелая техника (большегрузные автомобили, бульдозеры и др.), так как сооружение из тюков не является достаточно устойчивым. Откосы и поверхность сооружения будут открыты. Полиэтиленовая пленка, в которую завернуты тюки с мусором под воздействием мороза, снега, наледи и солнечных лучей будет разрушаться. В составе мусора под воздействием влаги и воздуха будут идти естественные процессы разложения органики, сопровождающиеся выделением ядовитых веществ в воздушную среду, пожароопасного биогаза, насыщенных ядовитыми веществами сточных вод, отравляющих почву и водоемы. Технология традиционного захоронения мусора на полигонах разрабатывалась учеными многих стран, но то, что планируется в Санкт-Петербурге, скорее похоже на авантюру. Рассмотрим некоторые экономические аспекты этого «новшества». Как уже говорилось, стоимость вывоза одного кубического метра коммунальных отходов в Санкт-Петербурге составляет сегодня 247,8 рублей, которые платят горожане. Стоимость захоронения одного кубического метра коммунальных отходов равна 55,33 руб. (оплачивает бюджет Санкт-Петербурга). Удорожание процесса вывоза и захоронения коммунальных отходов за счет затрат на упаковку составляет примерно 150 рублей за каждый кубический метр. Таким образом только затраты на упаковку мусора обойдутся городу примерно в 1,2 миллиарда рублей в год дополнительных расходов. К этому необходимо добавить капитальные затраты на закупку оборудования - более 9 млн. долларов США и планируемое строительство шести станций перегруза мусора -15-20 млн. долларов США. И это только надводная часть айсберга. Для того чтобы избавиться от опасных залежей тюков мусора, придется строить мусоросжигательные заводы. Сколько же их понадобится? Если производительность одного завода 300 тыс. тонн мусора в год, а ежегодно образуется 1,4 млн. тонн мусора, упакованного в тюки, то для сжигания этого мусора понадобится 5 заводов. Чтобы хоть как-то решить проблему с накопленными мусорными тюками, необходимо добавить еще 5 сжигательных заводов (и то решение этой проблемы растянется от 5 до 15 лет). Стоимость одного мусоросжигательного завода составляет не менее 300 млн. долларов США. Цена сжигания одной тонны отходов -150-200 долларов США. Капитальные затраты на строительство мусоросжигательных заводов составят около 3 миллиардов долларов США. Если в течение 3-х лет ежегодно складировать на открытой площадке 1,4 млн. тонн мусора, упакованного в тюки (с последующим сжиганием), то без учета капитальных затрат это обойдется городу и его жителям примерно в 30,5 миллиардов рублей. Это значит, что тарифы на вывоз отходов, оплачиваемые населением, нужно будет увеличить в десятки раз. Страшно подумать, что будет с городом и живописными окрестностями Ленинградской области, если, действительно, нашим чиновникам удастся осуществить планы строительства опасных для экологии и здоровья человека мусоросжигательных заводов! Видимо, те, кто строит эти планы, определили для себя и своих детей другое место жительства. Кому же выгодно строительство станций перегруза с установками для упаковки мусора? Конечно перевозчикам мусора! Тарифы на вывоз, оплачиваемые населением, только растут, а прессование и упаковка мусора на перегрузах сведут на нет все попытки раздельного учета мусора. Зато принесут автопаркам «Спецтранс» и их покровителям дополнительные прибыли. Наши чиновники этого не понимают? Видимо, понимают, но им предъявили очень весомые аргументы. Возможно, с множеством нулей. Переработка бюджетных денег В 1994 году в поселке Янино Всеволожского района Ленинградской области была построена первая очередь мусороперерабатывающего завода. Первая очередь представляла собой технологию механизированной переработки мусора без начала и конца и, конечно же, предусматривалось строительство последующих очередей. Но, то ли денег в бюджете не хватило, то ли не до заводов было, но строительство так и не закончили. С горем пополам, не взирая на качество переработки, завод стал осваивать проектную мощность первой очереди, позволявшую максимально перерабатывать 600 тыс. кубометров мусора в год. В 2005-2006 гг., вместо строительства второй очереди завода, было выделено и потрачено более 500 млн. рублей из городского бюджета на реконструкцию той самой первой очереди завода. Автор этого чудо-проекта акционерное общество «Механобр» во главе с генеральным директором Вайсбергом. «Механобр» - предприятие, которое занималось изготовлением оборудования для горно-обогатительных заводов, и опыта переработки мусора, конечно же, не имеет. Растеряв свои потенциалы в смутные 90-е годы, фирма и её предприимчивый директор решили оседлать мусорную тему. И в результате вырос на территории янинского завода ангар стоимостью 500 млн. рублей, начиненный ленточными конвейерами и механобровскими дробилками образца семидесятых годов. В этом ангаре планировалось вдоль конвейеров, по которым двигается мусор, разместить около 100 человек, которые вручную (!) из мусора должны выбирать полезные предметы (вот уж «наукоемкая» технология!) На такую работу даже бомжей и гастарбайтеров не заманишь. По мнению специалистов, масса смешанного коммунального мусора, поступающего на завод, содержит не более 10-15 процентов вторичного сырья, которое можно отобрать для дальнейшего использования. Что же принесло заводу строительство ангара? К нам попал акт приема-сдачи работ по государственному контракту за октябрь 2007г., подписанный директором янинского завода и Жилищным Комитетом. Согласно этому акту завод сдал работу, а Жилищный комитет принял (и оплатил!) работу по переработке 97 181,42 кубометров в месяц коммунальных отходов. Умножаем эту цифру на 12 месяцев и получаем объем переработки мусора 1 166 177 кубометров в год. Интересно, как можно на оборудовании, рассчитанном для максимальной переработки 600 тыс. кубометров мусора в год, переработать больше миллиона кубических метров? Помнится, где-то в 2003 году на директора ГУП «Завод МПБО-2» Маловичко было заведено уголовное дело за мошенничество, выраженное в приписках объемов перерабатываемых отходов и незаконно полученные за эти объемы бюджетные деньги. Объем этих приписок по материалам дела был в размере около 20% от проектной мощности завода. Об этом писали питерские газеты. Директор был отстранен от занимаемой должности. В сравнении с сегодняшними деяниями дирекции ГУП «Завод МПБО-2» и Жилищного Комитета, проступок Маловичко выглядит невинной шалостью. И этому заводу передан после вооруженного захвата нормально работающий на протяжении 35 лет мусороперерабатывающий завод на Волхонском шоссе! Что же стало с предприятием после его захвата? «Специалисты» ГУПа перекроили известный в России и за рубежом завод на свой лад. Остановлена часть цехов, разрушено оборудование, а территория завода превращена в свалку ядовитых отходов. А как дела с переработкой отходов? Читаем акт приема-сдачи работ за октябрь 2007г., подписанный с одной стороны «переработчик: СПБ ГУП «Завод МПБО-2» Филиал СПБ ГУП «Завод МПБО-2» «Опытный завод МПБО» (Волхонское шоссе, 116)», с другой стороны - Жилищным Комитетом Санкт-Петербурга. Согласно этому акту филиал сдал, а Жилищный Комитет принял (и оплатил) работы по переработке мусора согласно Государственному Контракту в объеме 89040,41 кубометра. Значит, в год завод на Волхонском шоссе сейчас перерабатывает 1 068 484,92 кубометра мусора. Проектная мощность этого завода позволяла перерабатывать 900 тыс. кубометров отходов в год. При этом необходимо, чтобы все оборудование работало. Сегодня, когда часть производственных цехов остановлена, а оборудование выведено из строя, объем «переработки» мусора превышает (на бумаге!) миллион кубических метров в год. В одном из интервью незадолго до захвата предприятия господин Лукманов заявлял: «На ЗАО «Опытный завод МПБО» работают слабые юристы и слабые менеджеры. Передадим завод ГУПу и покажем, как надо работать». Здесь с Лукмановым можно согласиться. Дирекция и специалисты ЗАО «Опытный завод МПБО» не обучены вместо мусора перерабатывать бюджетные деньги. Видимо, учителя были не те. Во что же обходятся бюджету города «художества» подведомственного Жилищному Комитету ГУП «Завод МПБО-2»? Попробуем сосчитать. Только за «переработку» мусора Жилищный Комитет перечислит ГУПу за год примерно 400 млн. рублей. Если из 2,2 млн. кубометров мусора, поступившего на завод (допустим, что приписок не было), 2 млн. кубометров нужно будет отправить на свалку, то по нынешним расценкам, учитывая, что эти отходы становятся производственными отходами завода, нужно будет потратить около 1 миллиарда рублей. А если 2 млн. кубометров производственных отходов завода будут прессовать в тюки, упаковывать в пленку и хранить для последующего сжигания, то, с учетом затрат на упаковку и сжигание, обойдется это городу более 3,5 миллиардов рублей в год. Может, хватит дорогих и опасных экспериментов? |
|