АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Суббота, 4 июля 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Мятеж из-за расстёгнутой ширинки
2020-01-05 Юрий Нерсесов
Мятеж из-за расстёгнутой ширинки
Кремлёвский пропагандон Эрнст превратил декабристов в хипстеров

Вздумав написать о Великой Французской революции, британский писатель Чарльз Диккенс показал и её причины и последствия. Французские аристократы в его «Повести о двух городах» выжимают из плебеев последние сантимы и тратят их на свои удовольствия. Народ в ответ бунтует, отправляет на гильотину благородных графов с маркизами, а под горячую руку сечёт головы и непричастным. Не то чтобы это полная картина происходившего, но Диккенс, как честный человек, хотя бы пытался понять, о чём пишет.

Назвать честным человеком генерального директора Первого канала Константина Эрнста можно лишь с тяжёлого перепою. Неудивительно, что фильм «Союз спасения», продюсером которого он является, обернулся традиционным для путинской пропаганды жульничеством. Цель которого - провести параллели между заговорщиками 1825 года и нынешними участниками оппозиционных митингов - создатели особо и не скрывают.

«Это предупреждение о том, что идет война, как бы сказал Цой, «и две тысячи лет война, война без особых причин»; война власти и креативного класса. - Жалобно причитает второй продюсер картины Анатолий Максимов. - И независимо от формы, которую власть принимает, эта история повторяется. Поэтому мы называем ее паттерном. Неважно, вооруженные, с пластиковыми стаканчиками, потом бутылки… Это матрица, которая воспроизводится, невзирая на то что одно время сменяет другое. И получается, что это судьба России».

Отсюда и мощный бюджет — 800 миллионов рублей, не считая затрат на рекламу из всех холодильников и пылесосов. Справедливости ради признаю: жульничает Эрнст с компанией куда тоньше, чем обычно. У разоблачаемых декабристов нет хвостов и рогов, они декларируют все свои благие намерения, включая провозглашение республики, отмену крепостного права и сокращение срока солдатской службы, но чем российские порядки так уж плохи, зрители не видят.

Единственное подтверждение: поротая спина солдата, наказанного за появление в строю с расстёгнутыми штанами. То есть выходит из-за этой самой ширинки господа революционеры и выступили. Ещё некоторые на царя обиделись — тот с ними во взятом Париже шампусика выпить отказался! И считали, что ежели не ввести демократию, мужички взбунтуются и всех порешат. Хотя ни единого подтверждения тяжёлой жизни мужичков в кадре нет, а токмо кровавые выступления самих декабристов: расправа над офицерами верными вертикали власти, подставленные под картечь солдатики и сожжённый шинок бедного еврея. С напрашивающимся выводом: власть у нас замечательная и бунтовать супротив неё никак невозможно! Тем более из-за расстёгнутой ширинки выпоротого охламона, который, судя по бодрым наездам на офицера с задиранием рубахи не особо и пострадал.

Кто-то вспомнит, что при подавлении восстания в военных поселениях (действительно жуткого и кровавого) только в Старорусском уезде запороли насмерть 129 человек? Да много ли таких въедливых? Большинство прочтёт финальные титры об отказе Николая I от применения смертной казни после повешения пятерых наиболее зловредных и умилится.

Не хочу уподобляться демшизе и обличать Николая Павловича: он далеко не самый жестокий правитель своей эпохи. Но стыдливое обрезание трагической фигуры императора смешно и пошло. Технология известна: точно также обрезал «Тараса Бульбу» экранизировавший повесть Николая Гоголя Владимир Бортко. Не включил в сценарий эпизод, в котором от безгрешного бизнеса другого бедного еврея «на расстоянии трех миль во все стороны не оставалось ни одной избы в порядке: все валилось и дряхлело, все пораспивалось, и осталась бедность да лохмотья». Изъял сцены, где после набега казаков оставались «избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу». Выкинул предательство казаков православным духовенством... Ну и отмазал начисто всех от свершённых злодейств, выведя безобразниками исключительно поляков.

Киношники Эрнста выставляют декабристов не столько злыднями, сколько прекраснодушными дурачками, и вдобавок к реально совершённым ими глупостям добавляет новых. С чего мятежники как бараны встали на площади, вместо захвата Сената и Зимнего дворца с царским семейством? Знающие тему сразу скажут: не от хорошей жизни. Сенаторы ещё в 7 часов утра присягнули Николаю и разошлись, декабристы же появились на Сенатской площади только в 11 часов и захватывать пустое здание не имело смысла. Зимний же взять как раз пытались, но восставших чуть опередил гвардейский сапёрный батальон. Растроганный царь после подавления восстания вышел к сапёрам с семилетним наследником (будущим Александром II) и сказал: «Я желаю, чтобы вы так же любили моего сына, как я сам люблю вас».

Шикарный мог получиться кадр, но желание лишний раз пнуть декабристов оказалось сильнее стремления выдавить слёзы из монархистов. Ну и традиционная привычка к халтуре никуда не делась. Почему «Северное тайное общество», поднявшее восстание в Петербурге в 1825 году, именуется «Союзом спасения», распущенным в 1817-ом? Чего ради маленькая дочь поэта Рылеева переименована из Настеньки в Вареньку? Зачем при наличии шикарного цветника жён и невест участников событий придумывать возлюбленную стойкому холостяку Муравьёву-Апостолу?... Потому что пофиг. И актёрам пофиг — вот они и отрабатывают номер без всякого энтузиазма. Трудно сделать красиво, когда на тебя напяливают офицерский мундир и требуют изображать хипстера, бегущего на митинг Навального под несуразные для XIX века мелодии «Наутилуса» и «Мумий Тролля».

Юрий Нерсесов

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Общество зрелищ
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
29.6.2020 Юрий Нерсесов
Эхо истории. С присоединением Крыма РВИО особенно охотно рожает монстров в области его истории. От больших и вонючих, как фильм Первого канала «Нулевая мировая война», который я разбирал два года назад. До маленьких и бесцветных, типа статьи «Балаклавская битва», опубликованной на сайте РВИО в нынешнем году. Переврано в ней всё возможное, причём по-разному.

26.6.2020 Сергей Лебедев
Apocalypse now. Что ж, в истории уже были примеры вырождения и гибели в результате гедонизма целых цивилизаций. Можно вспомнить классический пример Римской империи, В конце концов Римская цивилизация была сметена нашествием варваров, американской сильно везёт, что рядом с ней сильных варварских государств нет, но горит она всё равно красиво. Goodbye America, O!

23.6.2020 Юрий Нерсесов
Щупальца олигархии. О дружбе либерального вице-премьера и любителя шахмат Аркадия Дворковича с православно-консервативным министром сельского хозяйства и покровителем казачества Александром Ткачёвым россияне узнали уже после их отставки. Караоке с «Ах судьба моя, судьба!» Надежды Кадышевой в бизнес-джете вышло чрезвычайно задушевное. Но не придётся ли певцам исполнить «Таганку» или «Владимирский централ» в куда менее комфортном месте?

22.6.2020 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. Типа патриотических чучелок из "Единой России" продемонстрировали западной публике в качестве злобных империалистов и фашистов. Затем показали, что для Путина в отличие от подобного зверья осуждение «секретных протоколов» сомнению не подлежит. И напомнили: только действующий президент может держать дрессированных мишек на коротком поводке и загонять пинком в конуру.

15.6.2020 Юрий Нерсесов
Война и мир. Сверхдержавы будут делить мир, пока существует человечество. Независимо от того, кто эти сверхдержавы возглавляет: благословлённые церковью монархи, революционные диктаторы или демократически избранные премьеры. Если же вашу страну призывают покаяться в чудовищном преступлении, значит, делить на сферы готовятся её саму.

15.6.2020 Андрей Дмитриев
Эхо истории. Столичная подземка стала одним из ключевых проектов сталинской эпохи, а спустя десятилетия - и московской мэрии, которая в минувшем году получила контроль над основным пакетом акций АО «Мосметрострой». Разберемся на данном примере в разнице подходов и приоритетов сталинских выдвиженцев и путинских "эффективных менеджеров".

11.6.2020 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Шугалею сильно повезло, что создатели фильма о нём не столь талантливы, как адвокат из рассказа Тэффи. В противном случае узника, скорее всего, запытали бы до смерти, пытаясь выяснить, где находятся мифические атомные бомбы семьи Каддафи.

29.5.2020 Юрий Нерсесов
Властители дум. Главред журнала «Дилетант» Виталий Дымарский, редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов и их команда не пропадут, даже если «Газпром» отлучит их от своей щедрой груди. Хорошие моэли, то есть специалисты по обрезанию, в российских синагогах на вес золота. Православно-монархический канал «Царьград-ТВ» Константина Малофеева вроде бы идейно далёк от них, но действует точно так же.

22.5.2020 Юрий Нерсесов
Реваншизм. Считая президента Азербайджана Ильхана Алиева виновником скандала вокруг памятника организатору Армянского легиона вермахта Гарегину Тер-Арутюняну (Нжде), премьер-министр Армении Никол Пашинян решил отомстить. То есть выставить недобитым гитлеровцем перед западными друзьями самого Алиева.

17.5.2020 Андрей Дмитриев
Наш дядя Саша. Глядя на поведение Александра Беглова, да и федеральных властей, возникает ощущение, что они заразились новым недугом на почве коронавируса. При котором желание всё контролировать почему-то смешивается с частичной потерей памяти, а поспешные отчёты об успехах никак не стыкуются с жёсткой реальностью жизни в условиях эпидемии.